Хараппская цивилизация

Познавательное | | 936 просмотров



Индская или Хараппская цивилизация — третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после египетской и месопотамской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь, превосходя в 2 раза суммарную площадь двух остальных. Индская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600—1900 годами до нашей эры, что связывают с засухой 2200 года до н. э..

 

 

Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 годах до нашей эры. Наиболее значительные центры — Ракхигархи (350 га), Мохенджо-Даро (300 га), Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира (47 га). Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек и состояло из эламито-дравидов, без примеси индоевропейцев[нет в источнике]. Зрелый период развития Индской цивилизации шёл с 2600 до 1900 лет до нашей эры. Простиралась на территориях нынешних Афганистана, Пакистана и Северо-Западной Индии.

 

В шумерских текстах хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха».

 

В течение III тысячелетия до нашей эры началась аридизация — постепенное истощение водных ресурсов региона, где находилось государство. Возможной причиной аридизации археологи называют возросшую урбанизацию в регионе и постепенное осушение почв и рек. В итоге это могло привести к упадку государства. При этом после упадка население ушло на Восток.

 

 

Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX веке Александр Каннингем. Окончательно существование индской цивилизации было установлено в 1921—1922 годах экспедицией во главе с Джоном Маршаллом.

 

На пике развития индская цивилизация имела население свыше 5 миллионов человек. Жители долины реки Инд разработали ряд новых ремёсел — обработку сердолика, обработку кости, металлургию бронзы, меди, свинца и олова. Города хараппской цивилизации отличаются чётким планированием построек. Строительный материал — обожжённый кирпич из глины. Освоены и использовались сложные дренажные системы, системы водоснабжения и целые кластеры крупных нежилых зданий.

 

При раскопках городов были найдены как детские игрушки, так и небольшое количество оружия, что указывает на не сильную милитаризацию государства и относительно мирные периоды существования. Ставка в развитии была сделана на торговлю с далёкими землями, дальше чем Вавилон, Шумер и южная Месопотамия. На развитую торговлю указывают многочисленные печати, украшенные животными и мифическими существами.

 

Названия «цивилизация Инд» и «цивилизация Хараппы» — равнозначны в археологической литературе, хотя термин «Хараппа» может ввести в заблуждение, так как это обозначение дано по названию современного городка Хараппа, где располагается хронологически первая археологическая площадка, раскопанная ещё в 1920-е годы. Вскоре был обнаружен и исследован Мохенджо-Даро, что привело к сенсационным открытиям. Данные памятники относятся к зрелому этапу хараппской цивилизации и отличаются от предшествующих и последующих культур, называемых ранней хараппской и поздней хараппской культурами. Ранней хараппской культуре предшествовали местные неолитические поселения сельскохозяйственного типа.

 

 

К 2008 году было найдено 1 022 города и поселения, главным образом в районе рек Инд и Гхаггар-Хакра и их притоков. Из них 406 объектов найдены на территории нынешнего Пакистана и 616 в Индии. Раскопаны и изучены — 96 объектов. Среди этих 96 объектов значатся крупные городские центры, в том числе Хараппа, Мохенджо-Даро (объект Всемирного наследия Юнеско), Дхолавира, Ганеривала, Ракхигархи.

 

Язык государства не имеет точной идентификации, его генеалогическая принадлежность пока не ясна. Связи хараппского языка и дравидийских и эламо-дравидийских языков изучены недостаточно.

 

Так, один из ведущих в мире специалистов по истории Хараппской цивилизации, американский археолог Джонатан Марк Кенойер, доктор исторических наук университета Бёркли в Калифорнии, США, определяет начало Ранней Хараппской культуры в промежутке от 5000 до 2800 лет до нашей эры.

 

Другое мнение высказывает Рафик Мохаммед Мугхал  — пакистано-американский археолог, профессор археологии и глава аспирантуры Бостонского университета, он датирует Раннюю Хараппу с 3300 до 2800 лет до нашей эры. Соответственно и датировка культурных слоёв Зрелой и Поздней Хараппы в таком случае смещается в ту или иную сторону.

 

Разнятся мнения и по поводу общей исторической периодизации, разделении на исторические эпохи. Эпоха регионализации — образование отдельных государств и областей представлена двумя точками зрения.

 

Джим Шаффер — американский археолог, профессор антропологии в Университете Кейс Вестерн резерв США даёт оценку 4000—2500/2300 до н. э.

 

Робин Конингем — британский археолог и академик, специализирующийся на южноазиатской археологии и археологической этике. С 2005 года он является профессором археологии раннего средневековья в Университете Дарема. Его оценка — c.5000—3200 до н. э.

 

 

Предыстория

 

С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

 

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской

 

 

 

Предхараппская цивилизация

 

Мехргарх — это цивилизация неолита, между 7000 и 2500 лет до нашей эры. Располагалась к Западу от долины реки Инд, недалеко от столицы района Качхи, Пакистан, на равнине Качхи, в Белуджистане, недалеко от перевала Болан. Данный археологический объект, является одним из древнейших свидетельств о развитии сельского хозяйства, как зернового так и пастбищного, в Южной Азии. Согласно Парполе, данная культура в итоге мигрировала в долину Инда и основала цивилизацию Инда — Раннюю Хараппу.

 

На жителей Мехргархской культуры оказывал влияние Ближневосточный кластер древних земледельческих образований. Возраст соприкосновения и обмена знаниями, датируется в 7000 лет назад. Уже тогда происходил обмен умениями в выращивании нескольких сортов пшеницы, гончарными технологиями, домашними животными. Именно в Мехргархе 7000 лет назад началось скотоводство в Южной Индии.

 

 

Так же, в долине ныне пересохшей реки Сарасвати или Гхаггара-Хакры, существовала связанная с Индской культурой, культура Хакры. Бхиранна это археологический объект, расположен в Фатехабад (округ), Индия. Его предельная древность определяется в 8 — 7 тысяч лет до нашей эры и основана на датировке древесного угля, найденного на объекте.

 

На месте этого поселения между 3300-2800 гг. до н. э. сформировалась и развивалась культура Хакра-Варе[en]. Она совпадала по времени развития с Ранней Хараппой-Индской культурой. Уже на раннем периоде своего развития, культура владела навыками обработки меди, терракота, сердолика, лазурита и стеатита. Были найдены медный браслет, наконечник стрелы из меди, бусинки сердолика.

 

Найденные изображения танцующих «русалок», возможно имеющих сакрально-религиозный смысл, Сходство этих изображений, с танцующей девушкой, найденной в Мохенджо Даро столь велико, что археолог L.S. Rao вынес версию, в прямом обучении мастера в Хакра Варе у мастеров в Мохенджо Даро, настолько сходна техника работы.

 

Эти девушки в Хакра Варе и девушка из Мохенджо Даро, возможно являются общим для региона культом, связанным с Апсара — полубоги, духи облаков и воды. С ними связаны водные обряды, которые проводились в Индской культуре, в том числе и с помощью больших, общих ванн.  Подобные сходства в технике выполнения работ, в религии, говорят о тесном культурном взаимодействии.

 

Имеются свидетельства умеренного смешивания населения уже на этой ранней исторической стадии. культуры находились в тесном, непрерывном взаимодействии, при этом культуры неолитические плавно перешли к культуры медного века. Согласно исследованиям погребений, зубов и останков людей, в формировании мехргархского населения принимали участие иранские земледельцы и южно-азиатские охотники собиратели и происходило это между 4700 — 3000 лет до нашей эры

 

 

 

Ранняя Хараппская цивилизация

 

Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки. связан с культурой Хакры, найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 гг. до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры.

 

 

Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.

 

Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.

 

В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий

 

Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации

 

Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт. При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города, было реакцией как раз на возникающие трудности в плане воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг

 

 

Зрелая Хараппская цивилизация

 

Продолжалась между 2600—1900 лет до нашей эры. По данным исследований от 2012 года, медленное перемещение муссонов в Азии на Юг, позволило развивать деревни в долине Инда, дополняя наводнения на реке и её притоках. Фермы, расположенные вдоль рек, благодаря периодическим наводнениям и дождям, смогли выйти на уровень перепроизводства сельскохозяйственной продукции, к избытку еды. Такое положение способствовало росту городов, однако городские власти и фермеры не заботились о развитии систем ирригации, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю в летний период.

 

В процессе развития культуры, происходит рост городов, который увязывается с сокращением осадков. Люди вынуждены были укрупняться, что бы иметь больше людских и материальных ресурсов, для дальнейшего выживания и развития. К 2600-м годам до нашей эры, общины ранней Хараппы превратились в крупные города. Часть из них располагалась в нынешнем Пакистане — Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро. Другие, на территории нынешней Индии — Дхолавира, Калибанган, Ракхигархи, Рупар, Лотхал. Общее число археологических объектов в виде поселений и городов — 1052, все в районе реки Инда и его притоков

 

 

 

Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры

 

В 1953 году археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племён из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привёл группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие учёные отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов проведённые Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.

