Три великих учения
На твой взгляд, почему три разных религиозных учения одновременно почитаются одними и теми же людьми дальневосточной цивилизации? Сделай вывод о близости Китая и Японии.
Ещё в эпоху Древнего мира в Китае утвердились религиозно-философские учения мудрецов V века до н.э. — Конфу́ция (Кун-цзы) и Лао-цзы. В отношениях между людьми китайцы следовали заповедям конфуциа́нства, согласно которым главным для человека было преодолеть в себе дикого зверя и сохранить человеческую культуру. Для этого необходимо было строго соблюдать созданные предками ритуалы (правила действий), и если полагалось хоронить умершего в шёлковой одежде, то на последние деньги родственники покупали её, а не кусок хлеба. Каждый стремился найти своё место в обществе — подчиняться старшим и заботиться о младших. Чиновники-конфуциане старались через мудрые книги познать волю Неба, чтобы правильно исполнять приказы его наместника на Земле — императора (Сына Неба) и человеколюбиво управлять народом — «отвечать на добро добром, а на зло — справедливостью».
У каждого участника ритуала — своя роль. Слева в синем халате — чиновник, представитель императора объявляет приход весны, после чего мальчик (справа) ударит буйвола палкой, чтобы начать пахоту. Вверху рядом с иероглифами «Земля» и «Небо» надписи: «От Неба зависит — будешь ли сыт», «Трудясь на Земле — добудешь свой хлеб».
На вопросы, касавшиеся отношений людей и природы, китайцам давало ответы учение Лао-цзы — даоси́зм. В соответствии с ним человек, чтобы быть здоровым и счастливым, должен не менять мир по человеческим правилам-ритуалам, а понять установленный природой порядок — Дао («путь», «закон развития») и следовать ему. Земледелец, молясь во время засухи, надеется на всеобщий закон Дао, который приводит в движение две половины мира — Ян и Инь (мужскую и женскую). И тогда в блеске молний и потоках струй в облаках проносится волшебный Дракон, и Небо проливается на Землю дождями. Врач магическими заклинаниями стремится изгнать из тела накопившихся там духов и вернуть больного к его Дао (пути). Художник, изображая горы, нависающие над озером, пытается понять и отобразить их Дао — красивое равновесие воды и земли. Учёный, изучая свойства трав и камней, мечтает выплавить из них «пилюлю бессмертия», чтобы слиться с дорогой природы (Дао) и стать бессмертным существом, «способным летать».
Растаял снег за тёплым дуновеньем,
Раскрылся лёд под греющим лучом,
И растопить весне не удаётся
Одно лишь только — иней на висках.Бо Цзюй-и (772-846)
На рубеже древности и Средневековья (IV—V века) кочевники из северных степей хлынули на Великую Китайскую равнину. Империя распалась на множество враждующих китайских и варварских государств. Оросительные каналы осыпались, рисовые поля гибли под копытами лошадей. Конфуцианские и даосские мудрецы не могли утешить людей, потерявших покой. Зато слова надежды звучали из уст пришедших из Индии монахов — последователей буддизма. Они говорили, что вся земная жизнь — это страдание, которое порождается множеством человеческих желаний. Надо побороть свои желания, не совершать зла, помогать друг другу, и тогда после смерти душа не вернётся в этот мир, вырвется из круга и обретёт состояние покоя и счастья в нирване. Многие китайцы в надежде на посмертное вознаграждение за добрые дела уходили в буддийские монастыри. В городах над крышами конфуцианских и даосских храмов поднялись каменные буддийские па годы. При этом Конфуций и Лао-цзы были объявлены буддийскими святыми. В конфуцианских храмах китайцы молились перед возвышениями, на которых рядом стояли табличка с изречением Конфуция, табличка с именем даоса Лао-цзы и статуэтка Будды.
Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы,
Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь.
Если подняться на башню, к самому верху подняться,
Кажется, точно земного ты отрешишься навеки…Цэнь Шэнь и Гао Ши
В VI веке Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь и разработал для его монахов особую систему боя для обороны от разбойников, варваров и вои- нов-грабителей. Так, по преданию, зародились боевые искусства Китая — ушу́. Впоследствии они стали пониматься как путь духовного развития, контроля человека над скрытой силой своего тела.
Так в сознании китайцев переплелись три великих учения — конфуцианство, даосизм и буддизм.
