Гаргулья, гаргуйль,  горгулья — в готической архитектуре: каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа (иногда — многофигурного сюжета) и предназначенный для эффективного отвода стока от вертикальных поверхностей ниже свеса кровли. Сильно вынесенная перпендикулярно стене гаргуйль является характернейшим элементом силуэта многих крупных построек средневекового Запада, а также одним из мотивов в готических реминисценциях эклектики, модерна и ар-деко, где её функция часто исключительно декоративная.

 

 

Выразительность этой детали, её необычная композиция (фактически — лежачая статуя) и очевидное сюжетное несоответствие вероучительной тематике центральных скульптурных ансамблей готических церквей обусловили внимание, которое привлекли к себе гаргуйли со времени пробуждения интереса к «средневековому» в первой половине XIX века. В постклассической Европе образы этих второстепенных архитектурных элементов оказались востребованными как в качестве ключа для интерпретации самого явления Средних веков, так и для всякого рода смысловых сопоставлений в контексте современной цивилизации. Уже в XX веке в фантастической литературе и кинематографе, а вслед за ними в массовой культуре вообще, понятие было переосмыслено таким образом, что стало обозначать не функциональный элемент сооружения, а сам персонаж, изваянный в камне как с целью обеспечения организованного сброса воды с крыши, так и вне этой функции. Проекцией этого представления оказывается смешение понятий гаргулья и химера, а также ложное предположение о существовании в системе средневековой западноевропейской тератологии демонических существ-гаргулий (иначе — горгулий), изображения которых якобы и помещали на карнизы зданий, например, для отпугивания злых духов. В крайних проявлениях этой смысловой трансформации, набравшей силу с распространением моды на жанр фэнтези, может утрачиваться даже идея какой-либо связи со скульптурным прототипом. В современном словоупотреблении гаргулья часто означает полуантропоморфное (как правило, крылатое) демоническое существо, выступающее в фантастических сюжетах, и может использоваться как метафора телесного уродства.

 

 

Изначально предназначенные для фильтрации дождевой воды, они имели загадочную цель отогнать злых духов. Их необычный и отличительный внешний вид делает их любимой чертой старых зданий для многих людей, они являются темой легенд и сказок. Горгульи вырезаны из камня и принимают разные формы. Чаще всего это химеры — причудливые гибридные существа, смешивающие разные части животных. К ним относятся грифоны и гарпии. Хотя они чаще всего ассоциируются со средневековой архитектурой, их функциональное назначение означает, что они существуют намного дольше.

 

 

Самой древней известной горгулье 13 000 лет, она находится в современной Турции. Древние горгульи никогда не принимали форму химер или вымышленных зверей, а вместо этого были смоделированы из местных животных. Горгульи в древнеегипетской и греческой архитектуре были почти все в форме львов. Их популярность пошла на убыль, когда они стали ассоциироваться с колдовством и оккультизмом. Они больше не были желанными на религиозных зданиях.

 

 

В средние века собак обычно содержали в качестве стражей, чтобы защитить дом от злоумышленников. Вероятно, это еще одна причина, по которой их так часто выбирали в качестве предмета для горгулий. Другим выбранным существом был волк. Как и собак, их уважали и воспринимали как умных и смелых. Горгульи обычно вызывают в воображении изображения готических соборов, таких как Нотр-Дам и зданий средневековой Европы. Большинство современных горгулий — это гротески, которые не служат в качестве дренажа, но им дают название горгулий, и большинство людей считают их таковыми.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1


(0 голосов, в среднем: 0 из 5)


Понравился пост? Поддержи Сайт - Поделись Друзьями





Смотрите Другие Темы на Нашем Сайте




Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Все поля обязательны для заполнения