 

Археологи — Кенойер и Хьюстон изложили объяснение — дальнейшие изыскания не обнаружили следов битв, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между жителями Индской цивилизации и «ариями». Города Поздней Хараппской культуры не были разрушены при штурмах, они были заброшены из за постепенной, нарастающей аридизации климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль её русла, указывают на то, что ширина реки, в период расцвета Хараппской — Индской культуры, достигала в период половодий 5 — 7 километров. когда она стала пересыхать, начался исход людей из мест, терявших свою привлекательность для жизни, в том числе на Юг и на Восток и в долины рек Ганг и Ямуна.

 

В Культуре Клабдища Н некоторые из рисунков на погребальных урнах, были итерпретированы через Ведическую литературу — например павлины с человеческими фигурами внутри их тел, что было истолковано как души мёртвых. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу, что люди этой культуры были разрушителями городов Индской цивилизации.

 

 

Дальнейшее развитие культур — непрерывность

Археологические раскопки показывают, что падение цивилизации Инда привело людей на Восток. По словам Посслея, после 1900 г. до н. э. число посёлков на современной территории Индии увеличилось с 218 до 853. Раскопки вдоль Гангской равнины показывают, что там начали появляться города, начиная примерно с 1200 г.. до н. э. Джим Шаффер указывает — что это была серия непрерывных культурных циклов, связанных с двумя основными фазами урбанизации в Южной Азии.

 

Население, до этого жившее в долине реки Сарасвати, стало активно мигрировать, спасаясь от засухи, в долины рек Ямуна, Ганг, Рави. Это был период с 1900 по 1000 годы до нашей эры.

 

На археологических раскопках Бхагванпура в Харьяне обнаружено одновременное существование нескольких культур, с разного типа керамикой. Были обнаружены смешанные слои, в которых находилась керамика периода Поздней Хараппской культуры и Культура серой расписной керамики, последняя связана с Ведийской цивилизацией и датируется примерно 1200 годами до нашей эры. При этом наряду с керамикой, по раскопкам заметно, что люди жили в разного типа домах. Постепенно Хараппская керамика окончательно сменилась Серой и в дальнейшем культура угасла, полностью перейдя в Ведийскую цивилизацию. Затем последовало освоение лошадей, железных орудий и новых религиозных практик.

 

Согласно дальнейшим раскопкам и сравнениям, в том числе на объекте Роджди, рядом с городом Раджкот, было доказано, что, по словам Поссель, Грегори — Несмотря на наличие очевидной преемственности между Индской цивилизацией и более поздними Южно-Азиатскими культурами, многие аспекты Хараппской культуры были потеряны навсегда. Вторая волна урбанизации Индии, увязываемая с Культурой северной чёрной лощёной керамики, уже не связана с культурой Хараппской цивилизации.

 

 

Раскопки и памятники

 

Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века (Чарльз Мэйссон первым описал руины Хараппы в 1842 году; затем в 1856 году их посетил Александр Каннингем), но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Раем Бахадуром Дайя Рамом Сахни и Ракхалом Дасом Банерджи в начале 1920-х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960-х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах — Кот-Диджи (1955—1957), Амри (1959—1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу XX века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра — Мохенджо-Даро и Хараппа.

 

Перечень археологических объектов индской цивилизации:

Амри
Даймабад
Калибанган
Кот-Диджи
Нал-Нундара
Лотхал
Мергарх
Мохенджо-Даро
Наушаро
Пирак
Хараппа
Чанху-Даро

 

Андрей Скляров выдвигал версию гибели хараппской цивилизации и Мохенджо-Даро от ядерного оружия инопланетной цивилизации, освоившей межзвездные перелеты. Индийские тексты, упоминая об оружии большой разрушительной мощности, указывают на то, что оно принадлежало богам, свободно летающим на своих «виманах» как по небу, так и между звезд, – то есть представителям инопланетной цивилизации. И хотя это оружие применялось порой для уничтожения земных городов, основной целью были все-таки не люди, а те же самые боги. Боги воевали друг с другом!?

 

В текстах шумерских, индийских легенд и преданий говорится о том, что боги непрерывно конфликтовали между собой за власть над отдельными городами и целыми странами. Тексты «Махабхараты» указывают на то, что за всеми ядерными войнами стояли боги, воевавшие между собой за верховную власть среди богов.

 


Понравился пост? Поддержи Сайт - Поделись Друзьями, Жми Нравится







Смотрите Другие Темы на Нашем Сайте