В это время в окружающих Китай странах — Корее, Японии, Вьетнаме, Тибете — возникали первые города, складывались государства. У своего высокоразвитого соседа они заимствовали такие достижения, как иероглифическая письменность, законы и три великих учения, которые лучше первобытных мифов объясняли устройство мира. Постепенно на Дальнем Востоке складывалась особая культурная общность разных народов и государств, которую можно назвать дальневосточной цивилизацией.
Основой складывающейся вокруг Китая дальневосточной цивилизации стало переплетение учений — конфуцианства, даосизма и буддизма.
Поднебесная империя
Сравни особенности общества в Китае и в католической цивилизации. Каковы главные отличия? Сделай вывод о близости Китая и Японии.
В конце VI века все китайские государства вновь были объединены в Поднебесную империю. Сменяя друг друга, в ней правили династии Суй (581-617), Тан (618-907), Сун (960-1279). Человек, занимавший императорский трон, становился богом — Сыном Неба, повелителем всей Поднебесной земли и ответственным перед Небом за порядок на ней. Люди могли говорить с Сыном Неба, только упав на колени и опустив глаза. Слова императора становились законом, ибо такова была воля Неба. Как Сын Неба император считался хозяином всей Земли, и лишь он мог носить халат жёлтого «земного» цвета. Каждого свободного земледельца он наделял одинаковым участком пашни, который нельзя было продавать. За это земледельцы отдавали в государственную казну часть урожая, по приказу императора восстанавливали оросительные каналы, дамбы, дороги. Был вырыт Великий канал, соединивший реки Хуанхэ́ и Янцзы́, отремонтирована Великая Китайская стена. Налаженное хозяйство, мир и порядок обеспечили быстрый рост населения деревень.
Халат жёлтого цвета — это цвет Земли, владыкой которой является император. Вышитые драконы — соединение через императора двух начал Вселенной — Неба и Земли.
Крупные города увеличивались ещё больше — над прямыми каменными улицами нависали загнутые концы черепичных крыш, высились этажи храмов и дворцов, повсюду слышался гомон сотен тысяч ремесленников, торговцев, слуг и чиновников. Помимо древних достижений (изготовление шёлковых тканей, бумаги) китайцы овладели секретом изготовления фарфора (белоснежной и гладкой посуды), начали печатать книги с помощью деревянных досок с зеркально вырезанными иероглифами, изобрели порох, усовершенствовали компас.
По картам на форзаце 1 и форзаце 2 сравни, какие государства существовали на Дальнем Востоке в начале и в конце Средневековья. Какие страны относились к дальневосточной цивилизации?
На равнинах Китая
С высоты повозки Шан Мэй оглядывал пейзаж родной деревни. Он сдал экзамены, стал чиновником, и теперь ему положен синий шёлковый халат и место правителя уезда…
По законам императора все китайцы были объединены в общины (сельские, ремесленные, торговые). Общинами руководили и собирали с них налоги чиновники империи. Они всегда должны были помнить, что благополучие тружеников является условием полноты казны и спокойствия в государстве. Поэтому по заветам Конфуция чиновник — это не только «благородный учёный муж», но и поэт, способный через ритмические строки стихов соприкасаться с силами, управляющими Вселенной. Он должен быть справедливым, бескорыстным, готовым пожертвовать всем ради общего блага. Чтобы чиновники соответствовали всем этим условиям, их отбирали с помощью государственных экзаменов, которые имел право сдавать любой человек. Сотни претендентов должны были красивыми иероглифами написать сочинение об искусстве управления государством, цитировать по памяти Конфуция и других мудрецов, показать знание ритуалов и долга человеколюбия. Лишь лучшие из лучших получали звание чиновника, место на службе и долю от государственных налогов. Часто жители деревни объединёнными усилиями оплачивали образование наиболее способным детям в расчёте на их будущее покровительство. В то же время в народе родилась поговорка: «Государственные управы глубоки, как море, а злоупотребления в них высоки, как небо».
В X—XII веках из-за злоупотреблений чиновников и нехватки земли начались крестьянские восстания. Поднебесная империя вновь распалась. К 1279 году весь Китай был завоёван монголами. Их династия Юань, прославившаяся своей жестокостью, была свергнута только в 1368 году в ходе восстания, организованного тайным буддистским обществом «Белый лотос». Вождь восставших земледельцев стал основателем династии Мин (что значит «светлая»).
