Голосов овраг. Девичий камень, Гусь-камень





Голосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг, Велесов овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос, Велес). Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены камни, которым городская легенда приписывает древнее сакральное значение, хотя достоверные сведения о них не старше середины XX века, — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

 

Голосов овраг. Девичий камень, Гусь-камень

 

В овраге расположено несколько песчаников, один из которых (Девий) сохранил окаменевший рельеф морского дна.

 

Два особенно известных валуна причудливой формы — «Гусь-камень» и «Девичий камень» (с 1960—1970-х годов; с 1990-х годов также используются названия «мужской» и «женский», ранее использовались также названия «Дикие камни» в 1940-е годы, «Святые камни» в 1950-е годы) — расположены на склоне оврага в 50 метрах один от другого и связаны тропинкой. Камни не обозначены на картах; один из них, пузырчатой формы имеет размер 2×2 метра, другой, с углублениями, 2×1,5 метра, деревья около камней увешаны ленточками — этот обычай, по-видимому, возник также в конце 1990-х годов).

 

В настоящее время широко распространились слухи о якобы древнем сакральном значение Гусь-камня и Девичего камня, однако в 2004 году группа студентов под руководством Андрея Топоркова изучала данные камни, и пришла к выводу, что их почитание не имеет древних корней, а сложилось лишь в 1970-е годы.

 

По мнению М. Гривы, «достоверные сведения о камнях восходят ко времени не ранее конца 1940-х — начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне — москвичами «из города» или другим пришлым населением — и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково.

 

Почитание камней

Почитание природного объекта в современном мегаполисе уникально и комплекс не является местночтимым: паломники прибывают со всей Москвы и даже из других городов. По наблюдения М. Гривы, почитающие делятся на три группы:

 

Голосов овраг. Девичий камень, Гусь-камень

 

«основная группа» приносит к камням свои желания и проблемы: молодые люди хотят «удачно сдать экзамены и поступить в университет» или «выйти замуж за москвича», люди среднего возраста пытаются найти спутника жизни или зачать ребёнка, более старшие ищут излечения от болезней.

 

«эзотерики» считают, что место отличается «особой энергией» и ищут здесь энергетическое поле.

 

Интерес язычников к камням связан с именем А. С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В. И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни … уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и широко излагал эту теорию во время экскурсий к камням, которые проводил с 1989 года.

Присоединяйтесь к нашей группе в Фейсбук, Одноклассники

Поделиться





Вам может быть интересно:

Альтернативная История













Читайте Больше новостных тем на сайте

Смотрите больше видео на сайте