Геоглифы Наски

Познавательное | | 936 просмотров



Линии Наски — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 километров с севера на юг и на 5—7 километров с запада на восток, сегодня известно около 30 рисунков (птицы, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

 

Паук в долине Наска

 

 

 

Благодаря полупустынному климату они сохранились с глубокой древности. Поскольку изображения достигают нескольких сотен метров в длину и с земли их распознать затруднительно, то официально были обнаружены лишь в современное время, при полётах над плато в первой половине XX века. В 1994 году внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Несмотря на свою величину, фигуры плато Наска неразличимы невооружённым глазом с борта МКС.

 

Наска — доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город — Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.

 

Культуре Наска нередко приписывается создание громадных геоглифов Наски, однако относительно времени их создания среди учёных нет единого мнения.

 

Культура Наска

Керамика культуры Наска полихромная, как правило, четырёхцветная: чёрные и оранжевые рисунки на белом или красном фоне. Преобладают изображения людей, зверей, птиц, рыб и растений. Формы удлинённые, стилизованные и угловатые. В отличие от цивилизации мочика — лепка практически отсутствует.

 

Подобные узоры можно видеть и на образцах тканей из шерсти ламы, сохранившихся благодаря полупустынному климату плато. Частично уцелела и созданная ими сеть подземных акведуков.

 

Золотые Самолетики Инков
Золотые Самолетики Инков

 

 

Ткани культуры Наска

Выделка текстиля у культуры Наска была наиболее совершенной в древнем Перу. Ткани изготавливались по нескольким техникам, а их стили — развивались. По подсчетам ученых существует около пяти различных стилей их исполнения. До внедрения трехмерной техники шитья, первоначальный стиль текстиля напоминал ткани некрополей Паракаса.

 

 

История — Геоглифы Наски

 

В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски:

 

«По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идёт прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь».

 

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследование загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

 

Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно точные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных, однако подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района, до сих пор не существует.

 

Виды геоглифов

 

Изображение дрозда-отшельника (ранее называлось «колибри») имеет длину 50 метров, паук имеет размер 46 метров, фигура, условно называемая «кондор», простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. На плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, так называемый «астронавт», высотой 30 метров (на плато Пальпа находится около десятка изображений человеческих существ). Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса). Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

 

Геоглифы Наски

Изображение птицы, условно называемое «кондор», в долине Наска

 

Сами линии, полосы и рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта, в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40—50 сантиметров глубиной (средняя глубина 25—30 сантиметров), по сути дела это неглубокие траншеи. При этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности. Однако сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа.

 

Фактура линий в долине Наска

 

При наличии десятков тысяч геоглифов и, несмотря на то, что поверхность пампас такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колёс, на плато Наска практически отсутствуют следы троп. То есть люди (многочисленные рабочие), выполнявшие данные земляные работы по изготовлению полос в несколько метров шириной и в сотни метров длиной, не оставили следов своих ног, натоптанных троп. Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне, на самом плато их нет.

 

Обезьяна в долине Наска

 

Также, отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

 

 

Исследования

 

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

 

Собака

 

Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации Наска, населявшей плато до II века н. э.

 

Однако ситуация осложняется тем, что геоглифы Наски были созданы в разное время, по непохожим схемам и, возможно, с различными целями.

 

Дрозд-отшельник (ранее назывался «колибри»)

 

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах (в качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе). Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I вв. до н. э. — к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры Наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

 

Кит

 

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность — ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит).

 

Птица, условно называемая «кондор»

 

Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.

 

«Астронавт»

 

Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменность племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

 

Дерево и руки

 

Постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Перуанский институт культуры, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований.

 

Обезьяна

 

 

 

Назначение Геоглифов

 

Представляется вполне вероятным, что представители культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположения звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые, как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.

 

Мария Райхе, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, также предполагала, что весь макрокомплекс плато Наска был ориентирован на решение разнообразных астрономических (линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём) или, возможно, астрологических задач.

 

Но крупный британский специалист по археоастрономии Джеральд Хокинс, проведя в 1970-е годы несколько полевых исследований на плато и использовав современные способы измерений и компьютерного моделирования, пришел к выводу, что только 20 процентов всех линий Наски может быть однозначно соотнесено с какими-либо небесными ориентирами. При том, что линии и полосы на плато идут во всевозможных направлениях, такое астрономическое объяснение не может быть признано определяющим и удовлетворительным.

 

Поскольку все чертежи состоят из определенного набора базовых элементов и существуют сочетания линий, которые воспроизводятся в очень близкой геометрии, но очень разного размера, то Мария Райхе по этому поводу писала: «Геометрические фигуры производят впечатление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами и иногда малюсенькими значками».

 

В популярной литературе и уфологии популярны объяснения, что полосы в пустыне Наска предназначены для ориентирования и посадки инопланетных космических кораблей (ведь до начала XX века человечество было неспособно к полётам). При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны грунтовые взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. Свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов, нет.

 

 


Понравился пост? Поддержи Сайт - Поделись Друзьями, Жми Нравится







Смотрите Другие Темы на Нашем Сайте