Рубрика: Традиции | Гармония русского стиля

Гармония русского стиля


| Автор: | 941 просмотров


Русский стиль — понятие очень широкое, охватывающее самые разные жизненные сферы. Складываясь на протяжении тысячелетий, он ярче всего отразился в народных ремеслах, песенном творчестве, зодчестве. Надежность, добротность, удобство, естественность – его основные особенности. На его формирование повлияла близость к Природе и стремление следовать ее ритмам, во всем опираясь на внутреннюю гармонию.

 

Гармония русского стиля

 

 

Эта гармоничность отразилась во всем:

  • в напевности мелодий,
  • в плавности линий народного костюма,
  • в неисчерпаемом космосе национального узора.

 

 

Здесь всего в меру. Яркость никогда не бывает кричащей – только праздничной и радостной. Красота и польза всегда подкрепляются глубоким смыслом.

 

Никогда узоры, вышивка, богатая резьба по дереву не делались исключительно ради красоты, хотя эстетическое чутье в народе было на высочайшем уровне. Все эти украшения, прежде всего, служили оберегами. Они защищали своего владельца от темных сил, привлекали счастье и удачу в дом. Например:

  • изображенные на скатертях и поневах узоры (в виде солярных символов, всевозможных ромбов с точками внутри, женских фигур с воздетыми ввысь руками) отражали идею плодородия;
  • головные уборы относились к небесной сфере, даже их названия напоминали птичьи.

 

 

Таким образом, наряд, особенно праздничный, отражал архаические представления о Вселенной, о Космосе.

 

Гармония русского стиля

 

 

Русский стиль в деревянном зодчестве

На Руси дома и хоромы с древнейших времен возводили из дерева и камня. Дома в русском стиле отличались простотой и практичностью, они были теплыми и добротными. В них было найдено разумное сочетание красоты и пользы, которое затем взяли на вооружение современные архитекторы и дизайнеры. Поскольку основным материалом было дерево, оно во многом само подсказывало – какую выбрать форму, как добиться прочности и легкости.

 

Считалось, что лучший материал для сруба – просмоленные на корню стволы лиственницы. На крышу шла легкая еловая древесина. Главным орудием древнего зодчего, основным его инструментом был топор. Отсюда и выражение «срубить избу», да и само слово сруб. Простые срубы делали четырехугольными (четверик) или восьмиугольными (восьмерик). Не только избы, но и терема, и хоромы рубили зачастую без единого гвоздя, поскольку считалось, что если скреплять меж собою бревна железом, древесина будет быстрее портиться. А ведь строение должно быть не только красивым и добротным, но и долговечным. Все постройки, включая хозяйственные, возводили в комплексе, стена к стене, так они лучше сохраняли тепло.

 

У каждого типа построек было свое название:

  • большой двухэтажный дом под общей крышей (на несколько родственных семей) – «кошель»,
  • если же весь комплекс выстраивался в виде буквы «Г», его называли «глаголь».

 

 

Когда мы слышим слово терем, в памяти всплывают любимые сказки. В сказочных теремах, как правило, жили красавицы-царевны. А в зодчестве теремом называли или отдельное высокое строение, или же верхний ярус хором или палат. Здесь же устраивали светлицу, самую светлую комнату, в которой женщины занимались рукоделием. Считалось, что в доме вообще должно быть много света и простора, много воздуха.

 

Фронтальную часть даже самой обычной избы именовали не иначе как челом. Чело особенно тщательно украшалось резьбой – магическими символами, оберегами. Крыша («верх») была не менее важной частью. Самыми распространенными были обычные двускатные крыши, но одной из ярких особенностей древнерусского зодчества стал «кубоватый верх» (напоминал четырехгранную луковицу). Такими «луковицами» часто венчали терема.

 

Жемчужиной древнерусского зодчества стал шатровый храм – вместо купола в таком храме возводили «верх» в виде шатра.

 

Хоромы, палаты, светлицы, горницы – даже названия пронизаны ощущением чего-то светлого, высокого и загадочного. Все это можно сегодня увидеть своими глазами в музеях под открытым небом, самые известные из которых – «Кижи», «Малые Карелы», «Витославлицы», «Тальцы».

 

А с дворцовой деревянной архитектурой можно познакомиться в селе Коломенском (загородный дворец царя Алексея Михайловича).

 

Гармония русского стиля

 

Русский стиль в мелодии и песнях

Под стать архитектуре было и все остальное. Но, пожалуй, ярче всего Душа народа отразилась в музыке. Сегодня, говоря о таком понятии как русский стиль песни, прежде всего, отмечают мелодичность и внутреннюю гармонию национальной песенной культуры, ее созвучие с природными звуками и ритмами…

Песню на Руси часто сравнивали с рекою. То она льется плавно и величаво, как полноводная река. То несется, как быстрый речной поток. Мелодичность в ней сочетается с глубоким смыслом и поэзией. Слово, мысль, звук находятся в единстве и передают и богатство красок родной природы, и все нюансы тонкой душевной организации создателя песенной культуры – народа.

Дома, одежда, мебель, украшения, домашняя утварь – все это пришло к нам из глубины веков и не утратило своего значения, своей красоты и самобытности. Сочетание традиционных национальных элементов с современными технологиями породило особое направление в дизайне.

 

Русский стиль в дизайне

Дизайн вобрал в себя все лучше, что было накоплено за тысячелетия развития культуры. Современные мастера, используя старые традиции, традиционные материалы, украшения, создают настоящие шедевры, которые с удовольствием используют в повседневном быту, а лучшие образцы с успехом демонстрируют на международных выставках.

 





Поделитесь с друзьями: