Искусство гончаров

Традиции | | 1170 просмотров


Керамику всегда окружали легенды, ведь её создание овеяно загадочностью. В нем принимают участие все стихии мира: земля дает глину – его основу, вода растворяет примеси, ветер высушивает полученную массу  и, наконец, огонь  закаляет её, делая прочной. Керамика – это множество секретов, передающихся из поколения в поколение, таинство физических и химических процессов, не всегда предсказуемый, но каждый раз прекрасный, удивительный результат.

 

 

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера бережно ее направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

 

Гончарное ремесло — такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

 

 

Дар Богов

 

Гончар издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека бог создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебное действие гончара заключалось в использовании всех элементов природы: и брал в руки мастер глину (элемент Земли), смачивал ее Водой, с помощью гончарного круга и таланта своего он лепил сосуд. Затем сушил его на Воздухе и придавал силу немереную в Огне.

 

Нередко процесс изготовления глиняного сосуда связывался с космогоническим актом сотворения мира, а сосуд сравнивался с Вселенной. В дальнейшем среди многих народов распространились представления о соответствии верхней части сосудов — небесной сфере, средней — земному миру людей, а нижней части — подземному потустороннему миру. Сами сосуды часто сравниваются с людьми, поэтому многие детали глиняных сосудов носят антропоморфные названия: «горло», «ручка», «шейка», «тулово» — глина выступала как материальная основа при создании человека – пластичная,  податливая, прочная, а вот качества люди получали от «примесей», которые добавлялись  божеством.

 

Но керамика – это не только посуда, это и предметы искусства, и игрушки. Так что, лепка глиняных изделий – одно из древнейших умений человечества.

 

 

Гончарное ремесло на Руси

 

Гончарное дело на землях славян прошло длинный и довольно сложный путь своего развития. Славянские гончары с давних пор пользовались заслуженной славой отличных, очень опытных и искусных мастеров. Гончарные изделия отличались большим разнообразием. Мастерами изготавливались большие сосуды предназначенные для хранения в них зерна, горшки в которых готовили пищу, миски, кружки, сковородки, а так же, разные игрушки для детей. Глиняные изделия часто украшали различными рисунками и узорами. Форма глиняной посуды разнилась в зависимости от областей славянских земель, в которых она была произведена. На днищах глиняных горшков обычно ставились клейма мастеров. Долгое время сохранялись и передавались из поколения в поколение архаичные техники и технологии производства. Рецепты изготовления глиняного теста варьировались от региона к региону и от одной гончарной школы к другой.

 

Появление в землях Руси гончарного круга произвело настоящий фурор в гончарном деле. С его помощью можно было ускорить и облагородить производство глиняных изделий: посуда выходила из рук мастеров более тонкой и изящной.  Примечательно, что с изобретением гончарного круга ремесло из преимущественно женского превратилось в мужское, так как при вращении тяжелого круга требовалась недюжая мужская сила.

 

Гончарное ремесло, так же как и обработка металлов, были одними из наиболее ценных и уважаемых ремесел. За долгую историю славянские гончары до совершенства отточили свое искусство, а дошедшие до нас памятники этой отрасли прикладного искусства свидетельствуют о высокой степени мастерства и вкуса, какими обладали мастера.

Читайте также: С.В. Жарникова. Что значит — Русская земля


Поделитесь с друзьями:






Читайте также другие публикации на нашем сайте

Допотопные города. Гравюры Пиранези
Раскопки. Допотопная цивилизация
Гибель Тартарии
Жизнь и быт в Московской Тартарии
Столица Великой Тартарии найдена в китайском Ордосе. Часть 4
Боевой топор русичей
Светлана Жарникова — Люди стали паразитами на теле Земли
Загадочные подземные тоннели по всему свету
Пророчество вселенной за каждый поступок
Сергей Данилов. Что такое Футбол


Смотрите Познавательное Видео



Видео Плейлист:

Волгодонский канал не строили, а откапывали! Грандиозная транспортная система Руси
Грузовой лифт 19 века, сохранившийся до наших дней
20000 летний трансформатор
Зачем даты, которых никогда не было?
Где книги, газеты, картины, чертежи до 19 века?
Отопление в 17,18 и 20 веке.
Разгадка крепостей-звёзд и змиевых валов
Что историки скрывают на Измайловском острове? Часть 2
Что историки скрывают на Измайловском острове? Часть 1
Разгадка крепостей-звёзд и змиевых валов
Однотипные ОКНА единой цивилизации
Кто построил античный небоскрёб в маленьком городе?
Почему мы всё забыли
Для чего построили пирамиды?
Допотопный подвал с окнами
Допотопная плотина Вятичей рядом с с.Дедилово
Металлургия на Руси 6500 лет назад
Допотопный химический комбинат с газголдером
Если "так строили," то зачем? На примере подвала с окнами
Из-за потопа копали новые подвалы для продуктов
Кирпичный небоскреб в селе Архангельское
Первоисточник глины без научной лжи. | Что такое глина?
Пушки от Револьвера и ядра из мельницы
Что прикрыли плитами в реках?
Нужна ли нам история?
Откопали допотопные кипарисы под 20м.песка и другие странности "геологии"
Города без людей - версия от "Разгадки истории"
Как изменить своё отношение к Новому году за 10 минут
Как изменить своё отношение к язычникам