Поделитесь в соцсетях:


Смотреть Все Статьи



Стихия воды у славян

| Автор:

Стихия воды у славян

 

В представлении славян вода существовала даже тогда, когда не было ни земли, ни неба, ни Бога. По их мнению, она была начальной субстанцией, из которой впоследствии произошло все сущее и сформировалось мировое пространство. Именно из нее Бог создал землю, то есть возникла новая стихия. Не удивительно, что все водные объекты у славян одухотворялись.

 

 

У славян, как практически во всех мировых религиях, водная стихия (океан, река или море) являлась реальной границей, отделявшей мир живых от подземного мира, мира мертвых. В таком своем статусе она активно использовалась при проведении ритуальных обрядов и для установления контактов с потусторонними силами. Вода считалась проекцией потустороннего мира в реальность, поэтому, всматриваясь в ее поверхность, люди пытались узнать свою судьбу и определить ход грядущих событий. Мистические свойства славяне приписывали исключительно проточной воде, а ее текучесть воспринимали как способность органично перетекать из среднего мира (человеческого) к подземному царству Велеса. Вера в это существовала повсеместно.

 

 

Жизнь славян с древнейших времен была связана с водой. Наши предки селились вдоль рек, по которым проходили торговые пути, совершали дальние плавания. Древнерусские язычники, а впоследствии и двоеверцы приносили жертвы воде или у воды, гадали по ней о своем будущем, устраивали святилища на берегах рек, озер, источников и среди болот, водили к воде девушек при совершении свадебного обряда, верили в то, что в реках или у их берегов обитают мифические существа. К глубокой древности восходит, по-видимому, и обожествление больших рек, с которыми связана ранняя славянская история, Дуная, Днепра, Дона. Считали, что вода как стихия, обладающая особой чистотой, не принимает нечистые предметы и выталкивает их на свою поверхность. К воде обращались при разного рода гаданиях, причем символическое значение придавалось, по всей вероятности, таким свойствам воды, как ее зеркальность, связь с иным миром, а также с идеей времени, смерти и забвения (вспомним мифопоэтические образы реки времени, реки забвения, реки дороги в потусторонний мир или границы между миром жизни и смерти). Языческие истоки имеет и представление о связи воды земной и воды небесной, впоследствии поддержанное в ритуалы, в которых, совершая действия у земных источников, люди пытались вызвать дождь, то есть воздействовать на небесную влагу. С магией земной и небесной воды связаны многие весенне-летние обряды: купание, обливание и умывание водой, топление чучел, пускание венков, молитвы и жертвоприношения у колодцев и источников. Славяне, как и большинство других народов, осмысляли воду как всеобщее порождающее начало, мать всего живого, в том числе и самой земли, возникшей некогда со дна мирового океана и окруженной со всех сторон водою. Столь же устойчивый характер имеет и связь воды с женским началом (притом, что дождь может осмысляться и как небесное семя), а также взгляд на любовное удовлетворение как утоление жажды. С помощью воды, как и с помощью огня, достигалось очищение человека, обновление его материального и духовного естества. Купание осмыслялось язычниками, а позднее и христианами как второе рождение, возвращение к изначальной чистоте. Вода наделялась и целительными свойствами: обливание, опрыскивание, умывание водой. В то же время вода переживается человеком, как агрессивная среда, несущая ему удушье и смерть. Это имеет, по-видимому, физиологическую подоплеку: нырнув под воду, человек попадает в иной мир, таинственный и враждебный по отношению к нему. Все, что он видит там, кардинально отличается от того, что он видит в обычном мире: по-иному преломляется свет, окрашена среда, здесь иная растительность и животный мир. Водная среда плотно обнимает тело, делая его невесомым и побуждая двигаться в странном, замедленном ритме. Специфическим отличием стихии воды от стихий огня и земли является также то, что человек может погрузиться в нее, и едва ли не в каждом опыте сохраняется воспоминание о пребывании под водой. В мифологических воззрениях некоторых народов проводится параллель между жизнью плода в утробных водах и возникновением мира из вод мирового океана (иногда в форме мирового яйца).




Смотрите также:
Темы от партнеров:





Рубрика: Наследие | Просмотров: 273








Последние новости: