Духовные ориентиры знати и народа
Победа России в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъём национального самосознания народов России. Это возродило интерес к истории русского быта и культуры и способствовало влиянию её народной основы на повседневную жизнь всех сословий. Во время Заграничных походов русской армии молодые дворяне лучше узнали внешние стороны быта европейцев и осознали отставание России от Запада по уровню жизни. Возникла приверженность к рационализму, английскому образу жизни и идеалу джентльмена. Дворяне увлеклись теориями английских философов и английской литературой. XIX век часто называют английским веком.
В 1814 г. Англию посетил Александр I, позже Николай I. Англоманами стали многие представители высших слоёв населения России. Вместе с английским влиянием в быту и повседневной жизни всё большее значение приобретал стиль романтизм. Романтизм как мировоззрение был основан на стремлении личности к духовному совершенству и недостижимому идеалу. В умонастроениях романтиков ведущую роль играли мечты, душевный подъем и тяга к независимой личности. Романтики считали, что земная жизнь является лишь необходимым этапом к идеальному загробному существованию. Для них были характерны идеализация прошлого, интерес к традициям и культуре разных народов, возвращение к христианской религии и морали. В Западной Европе романтизм обратился к готическому искусству и внутренним переживаниям людей Средневековья. Увлечение загадочным Средневековьем и восточной экзотикой привело к театрализации повседневной жизни в средневековом и восточном вкусах.
В повседневной жизни романтизм совпал с явлением дендизма. Русские денди ориентировались на романтический культ индивидуализма, экстравагантность поведения и разрушение светских приличий. Денди узнавали по бледному лицу с фатальным видом человека, сгораемого от угрызений совести и страстей. Романтическая небрежность должна была подчёркивать интеллектуальную значимость личности, стоящей выше быта. Характерная черта денди — его разочарованность всем, «русская хандра». Они были равнодушны ко всему окружающему, к людям эмоционально не привязывались и не проявляли интереса.
Реформы 1860—1870-х гг. способствовали укреплению иной системы жизненных ценностей. Многое с того времени становилось товаром, включая поступки и отношения людей. Чувства и мысли, любовь и человеческое достоинство нередко определяли денежной стоимостью. Всё это выражалось в погоне за шиком, роскошью и в ежедневной демонстрации богатства. Разные материальные возможности и вкусы сословий вели к возникновению эклектики в повседневной жизни.
Возрос интерес к истории Древней Руси, изучению древнерусского быта и фольклора, собиранию икон и древних рукописей. Осознание частью образованного общества своих корней способствовало зарождению национального стиля в быту.
В то время как для верхов общества данный стиль оставался в определённой мере экзотикой, подавляющая часть жителей России, прежде всего крестьяне, продолжали придерживаться во многом сходных с этим стилем традиционных ценностей, унаследованных от предшествующих эпох. Духовный мир крестьянина складывался из многовекового опыта восприятия природы и хозяйственных знаний. Его пронизывала глубокая нравственная основа — добросовестность и трудолюбие. В повседневной жизни крестьянства были важны богатый социальный опыт, умение увязывать индивидуальные и семейные интересы с интересами общины. Чёткий ритм каждодневных работ крестьянской жизни сочетался с веками отработанным циклом сезонных работ и земледельческим годом в целом. Православие было и мировосприятием крестьянина, и его образом жизни. В нравственном идеале крестьян христианская трактовка добра, милосердия, благочестия, почтения к старшим тесно переплеталась с взаимопомощью. Христианство всё ещё переплеталось у крестьян с языческими представлениями. Они верили в духов, реальность сил зла. Против домовых, леших, водяных и прочих персонажей применяли крестное знамение, нательный крест и молитву. В быту имели место пережитки язычества: обращение за помощью к тёмным силам и колдунам, заговоры и обряды.
Калейдоскоп моды
Женщины в XIX в. стали мерилом состоятельности мужа и наглядным свидетельством богатства семьи. В начале XIX в. в моде были закрытые платья в стиле ампир с облегающим лифом и юбкой в виде колокола. После войны 1812 г. длинные рукава стали отделывать эполетами. Всю обувь делали без каблука. На прогулку надевали бархатные спенсеры, рединготы с пелеринами, зимой — ротонды из плюша с меховым воротником. Выходить из дома без шали, перчаток, зонтика и шляпы считали неприличным. Самыми распространёнными шляпами были закрывающие профиль лица капоры и кибитки.
В период романтизма и позже идеальной считалась изящная и хрупкая женщина, умеющая хорошо держаться в седле и не пренебрегающая охлаждённым шампанским. Дамы предпочитали платья с облегающим лифом, осиной талией и широкой юбкой. Н.В. Гоголь сравнивал женщин с мотыльками, а рукава их платьев с воздухоплавательными шарами. Декольте покрывали блондой — кружевом золотисто-жёлтого цвета. В моде были свободные верхние наряды — накидки, мантильи, манто, короткие шубы и муфты. Обувь без каблука из прюнели держалась на ноге с помощью завязок. Зимние ботинки из сукна и плиса застёгивались на пуговицы. Романтической красавице соответствовали причёски «плакучая ива» со спускающимися с обеих сторон длинными локонами и «взбитые сливки» с пушистыми облаками мелких локонов — стружки. Сзади волосы поднимали и удерживали ажурным гребнем. Шляпы имели высокую тулью, широкие поля и завязывались под подбородком.
Головными уборами для выездов стали восточные тюрбаны, шёлковые чалмы, бархатные береты. Украшениями служили фероньерка на лбу, порт — букет на поясе и парные браслеты.
В середине XIX в. в моду вошёл новый силуэт женских платьев с очень широкой юбкой — кринолином. Приближение элегантной дамы сопровождалось шуршанием многочисленных нижних юбок. Верхней одеждой служили атласные казакины, отделанные тесьмой бурнусы, тальмы, меховые палантины, клетчатые шарфы. Причёски были невысоки и компактны. Волосы зачёсывали назад и скручивали в «бараний рог», на который крепили наколки и сетки.
Украшениями служили сумочка-кисет в виде мешочка со шнурком, перьевой или расписной веер с изображёнными на нём галантными сценами. Наряд и причёску украшали цветами. В моде были запахи розы, резеды и флёрдоранжа. Изобретение в 1808 г. жаккардовой машины, а в 1830-х гг. машины для производства тюля и кружев и печатной многокрасочной машины привело к удешевлению одежды.
В 1820—1840-х гг. были изобретены выкройки, сантиметр и манекены. Открыли первые магазины готового платья. Рост конкуренции среди изготовителей одежды, развитие транспорта и ускорение обмена информацией на промышленных выставках — все эти факторы способствовали быстрой смене моды.
Символика костюма стала намного сложнее, чем в XVIII в. Цвет костюма мог свидетельствовать о настроении человека. Розовый цвет обозначал гармонию е миром, он стал популярен в России после 1812 г., его предпочитали невесты на смотринах. Зелёный цвет надежды использовали для визитных платьев и фраков. Блёклые и пастельные тона брали для костюмов стариков. Лиловый цвет был, как и чёрный, траурным.
В правление Александра III эталоном красоты была стройная женщина в платье на корсете с турнюром, который делали из жёстких оборок или ватного валика. Юбка заканчивалась длинным шлейфом или треном. Причёска повторяла силуэт юбки: уложенные на затылке волосы напоминали турнюр, а ниспадающие сзади локоны — шлейф. Верхней одеждой служили пелерины с мехом и жакеты с басками. На маленьких шляпах были вуали с чёрными мушками. Модной обувью стали туфли на каблуке с лакированными носами и ботинки на шнуровке.
Купчихи подражали дворянкам и выезжали в свет в модных платьях и дорогих украшениях. Платья из плотных шелков отделывали кружевами, оборками, воротник закалывали брошью. Волосы убирали под сетку или чепец. При выходе на улицу надевали цветной салоп, капор с лентами и шаль. Одеждой мещанок являлись атласные юбки, шёлковые сарафаны и кофты с кисейными рукавами, шали и платки. Верхней одеждой служили кацавейки или салопы из плюша. Крестьянки носили парочки — сарафаны с кофтами из одной материи. Головным убором служил повойник с платком — полушалком. Верхней одеждой крестьянок были короткие шугаи со сборками и полушубки, а обувью — кожаные сапожки.
Мужской костюм в XIX в. стал более деловым и практичным. Модник или денди, олицетворявший английский стиль, был одет в элегантный фрак и белоснежную рубашку с кружевом, вышивкой гладью и перламутровыми пуговицами. Идеалом мужчины считался человек с тонкой талией, широкими плечами, маленькими руками при высоком росте, поэтому фраки шили с пышным рукавом у плеча и большими манжетами. Денди носили три броских жилета — суконный, шёлковый и бархатный или на одном жилете делали тройные отвороты. Белый шёлковый платок вместо галстука завязывали мягким бантом и скрепляли бриллиантовой булавкой. Панталоны из эластичной ткани были всегда светлее, чем фрак и сюртук.
Типичной одеждой романтика стали фиолетовый сюртук, лиловый жилет и светлые панталоны. Верхней одеждой служили рединготы с чёрным каракулем и каррики со множеством пелерин. Романтики перебрасывали тёмный плащ на яркой подкладке через плечо, шарф через шею, расстёгивали воротники и делали надо лбом кок из взлохмаченных волос. Необходимыми предметами являлись лорнеты, монокли и пенсне. Носили туфли с лакированным носком и низким каблуком, суконные ботинки на пуговицах и калоши. Дополняли наряд перчатки, шёлковый цилиндр и трость.
В домашней обстановке денди погружались в атмосферу Востока, облекались в полосатые шлафоры и архалуки, сюртуки с мехом — венгерки, шаровары, мягкие туфли, фески с кистями и закуривали трубки. Образ денди дополняли запах табака, ароматы сосны, кедра — свидетельство увлечения охотой.
Во второй половине XIX в. появился сюртук со скошенными, округлыми полами (визитка) и пиджак. К ним полагались однотонные брюки с лампасами. Рубашка с чёрным галстуком дополняла костюм джентльмена. Верхней одеждой служили пальто, плащи, бекеши. Наряду с цилиндрами на голову надевали котелки, фуражки и картузы. Чёрные трости дополняли костюм.
Купцы носили тонкие рубашки, кафтаны со сборкой и сюртуки из чёрного, синего или зелёного сукна. Шитьё на воротнике и обшлагах свидетельствовало о статусе купца: полное шитьё, половинное шитьё и шитый кант. Суконные чёрные брюки и кожаные сапоги на каблуке дополняли костюм. Купцы-западники одевались по-европейски: фрак, сюртук и визитка, лакированные ботинки, красные носки. Купца отличали по енотовой шубе и бобровой суконной или плисовой шапке. В провинции купцы носили старомодный долгополый кафтан, плисовый жилет и цветную рубаху.
Мещане любили длинные сюртуки с бархатным воротником коричневого цвета, брюки в полоску и картуз. Вместо галстука у них была цветная шёлковая косынка, вместо туфель — сапоги. Многие облачались в модные рубашки и косоворотки, пиджаки и сибирки, брюки навыпуск или заправленные в сапоги, бекеши и полушубки. По моде одевались фотографы, портные, парикмахеры, приказчики. В праздничную крестьянскую одежду проникали фабричные материи и покупные товары, будничная сохраняла старый покрой и ткани: рубаха, штаны, кафтан, картуз, лапти, сапоги, валенки.
Увлечения промышленного века
Война 1812 г. оказала огромное влияние на зрелищную культуру. В дни празднования победы в войне в Москве состоялись пышные фейерверки. На маскараде 1814 г. в честь победы был устроен спектакль «Храм бессмертия». Репертуар театров составили героические оперы, высмеивавшие французов комедии, дивертисменты на народные и исторические темы, патриотические балеты. Водевили с куплетами и каламбуром полюбили все сословия.
Зал театра в то время нередко отражал социальную структуру общества. В креслах партера сидели только министры и сановники. Дамы высокого ранга занимали места в ложах нижнего яруса. Правую часть партера занимали более состоятельные люди, чем левую. За креслами в партере делали стоячие места, где размещались знатоки театра. Галёрку занимали мещане и небогатые купцы. Перед началом представления «угощали» музыкой и давали комедию, затем трагедию или водевиль в несколько действий, а в конце — бенефис актёров, которым дарили кубки, портсигары, камни и деньги. За спектакль лучшие актёры получали по две дорогие восковые свечи, но было много таких, игра которых «не стоила свеч».
В правление Александра II сложилась специализация театров: в одних шли оперы, в других — балеты, в третьих — драматические пьесы. Возникли театр миниатюр и кабаре. Дамы в театрах не хлопали и не выходили из лож. Мужчины не свистели, а шикали или аплодировали, кричали «браво» и «фора».
В годы правления Александра I и Николая I были распространены частные балы. Общественный бал начинали полонезом, а частный — вальсом. Вошла в моду оживлённая мазурка. Подскоки, прихрамывание, удары каблуком символизировали всадника и его даму. Популярной стала и полька — живой танец с прыжками, а затем быстрый с прыгающим ритмом галоп. Музыка и движения прыжковых танцев отражали лихорадочно-стремительный ритм времени. Шаловливый котильон с выбором партнёров завершал бал. Во второй половине XIX в. распространились благотворительные и костюмированные балы, стилизованные под «русскую тему», и танцевальные вечера, которые не требовали изысканных нарядов и строгого этикета. Помимо оркестра танцевать могли под рояль (фортепиано).
Популярным увлечением дворянства оставалась игра в карты. Проигрывали состояния, земли, крепостных, даже жён. В правление Александра I в России была открыта фабрика по производству карт. На них ставили клеймо с изображением пеликана — намёк на то, что доходы от игры шли на содержание воспитательных домов. Всех игроков делили на играющих «для удовольствия» и «для продовольствия». Карточная игра была выражением истинно барского элемента российской жизни и мерилом достоинства человека. Уплата карточного долга стала делом чести.
Делом чести были также дуэли. Они рассматривались как «глоток свободы» дворянина, который дерзко и без вмешательства государства распоряжался своей и чужой жизнями. Самым знаменитым дуэлянтом был герой войны 1812 г. Ф.И. Толстой-Американец, который убил 11 человек. Период правления Николая I стал «золотым веком» русской дуэли.
Дуэль стала характерной чертой поведения романтика. На Кавказе сложился ореол фигуры сосланного дуэлянта, который представал жертвой и героем. Дуэль проходила ранним утром в условленном месте. Её правила определяли секунданты, недаром говорили: «Не шпаги и пистолеты убивают, а секунданты». Они отмеривали шаги между противниками и давали команды. Противники, как правило, стреляли с места или шли навстречу друг другу. В общественном мнении убивший противника на дуэли не признавался за преступника. Однако церковь считала дуэли пережитком язычества и не давала хоронить убитых на ней на кладбище. После 1861 г. дуэль воспринимался как устаревшая дворянская причуда.
Другим дворянским увлечением была охота. Она стала стилем жизни, азартной игрой, видом спорта. В неё вкладывали труд крепостных крестьян и огромные деньги. Предметом гордости помещика становились дорогие породы собак. Для охоты требовалось 3—4 своры борзых и 18—40 гончих с доезжачими и псарями. Охота представляла собой хорошо продуманный спектакль под руководством ловчего. Все её участники надевали бекеши на меху, шаровары, короткие сапоги и картузы. Настоящий охотник должен был быть хладнокровным, сметливым, ловким, любить природу.
Охоту начинали рано утром с сигнала в рог. Объектами охоты помещиков были зайцы, лисы, волки, реже — кабаны и лоси. Охота напоминала военный поход и продолжалась от 2—3 дней до месяца. Ночевали в лесу, где разбивали палатки и буфет. Каждому убитому зверю трубили фанфары, затем устраивали пир.
Распространённой городской забавой дворян, купцов, мещан были петушиные бои в частных домах и трактирах. Петухов для боя хорошо кормили, давали красного вина, намазывали маслом, слегка посыпали перцем и отрезали гребни. Перед боем зрители делали ставки и заклады на петухов. Одни петухи нападали прямо на противника, другие бегали кругами и изматывали его, третьи клевали в голову. Хозяину петуха-победителя платили от 3 до 300 рублей. Он всех угощал водкой с закуской. Популярным зрелищем народа был раёк — деревянный ящик с застеклёнными окнами, куда глядели зрители. Внутри райка крутили бумажную ленту с картинками на библейские темы и сцены из «райской жизни». Другим зрелищем был вертеп — тоже деревянный ящик, в верхней части которого давали кукольные представления.
Эклектика русского жилища
В первой четверти XIX в. в дворянском и купеческом жилище утвердился стиль ампир. Именно в этом стиле были восстановлены многие дома в Москве и других городах после войны 1812 г. Одноэтажные особняки с 7—9 окнами с мезонином посередине, портиком из 4—6 дорических колонн и зелёной крышей были окружены решёткой и воротами со львами. Фасады украшали белые гипсовые медальоны в античном духе, лавровые венки и гирлянды.
Под руководством архитектора О.И. Бове разработали проекты деревянных типовых домов со штукатуркой и с отделкой под камень. Указ Александра I установил определённые цвета для окраса жилых домов: светло-жёлтый, светло-зелёный, светло-синий, светло-серый, палевый и бледно-розовый.
На первом этаже дома размещались сени и парадные помещения с окнами на улицу. Зал, столовую и гостиную соединяли анфиладой. Стены красили масляной краской или обивали полосатыми тканями — у дворян шёлковыми, у купцов ситцевыми. После 1812 г. стены стали украшать алагерками — мелким орнаментом с оружием и доспехами. Полы застилали коврами и паркетами фабричного производства. Белые потолки только в парадных помещениях отделывали лепниной. Хрустальный убор осветительных приборов уступил место бронзе.
Уют и теплоту создавала мебель из карельской берёзы, ореха, тополя. В дворянских особняках мебель полировали, в купеческих домах натирали воском. Атласные и ситцевые яркие обивки сидений кресел и стульев дополняли подлокотники в виде лебединой шеи, спинки с лирами и орлами, ножки со сфинксами и с лапами львов. По эскизам В.П. Стасова и К.И. Росси делали банкетки, кресла-корытца, диваны-пате без спинок, конторки и бюро с выдвижными деталями.
В царствование Николая I интерьеры стали оформлять в стиле бидер- мейер. Светлые небольшие комнаты с низкими потолками создавали обстановку уюта. Оклеенные обоями в мелкий цветочек стены украшали акварелями на темы семейного быта. Атмосферу уюта подчёркивали белые потолки, драпировки лёгких занавесок, ситцевая обивка мебели, вышитые бисером вещи. Комнаты обставляли небольшими диванами, столиками, жардиньерками, горками, комодами. Романтизм и неоготика распространились в усадебном строительстве. Многие поместья того времени напоминают средневековые замки или коттеджи. Главный дом имел асимметричные фасады, окна с резными каменными переплётами и зубчатыми башнями. Готические формы приобретали карнизы, наличники дверей и окон, рисунок паркета. Такова усадьба Марьино под Москвой.
В декоре комнат использовали витражи и цветное стекло, что придавало помещениям налёт загадочности и таинственности. Трёхлопастные арки, крестоцветы, розы, гербы использовали в креслах, кушетках, шкафах и ширмах. На камин ставили скульптуры рыцарей и часы в виде готического собора. Кабинеты отделывали в восточном вкусе коврами и оружием.
Неоготическим усадьбам соответствовали романтические парки, в которых ценили тёмные чащи, сломанные плакучие деревья и змеевидные дорожки. Меланхолические ассоциации усиливали благоухающие цветы и травы и струящаяся вода ключей, ручьёв и водопадов.
Правление Александра III ознаменовалось распространением эклектики в жилище разных сословий. Новшеством строительства стали конструкции из чугуна и металла, окна- витрины, эркеры, висячие лестницы, лёгкие стены, высокие железные крыши. В жилища пришли водопровод, канализация, вентиляция, отопление. На первых и вторых этажах доходных домов с балконами и двумя входами — чёрным и парадным сдавали дорогие квартиры, на верхних — дешёвые.
Барские квартиры состояли обычно из восьми комнат. К просторной передней примыкали гостиная или зал и кабинет хозяина. В глубине располагались кухня с выходом на чёрную лестницу, столовая, спальня, детская и комната прислуги.
Интерьер в стиле эклектики был наполнен бархатными портьерами, мягкой плюшевой мебелью и цветами. Поверхность мебели покрывали ажурными скатертями. Мебель могли собирать из отдельных деталей с элементами разных стилей по запросам заказчика. В богатой дворянской и купеческой среде распространился стиль «второе рококо» с её роскошью. Золочёную мебель ставили на фоне стен, отделанных шёлком или под бархат обоями, пышных ковров на полу. Лепные потолки оформляли раковинами, цветами и листьями. Фарфоровые рамы зеркал и вставки на мебели расписывали букетами роз.
На общем фоне эклектики в строительстве особняков выделялся так называемый псевдорусский стиль. В этом стиле строили купцы, подчёркивая свою приверженность к народу. Высокая крыша и парадное крыльцо напоминали о новоявленных боярах. Фасады украшали мраморными полотенцами, гирьками арочных окон и резными петушками шатровых крыш. Живописность жилища усилилась применением цветного кирпича, смальты, изразцов, росписей. Интерьеры таких домов обставляли похожими на теремки, ларцы и поставцы буфетами с резьбой, сундуками и поставцами с древнерусскими орнаментами.
Дом купца обычно был трёхэтажным. Парадные комнаты выходили на улицу большим залом, двумя гостиными, обширной столовой и кабинетом со стеклянными шкафами и английскими часами с боем. Жилые комнаты с низкими потолками и небольшими окнами во двор занимали третий этаж. В мезонине располагали детские. В доме держали горничных, лакея, повара, кухарку, прачек. При доме был сад и двор с баней, кладовой, сараем и конюшней.
Мещанские дома строили двух типов — трёхкамерный и пятистенок. Пятистенок имел входную дверь с улицы, у трёхкамерного дома крыльцо было в глубине двора. Три окна на фасаде закрывались ставнями. В обстановке домов мещан появились диваны, деревянные кровати, шкафы для чайной посуды, часы и зеркала. Дворовых построек стало меньше, вместо них стали строить доходные дома для сдачи квартир внаём. Погреб, конюшня и каретный сарай были обязательны.
Крестьяне сооружали трёхкамерные дома с избой, сенями и холодной горницей. Под избой находился тёплый омшаник для припасов, под горницей — подклеть для содержания зимой скота. Расширение дома достигалось пристройкой прируба. Крестьянский двор включал гумно, овин, амбар, конюшню, сеновал, сарай, хлев.
От английской к русской кухне
Правление Александра I ознаменовалось проникновением в дворянское застолье английских тенденций. Вошли в моду черепаший суп тортю с мадерой и травами, суп винздор из телячьих ножек заправляли макаронами и красным перцем. В мясные бульоны добавляли овощи, клёцки, пельмени, макароны. В купеческой и мещанской среде подавали уху, щи и различные похлёбки. Мясные блюда стали сочетать с сыром, томатом, орехами. В период ампира стали популярны английские блюда — бифштекс с зеленью и ростбиф — жареная вырезка с картофелем.
Говядина штуфат с морковью подавалась с макаронами, говядина по-неаполитански — с томатом, отваренная в белом вине говядина по-английски — с добавлением анчоусов. Козье мясо приправляли джемом. После того как Александр I в трактире Пожарских в Торжке одобрил котлеты из куриного филе, они быстро распространились по кухням русских вельмож и стали называться пожарскими.
К ассортименту овощных продуктов прибавились фасоль, кукуруза, картофель, салаты, оливки, каперсы, томаты. Согласно английской традиции, овощи немного проваривали, откидывали на дуршлаг и подавали к столу со сливочным маслом. Особенно моден был зелёный горошек. В XIX в. картофель постепенно стал вторым хлебом. Из Англии пришли крокеты — обжаренные картофельные шарики с луком. Популярными стали макароны с сыром пармезан. Западников иногда называли макаронниками, а славянофилов — лапшечниками, отражая их вкусовые пристрастия.
Дворянский стол стали украшать английские десерты — пудинги, шарлоты, бисквиты, пирожные крокеты в виде обсыпанных сахарной пудрой шариков и конусообразные саварены с курагой и мармеладом. Вместе с танцем появилось сладкое блюдо мазурка из миндаля, яиц, сахара и шоколада. В 1845 г. впервые в Петербург были завезены вафли. Достоянием чайного стола дворян, купцов и мещан являлись сайки, крендели, бублики, баранки. Все сладости, кроме пирогов и конфет, покупали в кондитерских.
Самое популярное пирожное «везувий» делали в виде горы с белым мороженым и шоколадом сверху. Пирожное «наполеон» из слоёного теста с кремом пекли в форме треугольной шляпы. После 1812 г. популярными салатами стали «Кутузов» из отварной телятины, моркови, свёклы, икры и селёдки и «багратион» из куриного мяса, макарон, грибов, помидоров, яиц.
Дворяне охлаждённый чай и кофе стали смешивать с соками, сливками, мороженым, ледяной крошкой, кусочками фруктов, сахаром и винами.
В правление Александра I стол оформляли в стиле ампир. Античные скульптуры из золочёной бронзы или фарфора поддерживали наполненные фруктами вазы. Тарелки разной величины соединяли стержнем, а по их краям раскладывали букетики мелких цветов. По английской традиции в начале обеда перед хозяйкой ставили миску с супом. Она руководила разливом, а буфетчик и лакеи разносили суп гостям. Также раскладывали бифштекс, ростбиф, бараний бок, рыбу, дичь, пудинг.
В городе всегда обедали на час-два позже, чем в деревне. Обед аристократов был позже купеческого и мещанского. Он мог быть в 3 или даже в 5 часов. В полдень аристократы только завтракали. Окончательно установился порядок подачи блюд в обед: сначала закуска, затем суп, далее рыба и жаркое, между ними паштеты, в конце десерт. Обед украшали два белых и два красных соуса. После десерта приносили сыр и кофе.
В правление Александра III русская кухня возобладала над европейской. В меню на первое место ставили русские супы, а затем иноземные. Наиболее популярными русскими блюдами считались стерляжья уха с расстегаями, из иноземных — супы-пюре и бульоны с пирожками. Прочно вошли в русскую кухню котлеты из курицы, индейки и дичи, которые стали называть «деваляй», и рыбные котлеты. Жаркое приправляли трюфелями, бобами, зеленью.
В салаты добавляли каперсы, пикули и соусы. Самым известным стал соус из горчицы, уксуса, постного масла и желтков французского повара Л. Оливье. Салат, названный его именем, в те времена состоял из телятины, рябчиков, икры, раков, пикулей, каперсов, салата и яиц. Популярными были блины с припёками — мелкой рыбкой, грибами, ливером. Дворяне ели блины со сладким припёком — изюмом, мармеладом, фруктами и творогом.
Традиции чаепития сохранились во всех соях общества. Конфеты к концу XIX в. делали в основном фабричным способом, их укладывали в коробки — бонбоньерки. Хрупкие конфеты с начинкой из вина клали в картонные коробки, а твёрдые и мелкие леденцы — в сундучки из металла.
У купцов даже в будни обед был обильным: пирог с мясом и яйцами, студень, говяжьи щи со сметаной, похлёбка из курицы с перловой крупой, жареный поросёнок с рисом, квас. В постные дни в купеческих семьях подавали холодную щуку с уксусом и хреном, севрюгу, уху из налима, щи с белыми грибами, жареную рыбу, пироги с грибами, визигой или ягодами, грузди и изюм. Купеческие пироги пекли с толстой корочкой, они были большими, дворянские — маленькими. В 5 часов вечера пили чай с пирогами. Ужин состоял из осетрины, кулебяки, рыбы, грибов и различных напитков.
Питание мещан было намного проще, чем купцов. В будни на обед обычно подавали щи из мяса и кашу, в постные дни — пустые щи и капусту, сухари с квасом, толокно, пареную редьку и свёклу. В праздничные дни, кроме богатых щей и пирогов, лакомством был жареный картофель. Питание крестьян было натуральным. Утро начинали с чая, на обед были щи и густая каша из ячменя или толокна. Оладьи и блины ели с творогом, мочёной брусникой и грибами. На обед подавали также пареную репу, брюкву или бобы. Готовили блюда из солода. Из запаренной в печи смеси солода с фруктами получали сладкое блюдо — квашу, а с ягодами — кулагу. В пост ели тюрю из хлеба, толокна, соли с водой и разведённую в кипятке муку. В праздники готовили пшённую кашу с маслом, мясные блюда, яичницу с белым хлебом. Молоко и простокваша почти всегда были на столе крестьянина.
Семейные нравы и повседневность
Дворянки вступали в брак в 18 — 23 года, девушки из купеческих, мещанских и крестьянских семей — гораздо раньше. Красота и достоинство невесты считалось тогда капиталом, который можно было выгодно обменять на деньги и положение в обществе. Среди женихов ценили степенных мужчин в возрасте и с положением. Отсрочка свадьбы после помолвки могла быть до года. После обручения появилась новая мода выставлять хорошее приданое напоказ. В свадебный ритуал вошли погляды — посещение родителями невесты семьи жениха.
В белом костюме невесты был важен венок из померанца или лилий. При втором замужестве использовали розы или ландыши. После венчания молодым стали выдавать свидетельство о браке. Дворяне устраивали свадебный бал в усадьбах, а купцы и богатые мещане — в ресторанах.
На купеческих свадьбах обязательно присутствовал свадебный генерал — военный человек в мундире и чинах. Он должен был провозгласить «Горько!». Оплата генерала зависела от количества звёзд. Молодых осыпали хмелем, пили и разбивали бокалы. Вечер заканчивался яблочным пирогом, а гостям давали корзину с фруктами.
Отношения в дворянских семьях основывались, как правило, на симпатии характеров, сходстве вкусов и взглядов. Брак предполагал равенство в светской жизни. Для аристократа были исключены грубость или спор с женщиной и применение физической силы. Терпение и уступчивость считали важными семейными ценностями. По мнению света, хорошая жена имела здравый смысл и доброе сердце; месть, зависть и тщеславие исключались этикетом. Родители для детей стали друзьями и советчиками в жизни, старшие дети стали покровителями для младших. Детей отдавали для учёбы в пансионы или гимназии. Благотворительность для многих дворян стала нормой жизни.
Значительное время посвящали визитам, которые укрепляли дворянскую корпорацию. Непродолжительность визитов позволяла посетить за несколько часов десятки домов. Для дворянина быть принятым в том или ином доме было часто важнее костюма, денег и репутации. В XIX в. в обиход вошли визитные карточки, которые могли заменять личный визит. Повод визита обозначали загибанием угла карточки.
В 1830-е гг. появились почтальоны. С 1848 г. на улице стали устанавливать почтовые ящики, а с 1852 г. — использовать телеграф. С 1840-х гг. вошло в обычай наряжать ёлки в Новый год. Их покупали в кондитерских вместе со сладостями, а затем на рождественских базарах. В конце XIX в. в жизнь вошли поздравительные открытки.
Обычаи дворянской жизни постепенно стали достоянием всех сословий.
Купеческие семьи часто относились к дворянским семьям с недоверием и завистью. Купеческую дочь с приданым могли выдать за разорившегося дворянина. Дворянка без средств могла выйти замуж за богатого купца. Купцы вели патриархальный образ жизни, посещали храмы, соблюдали посты и отмечали праздники. Важными событиями для них были ярмарки и приёмы крупных покупателей их товара. Бережливые купцы записывали все доходы и закупали еду для дома оптом. Зато огромные деньги они тратили на благотворительность и меценатство — строили больницы и приюты, покупали произведения искусства и поддерживали театры. Купцы посещали купеческий клуб, играли в карты и бильярд, ходили на концерты и в театр. Купцы внесли немалый вклад в развитие русской культуры.
Проверяем себя
1. Какое влияние оказала война 1812 г. на быт различных сословий в России? Приведите конкретные примеры.
2. Как повлиял промышленный переворот и развитие капиталистических отношений на жилища, моду, нравы и повседневную жизнь различных сословий в России? В быту каких сословий дольше всего сохранялись традиционные черты?
3. Почему женская мода менялась в XIX в. каждое десятилетие? Назовите не менее трёх причин.
4. Как повлияло развитие экономики на питание различных сословий в России? Какие слои меньше подверглись этому влиянию?
Думаем, обсуждаем
1. Подберите фрагменты из произведений русской литературы XIX в., в которых имеются описания интерьеров в стиле ампир, неоготика и «второе рококо».
2. Составьте подборки репродукций и фотографий, иллюстрирующих жилище различных слоёв русского общества периода господства эклектики.
3. Соберите материал и оформите его в виде реферата о модном и традиционном костюмах одного из десятилетий XIX в.
4. Составьте меню обеда: 1) в трактире, 2) в ресторане, 3) в дворянском доме, 4) в купеческой семье, 5) в мещанской семье.
5. Приведите примеры известных дуэлей XIX в. Какие закономерности можно выявить из этого перечня?
6. Напишите небольшую заметку с описанием бала (охоты) периода правления Николая I в журнал того времени.
7. Сделайте аннотацию к книге «Романтизм и дворянский быт».
8. Придумайте истории героев картин А.Г. Венецианова «Утро помещицы», К.Е. Маковского «Вдовушка», В.М. Максимова «Всё в прошлом», В.Д. Поленова «Бабушкин сад».
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Согласны ли вы с мнением мемуариста о наполеоновской эпохе?
Документ
Из «Воспоминаний» С.М. ВолконскогоЗнаете ли вы в истории более красивую эпоху, чем эта наполеоновская сказка? Именно «красота», красота и дурман. Все друг с другом знакомы, все друг друга любят и вместе с тем друг с другом воюют. Вся Европа — какой-то элегантный салон, в котором то сражаются, то проходят в придворных полонезах.
2. Объясните актуальность правил этикета на основе текстов концертной программы и дуэльного кодекса.
Документ
Из концертной программы. Первая половина XIX в.Приглашаем почтеннейшую публику занимать свои места по номерам, соседей не толкать, по паркету не стучать, на стульях не качаться, актёров и авторов не вызывать. Не шикать, не свистать, не плакать, не вздыхать. Не дуть и не зевать. Не харкать, не плевать. Не кашлять, не дремать. Не шуметь, не сопеть, и не сморкаться. Не нюхать, не чихать. За исключением сего, всякому дозволено делать всё, что ему угодно.
Документ
Из «Дуэльного кодекса» И. МикулинаЛицо, страдающее глухотой, имеет право отказаться от поединка на пистолетах «по воле» или «по команде» даже в том случае, если этим лицом нанесено тяжкое оскорбление. При поединке, как на холодном, так и на огнестрельном оружии, противникам разрешается безусловно иметь на себе обыкновенной формы очки. Употребление во время поединка пенсне, случайное падение которого может быть причиной недоразумений, не допускается!
3. По документам определите, в каких стилях были оформлены интерьеры.
Документ
Из «Воспоминаний» М.Д. БутурлинаОбои были тогда ещё редко в ходу, у большинства зажиточных стены окрашены были жёлтою охрою, яркою медянкою, лазуревою или малиновою краскою, а потолки расписаны гирляндами цветов, плодов, перемежающихся с попугаями, райскими птицами и другими неизвестными в зоологии животными, клюющими иногда лазуревые вазы.
Документ
Из «Прогулки по Москве» К.Н. БатюшковаКомнаты чисты, стены расписаны искусной кистью, а под ногами богатые ковры и пол лакированный. Зеркала, светильники, кресла, диваны — всё приметно и кажется отделано самим богом вкуса. Здесь обитает приветливость, пристойность и людскость.
Документ
Из «Воспоминаний» А.Н. БенуаВесь светлый с мебелью изогнутых форм, с фарфоровыми фигурками на зеркальном шкафчике с жардиньеркой ароматических цветов у окна — он производил впечатление чего-то лакомого — комната эта напоминала мне пирожные от Берена.
4. В какой среде практиковались описанные в документах обеды?
Документ
Из «Записки современника» С.П. ЖихареваВсё было изготовлено вкусно — щи с завитками, каша с рублеными яйцами и мозгами — словом, объяденье. За этими блюдами последовали: огромный разварной лещ с приправою из разных кореньев и хреном, сосиски с крупным горохом, часть необыкновенно нежной и сочной жареной телятины с огурцами и, наконец, круглый решётчатый пирог с вареньем вместо десерта. После каждого блюда Семён Тихонович подливал нам то мадеры, то пива, а после жаркого раскупорил сам бутылку прекрасной шипучей смородиновки собственного изделия.
Документ
Из «Воспоминаний» В.А. СоллогубаЧто за обед! И Франция, и Англия, и Россия присылают сюда своих представителей для миротворного желудка. Тут нет ни страшного изобилия, ни явно дорогих рыб, отличающих обеды временщиков, желающих удивить вас тем, что заплатили много денег за дурное кушанье. Тут всё обдумано и продумано. Яства сообразуются со временем года. Всё изготовлено и подано по материалистическим исчислениям. На столе нет глупых безделок, а дрезденское бельё, саксонский фарфор, богемское стекло как бы сами упрашивали вас искушать.
Документ
Из меню обеда в ресторане. XIX в.Скоромное меню. Суп Мари Луиз. Консоме Пегюм. Пирожки разные. Стерлядь по-русски. Седло дикой козы с крокетами. Соус Поврат. Жаркое пулярды и куропатки. Салат. Сыр баварский.
Постное меню. Ботвинья с белорыбицей. Щи с карасями. Пирожки с маком. Каша гречневая. Жаркое: налимы с картофелем. Груша земляная. Морковник. Суфле яблочное. Кисель клюквенный.