В Средние века Китай представлял собой могущественную державу, основанную на конфуцианских традициях.
Страна восходящего солнца
К кому и почему ближе японское общество — к средневековому Китаю или к католической Европе? Сделай вывод о близости Китая и Японии.
В VI веке на островах к востоку от Китая — там, где над океаном встаёт солнце, — вожди племени ям?1то начали объединять многочисленные японские племена. К концу VI века на Японских островах складывается первое государство. С помощью переселившихся из Китая знатоков конфуцианства вождь-правитель Сётоку-тайси в 604 году издал законы. В них объявлялось, что младшие должны подчиняться старшим, а правитель государства обладает верховной властью, не ограниченной ни племенными собраниями, ни знатью. Вскоре правителя стали называть «те́нно» (императором), то есть Сыном Неба, и считать потомком японской богини солнца Аматэрасу — живым Богом на Земле. Все рисовые поля земледельцев объявили собственностью императора-тенно, и за их использование стали собирать налог рисом. В VII-VIII веках императоры приглашают в Японию китайских ремесленников, конфуцианских мудрецов, буддийских и даосских монахов, а молодых японцев отправляют учиться за море. Записи в документах делались только китайскими иероглифами. В 710 году по китайскому образцу был выстроен город-столица Нара с многочисленными дворцами, проспектами, храмами, монастырями.
Однако, заимствуя китайские достижения, японцы следовали правилу «Китайская премудрость — японская душа!» Три великих учения Китая соединялись в Японии с местной языческой религией синтои́змом («путь богов»). Это была вера в духов, населяющих всю природу: во́ды, горы, деревья. Поэтому японские художники, поэты, буддийские монахи искали пути слияния с природой, с её ускользающей красотой. Так сложилось искусство икеба́ны — составления букетов, где каждый цветок наделён своим, особым значением. Так появилось искусство создания садов камней, где каждый камень, площадка песка, куст отображают мысли мудреца о вечности природы и смысле жизни. Японцы стали изображать буддийских святых многорукими, чтобы они успевали отгонять демонов и делать добрые дела. Буддистский обычай пить чай во время долгих медитаций превратился в японскую чайную церемонию общения людей разного общественного положения. На основе китайских иероглифов изобрели азбуку для передачи слов японского языка.
Тем не менее в полуплеменной Японии императорский двор не мог обучить и прокормить большое число конфуцианских чиновников. Областями от имени императора наследственно управляли знатные роды, у которых в этой округе стояли большие крепкие дома, окружённые деревнями зависимых земледельцев. Уже в IX веке сложился обычай, по которому император вступал на престол в малолетнем возрасте и передавал права управления главе могущественного рода землевладельцев — Фудзива́ра. Когда же император взрослел, он отрекался от престола в пользу малолетнего наследника и уходил в буддийский монастырь. Многим знатным родам не нравилось возвышение Фудзивары, а тут ещё и земледельцы, недовольные поборами, стали уходить из частных владений. Для борьбы с повстанцами и друг с другом знатные роды землевладельцев стали набирать дружины воинов-саму́ев. С каждого желающего служить брали клятву верности, похожую на конфуцианские правила безусловного подчинения старшему — господину. По сложившемуся кодексу чести самурай должен был владеть всеми видами оружия и боевыми искусствами, быть готовым выполнить любой приказ, отдать жизнь за господина, а в случае своего поражения — вспороть живот по особому обряду (хараки́ри).
В XI—XII веках Японию раздирали войны между дружинами самураев разных знатных родов. Победу одержал род Минамс) то, глава которого в 1192 году был объявлен сёгуном — военным правителем при божественном императоре. Сам император, окружённый почитанием, как живой Бог, обитал в великолепном дворце, но деньги на его содержание выдавал теперь сёгун. В Японии начинают расти торгово-ремесленные города, в которых создаются книги, украшения, здания, пропитанные традициями буддизма, конфуцианства, даосизма, переосмысленными японцами на свой лад.
Сравниваем свой вывод с авторским
В Средние века вокруг Китая складывается разнообразный культурный мир дальневосточной цивилизации.ж
Ключевые слова: дальневосточная цивилизация, конфуцианство, даосизм, буддизм.
Применяем знания
Продолжи заполнять таблицу «Особенности средневековых цивилизаций» (см. задания в конце главы 4).