Многоконфессиональность
В отличие от большинства европейских стран Россия почти с самых истоков своего существования была страной многоконфессиональной. Здесь в целом мирно соседствовали язычество и православие, ислам и иудаизм, буддизм и лютеранство.
Более того, на современной территории России издавна существовали не просто очаги, а крупные центры ведущих мировых религий. Между ними в своё время пришлось выбирать веру князю Владимиру Святому.
Одним из центров иудаизма в Европе стал Хазарский каганат, в зависимость от которого ещё в IX в. попали многие славянские племена северо-восточных районов будущей Руси. Борьбу с ним за влияние на Восточно-Европейской равнине вела тогда Византия.
В дальнейшем влияние иудаизма на население русских земель не имело большого значения. Лишь после присоединения в результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. Белоруссии, Литвы и значительной части Украины в России появилось значительное число приверженцев иудаизма. Правда, долгое время ареал распространения этой религии был ограничен местами компактного расселения еврейского населения.
Волжско-Камская Булгария в X в., преодолев зависимость от Хазарии, пошла на сближение с Арабским халифатом и приняла ислам. С этого времени Поволжье стало одним из центров ислама в Европе.
Влияние исламского фактора на Русь усилилось в связи с принятием ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в первой половине XIV в. С присоединением к России Казанского и Астраханского ханств мусульмане, по некоторым данным, стали составлять до 10% населения страны. Петровские походы в Иран в начале XVIII в., а затем и включение в состав империи Кавказа в XIX в. расширили численный состав и ареал расселения мусульман России. Ещё более значительным он стал к концу XIX в., после присоединения к России Средней Азии.
Буддизм никогда не оказывал серьёзного влияния на большинство населения России. Но это была основная религия в Прибайкалье, а также в Нижнем Поволжье после прихода туда в XVII в. калмыков.
Православие и его роль в жизни российского общества. Двоеверие
Господствующей религией на Руси, а затем в России всегда было православие. Даже после включения в состав Российской империи огромных территорий его исповедовало до 87% населения страны.
Православие стало одним из важнейших факторов, определивших своеобразие российской истории.
Документ
Из статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлечённости — в православном мире оно сохранило внутреннюю целостность духа; там раздвоение сил разума — здесь стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточению разума; там искание наружного, мёртвого единства — здесь стремление к внутреннему, живому; там церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, — в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством; там схоластические и юридические университеты — в древней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание; там рассудочное и школьное изучение высших истин — здесь стремление к их живому и цельному познаванию… одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного; в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного… раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности».
Можно признать, что православие повлияло на все стороны жизни российского общества: политическую, социально- экономическую, духовную.
Современные учёные (А.Г. Кузьмин и др.) отмечают, что византийский источник христианства на Руси не был единственным. Оно пришло на славянские земли из разных источников и в разное время. Первые христианские общины в Северном Причерноморье появились уже в VI—VII вв. В X—XI вв. в Древней Руси сосуществовали разные христианские общины, представлявшие различные христианские традиции, в разной мере соперничавшие между собой.
Вместе с тем следует отметить, что Крещение Руси в 988 г. означало не единовременный акт и не завершение процесса христианизации славянских племён, а лишь его начало. Важным фактором общественного сознания на Руси после принятия христианства было двоеверие.
В последующие десятилетия и даже века проходил сложный процесс адаптации к новой вере вчерашних язычников. В некоторых районах России он не завершился и до сих пор. Ряд учёных (Н.И. Толстой, М. Элиаде, И.Н. Данилевский) полагают, что результатом этих процессов стало не утверждение православной веры в России в её византийском виде, а «духовный симбиоз» православия и язычества, появление «народного христианства».
Подобное положение существовало не только в России, но и в других странах, где христианство так и не вытеснило в полной мере прежних, языческих верований, наложивших свой неповторимый отпечаток на характер принятой христианской веры.
По мнению некоторых учёных (А.Н. Сахаров), принятие восточной версии христианства стало для Руси тем барьером, который отгородил на века русские земли от Европы.
Следует вместе с тем признать, что именно в византийском варианте, пришедшем на Русь, наиболее бережно и полно было представлено первоначальное христианское учение.
Документ
Из книги историка Ю. Кобищанова «Полюдье — явление отечественной и всемирной истории цивилизаций»«Когда тысячу лет тому назад Киевская Русь… вступила в христианский мир, греческое православие вовсе не было восточной периферийной ветвью христианства. Оно составляло духовный и цивилизационный центр христианского мира, оказавший мощное влияние на его периферию — западную (католическую), северную (славянскую и северокавказскую), восточную (азиатскую) и южную (африканскую)».
Церковь и государство
Взаимоотношения Российского государства и Русской православной церкви в своём развитии прошли несколько этапов. На первом (X—XIII вв.) новая религия нуждалась в поддержке со стороны государственной власти и в полной мере ощущала её. Вскоре она стала прочной опорой княжеской власти.
В период ордынского господства и формирования единого государства (XIII—XVI вв.) православная церковь стала не просто одной из важнейших, но на некоторых этапах и единственной силой, обеспечивавшей единство населения русских княжеств в борьбе с врагом, и основой будущей единой системы власти.
В XVI—XVII вв., по мере упрочения центральной власти, оформилось некое «разделение властей», при котором вмешательство церкви в дела государства стало минимальным, но сохранялся контроль над духовной жизнью российского общества. Вершиной этого периода стало учреждение патриаршества на Руси в 1589 г. Именно позиция первого патриарха всея Руси Иова во многом обеспечила избрание на царство Земским собором Бориса Годунова (1598). Отказ патриарха признать в самозванце «царя Дмитрия Ивановича» (1605) привёл к его низложению патриарха и последующей ссылке. Пытаясь заручиться поддержкой церкви, Лжедмитрий I прибегал к помощи «лжепатриарха» Игнатия. Всё это показывает, что даже высшая светская власть в России не могла обойтись без поддержки власти духовной.
При патриархе Филарете власть и авторитет патриарха довольно часто оказывались более сильными, чем власть его сына — царя Михаила Фёдоровича. Однако в условиях формирования тенденции к абсолютной власти монарха роль церкви в жизни общества радикально меняется. А с начала XVIII в. патриаршество упраздняется и управление церковью переходит к государственным чиновникам (Синоду, созданному в 1721 г.), назначаемым царём. Это в полной мере отражало общеевропейские процессы в данной сфере, связанные со становлением абсолютизма.
Теперь на священников была возложена функция оглашения государственных законов прихожанам, регистрации рождения и смерти, помощи в проведении переписей населения, выявления раскольников и наблюдения за ними. Была введена клятвенная присяга священников на верность императору. Вслед за серией регламентов (уставов), определявших порядок воинской, государственной, придворной службы, в 1722 г. был принят и Духовный регламент, подробно описывавший условия и порядок вступления в священнический сан, правила монастырской жизни и т. д. Любое его нарушение каралось лишением священников приходов и сана, сдачей в солдаты как их самих, так и их детей.
Павел I стал первым императором, объявившим себя главой Русской православной церкви (1797). В последующем это положение было закреплено 42-й статьёй Свода законов Российской империи (1832).
Церковь в России до второй половины XVIII в. продолжала оставаться сильной благодаря огромным землевладениям. Пётр III, а затем и Екатерина II нанесли второй, более ощутимый удар по самостоятельности Русской православной церкви, проведя в 1762 и 1764 гг. секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Это не только была мера, которая подорвала экономические основы Русской православной церкви, сделав духовенство полностью зависимым от государства. Это был ещё один шаг власти на пути к огосударствлению всех сторон жизни своих подданных.
Теперь, вплоть до 1917 г., Русская православная церковь, как организация, управлялась государством.
Правда, материальное положение церкви в XIX в. значительно улучшилось. Земельные пожалования ей делали практически все самодержцы, а её нужды во многом покрывались за счёт казны. К началу XX в. церковная земельная собственность выросла до 2,6 млн десятин, из которых 740 тыс. десятин владели монастыри, а около 1,9 млн десятин — приходские церкви. Бюджет церкви накануне Первой мировой войны составлял 63 млн р., из которых около половины поступило из казны.
Вместе с тем нельзя не признать и обратной связи — влияния церкви на правящих монархов. Патриарх Иов был влиятельным советником царей Фёдора Ивановича и Бориса Годунова. Патриарх Филарет был соправителем своего сына царя Михаила. Патриарх Никон решающим образом влиял на принятие ключевых политических решений в начальный период царствования Алексея Михайловича. Во многом благодаря поддержке патриарха Иоакима пришёл к единоличной власти Пётр I. В синодальный период наиболее сильное влияние на высшую светскую власть оказали Феофан Прокопович (при Петре I и Анне Иоанновне) и обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (при Александре III и Николае II).
Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения
Основным направлением государственной конфессиональной политики в XVII—XIX вв. оставалась всемерная поддержка Русской православной церкви. В допетровской Руси без совета (пусть даже формального) с высшими иерархами не принималось ни одно важное решение. Преступления против церкви были равносильны преступлениям против государства.
Документ
Из Свода законов уголовных. XIX в.«За умышленное похудение Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы Марии, Честнаго Креста или святых угодников виновные подвергаются лишению всех прав состояния, наказанию кнутом и ссылке в Сибирь».
При Петре I в рамках общего курса на ограничение влияния церкви были ограничены полномочия церковного суда, священнослужители рассматривались царём как проводники государственной линии среди прихожан. Упразднение патриаршества (1721), учреждение Синода и принятие Духовного регламента (1721), введение поста обер-прокурора (1722) привели к тому, что Русская православная церковь фактически оказалась в полном подчинении у светской власти.
Документ
Из указа Петра I о введении должности обер-прокурора Святейшего Синода. 1722 г.«Обер-прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которые к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам управлял… что всё записывать повинен в свой журнал; также накрепко смотреть, чтоб в Синоде не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись. Также должен накрепко смотреть, дабы Синод в своём звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно, с полным изъяснением, в чём они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам».
Вместе с тем, как фактический глава церкви, Пётр I заботился и о том, чтобы эта опора власти была сильной и численность православного населения росла. В 1713 г. он издал указ, по которому подлежали крещению в течение полугода те помещики — «басурманы магометанской веры», в поместьях и вотчинах которых были закреплены православные крестьяне. Ряд указов Петра I был направлен на поощрение христианизации мусульманского населения. Лица, принявшие крещение, получали трёхлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе. Однако, несмотря на это, из числа мусульман Поволжья в православие в тот период перешло лишь 2 тыс. человек.
Анна Иоанновна для активизации миссионерской деятельности создала Комиссию для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев (1731), а в 1740 г. — Контору новокрещенских дел для христианизации мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Согласно указу, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 к. до 1,5 р. (стоимость 1 фунта лучших сортов мяса составляла тогда 3 к., а обычного — 2 к. Целый откормленный баран стоил 1 р. 65 к.)- Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Мурзам выдавались серебряный крест и более дорогие вещи. Новокрещенцы освобождались на три года от налогов и повинностей. Указ запрещал насильственное обращение в христианство, что не мешало местным светским и религиозным властям силой вынуждать мусульман креститься. Однако все эти меры привели в лоно христианства лишь 8,5 тыс. мусульман Поволжья.
При Елизавете Петровне на 14 лет было запрещено строительство новых мечетей.
Лишь Екатерина II ослабила религиозные притеснения и насильственное обращение в православие. В 1773 г. она подписала указ о веротерпимости, согласно которому все религии в стране получили право на существование. В 1788 г. она разрешила создание в Уфе мусульманского Духовного собрания во главе с муфтием (первым муфтием был утверждён Мухаммаджан Хусаинов). Мусульманским священникам государство отныне платило жалованье. Однако, как и в случае с Русской православной церковью, Духовное управление должно было, кроме строительства и ремонта мечетей, регистрации браков, смертей и т. д., заниматься также надзором за деятельностью мусульманского духовенства и благонадёжностью мусульманского населения.
В 1831 г. Николай I учредил Таврическое магометанское духовное правление с центром в Симферополе, а затем специальным указом предписал верующим разных конфессий строго соблюдать религиозные каноны.
Документ
Из указа императора Николая I. 1833 г.«Все мусульмане России должны выполнять все требования своей религии, строго выполняя её догматы. Вероотступников наказывать следующими тремя способами: первый раз — розгами, второй раз — палками и третий раз — нагайками».
В период Кавказской войны 1817—1864 гг. в ряде регионов Северного Кавказа оформилось движение горцев под лозунгом «священной войны против неверных» (джихад, газават). Его идейной основой стал мюридизм.
Присоединение к России Средней Азии повлекло за собой серию царских указов, в которых подчёркивались незыблемость мусульманской веры и почитание святынь. Однако духовных мусульманских управлений на Кавказе и в Средней Азии центральная власть создавать не стала. В 1886 г. была проведена секуляризация земель мусульманского духовенства Средней Азии, в ходе которой изъятые земли были объявлены собственностью декхан (крестьян).
Присоединение к России Лифляндии и Эстляндии вызвало усиление немецко-балтийского влияния при дворе. Неизбежной стала в этих условиях и активизация лютеранской церкви в Петербурге, ибо большинство представителей дворцовой знати сохраняло прежнее вероисповедание. Во многом их усилиями на протяжении всего XVIII и XIX вв. в западных губерниях страны удалось сохранить господствующее положение лютеранской церкви.
Иудеям великие князья, а затем и цари запрещали селиться в России. С включением в состав России восточных районов Речи Посполитой в ходе трёх её разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) началось активное распространение в России иудейского вероисповедания, так как численность еврейского населения страны сразу составила 676 тыс. человек.
С начала XIX в. передвижение иудеев по стране и места их проживания были ограничены «чертой оседлости» (крещёных евреев эти ограничения не касались). Иудеи совершали молитвы в синагогах и молитвенных школах. На каждые 30 домов приходилась одна молитвенная школа, а на каждые 80 домов — синагога. В ходе реформ 60—70-х гг. XIX в. было разрешено устраивать молельни и вне черты оседлости, но для этого необходимо было получить разрешение министра внутренних дел. В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога. Впоследствии многие были открыты также в Москве и Киеве. Духовными делами иудеев в России занималась раввинская комиссия, которая была высшим совещательным органом по делам иудеев при Министерстве внутренних дел. При синагогах имелись религиозные школы (к концу XIX в. их было 17 тыс. и в них обучались 300 тыс. мальчиков).
Присоединение белорусских и литовских земель к России вызвало и усиление влияния католической церкви. В 1798 г. Павел I создал Департамент римско-католического вероисповедания. Николай I в 1847 г. заключил конкордат с Ватиканом, согласно которому папа римский признавался главой католиков России, в дополнение к шести имевшимся католическим епархиям создавалась седьмая — Херсонская. В Петербурге была открыта католическая Духовная академия. Однако после активного участия римско-католического духовенства в Польском восстании 1863—1864 гг. действие конкордата было прекращено (1866).
Большую тревогу властей в 20—30-е гг. XIX в. вызывало значительное усиление позиций старообрядчества. Оно было связано главным образом с попытками не только модернизации обрядов, но и собственного прочтения самого христианского вероучения. Принятые жёсткие меры не дали результата. После легализации старообрядчества в годы реформ 1860—1870-х гг. оказалось, что в расколе находилось от 12 до 14 млн человек, т. е. каждый пятый представитель русского населения.
О буддизме в Древней Руси стало известно ещё по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф (в его житие попали элементы жизнеописания Будды) стал христианским святым. С присоединением к России Нижнего Поволжья и Сибири наша страна превратилась не только в один из буддийских религиозных центров, но и в один из крупнейших мировых центров изучения буддизма.
Таким образом, формирование в России абсолютной монархии шло рука об руку с превращением церкви в её важный инструмент. По мере расширения пределов империи всё более сложным становился конгломерат конфессий, учитывать интересы которых должна была центральная власть. Однако никогда никакие иные конфессии, помимо православия, не имели в России приоритетного, особого, системообразующего значения не только для власти, но и для общества в целом.
Проверяем себя
1. С какого времени многоконфессиональность стала одной из особенностей нашей страны?
2. Почему именно византийский вариант христианства был принят на Руси в X в.?
3. Когда впервые на территории нашей страны распространился ислам? Существует мнение, что Россия может по праву считаться одним из центров не только православия, но и ислама. На чём оно основано?
4. В каких районах на территории нашей страны впервые появился иудаизм как государственная религия? С чем это было связано?
5. В каких районах современной России и какими народами исповедуется буддизм? Где и когда впервые появилась эта религия на территории Российского государства?
6. Что такое двоеверие? К какому времени относится этот феномен?
Думаем, обсуждаем
1. Какие последствия имела христианизация Руси? Напишите эссе на эту тему.
2. Как складывались отношения Русской православной церкви и государства на разных этапах истории Руси? Выделите периоды в развитии государственно-церковных отношений. Составьте на этой основе таблицу.
3. Как строились отношения власти с другими конфессиями в XVI—XIX вв.? Материалы отразите графически.
4. Чем можно объяснить изменение роли Русской православной церкви в жизни России в XVII—XIX вв.?
5. Охарактеризуйте попытки самодержавной власти, предпринимаемые в XVII—XVIII вв., поставить церковь в России под свой контроль. Какую роль в этом сыграла секуляризация церковных земель? В чём вы видите особенности этого процесса в XVII в.? в XVIII в.? Покажите эти изменения в схеме.
6. Как изменилась конфессиональная политика государства в XIX в.? Чем можно объяснить это изменение?
Работаем с источниками, выполняем задания
1. В Своде законов Российской империи (1832) было записано, что «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия». Как вы это понимаете? В каких странах Европы монархи были главой церкви? Данные отразите в таблице.
2. Представьте подробный комментарий документа.
Документ
Из работы Н.И. Толстого «Религиозные верования древних славян»Образно говоря, в народном фольклорном представлении небо оказалось занятым силами небесными, праведными и божественными преисподняя, подземный мир, болота, ямы и овраги — силами нечистыми и тёмными, а земля — место борьбы двух миров и начал, и человек и его душа — средоточие этой борьбы. Силы эти всё же не равноправны и не равновелики, ибо воля Божья и промысел Божий господствует над всем и определяет всё. Такое народное христианское мировоззрение, типичное для славян обеих конфессий — православной и католической, нельзя считать и называть двоеверием, поскольку оно цельно и представляет собой единую систему верований.
3. Покажите в любой знаковой системе (схема, таблица, текст и т. п.) динамику отношений государства и церкви в России в XVII— XIX вв. Прокомментируйте полученные данные.
4. Напишите мини-сочинение на тему «Патриарх Гермоген: человек, пастырь, патриот».