Рубрика: Традиции | Истоки славянского миропонимания

Истоки славянского миропонимания


| Автор: | 914 просмотров


Всё в мире и Вселенной подобно друг другу и пронизано тончайшими взаимосвязями. Как нельзя лучше эта идея находит своё отражение именно в славянской Традиции.

 

Истоки славянского миропонимания

 

Наши Великие Предки жили в полном согласии с окружающим их миром, который когда-то был создан Родом и Рожаницей, единством двух начал, первоэнергий. Отсюда всё то, что нас окружает, мы издревле называем «природой», то есть той, что всегда находится при Роде, Великой Рожаницей, Праматерью, олицетворённой и воплощённой женской энергией Вселенной: Мир един и многолик одновременно, как и сам Род. Человек — часть мира и существует по его законам. Следовательно, жизнь мира и человека, материального и духовного, тесно связаны. Это твёрдо знали наши прапрадедушки и прапрабабушки, поэтому то, что окружало их в повседневной жизни, являлось самым необходимым, составляло основу этой жизни, и становилось самыми главными символами и архетипами.

 

Древние славянские легенды повествуют нам о том, что весь мир, космос организован по типу яйца, как источника, из которого зарождается жизнь. Центр «яйца» — желток отождествляется с землей, верхняя часть желтка — земной мир, а нижняя часть — подземный. По легенде, яйцо окружено мировым Океаном, символом стихии жизни. А весь мир окружен девятью небесами, которые приравнивались к девяти пленкам яйца, к сферам, среди которых каждая обладает своим смыслом.
Отсюда и устоявшееся выражение о седьмом небе. Седьмое небо — это «твердь небесная», т.е. прозрачное дно небесного Мирового океана. По поверью, в нем находятся «хляби небесные» — запасы дождевой воды, когда они прорываются, вода словно потоком льется на землю, вот и получаем выражение «разверзлись хляби небесные».

 

Истоки славянского миропонимания

Основную же ось мира составляет Мировое Древо (Древо Жизни), чаще всего отождествляемое с дубом. Оно связывает все пространство — небо, землю и подземный мир.

 

Крона дерева олицетворяет «верхний мир», в котором находятся 9 небес, солнце, звезды, обитают птицы, также это мир Богов и Предков, мир Прави, Сварга Небесная (отсюда слова и понятия — правда, правило, правильный:).

 

Ствол дерева — это «средний мир», который включал в себя весь наш земной мир, мир Яви (явный, явление, проявленный).

 

Корни же дерева достигали «подземного мира», с обитающими там хтоническими, темными, то есть неведомыми нам существами, мира Нави.

 

Истоки славянского миропонимания

Метафора Мирового Древа отражает неразрывную связь миров, «круговое движение в природе», смену времен года, принцип «вращения коло года» (круговорот времен года и цикличность времени в целом) и сакральный смысл жизни человека.

 

Наши предки обладали очень глубокими знаниями об окружающем мире, космосе и вселенной. Природные силы и стихии получали названия, исходя из своих функций и свойств. А затем образность, метафоричность нашего мышления и языка олицетворяли их и превращали в Богов и Богинь.

 

Всё в мире наделяется душой, одухотворяется, находится в постоянном и непрерывном взаимодействии, мир целостен и разнообразен. «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло» — вспоминаем мы наши пословицы, которые отражают дуализм окружающего мира, как и понимали его наши пращуры. Жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, мужчина и женщина — две стороны одной медали, две половины единого целого и не существуют по отдельности. Так и Боги у нас все парные — Род и Рожаница, Сварог и Макошь, Перун и Перуница и т.д.

 

Истоки славянского миропонимания

У каждого человека есть свои творцы — создатели — это его РОДители, у которых тоже есть свои родители, и у тех, в свою очередь, тоже есть свои родители. А кто же был в начале и где оно? А в начале были у нас у всех общие создатели, первопредки, прародители — Род и Рожаница. Род — прародитель всего сущего он един и многолик одновременно. У него много имён (как и у наших родителей), главное из которых Сварог — отец небесный, а имя Рожаницы — Макошь — Мать-Сыра Земля, Мать-Природа или Лада (ладно, ладить, лад, улаживать:). Все остальные — дети и внуки Сварога, Сварожичи.

 

Миф о Роде и Рожанице рассказывает, что любовь Земли и Неба была такой сильной, что ожила и распалась на двое: на Любовь женскую (Лада) и Любовь мужскую (Род).

 

Истоки славянского миропонимания

Отсюда и вытекают представления наших предков — славян о Богах и Богинях. Славяне понимали Бога, как существо предвечное и вечно творящее. Бог есть везде и всюду — в ветре, дожде, громе, в траве, камне, воде и огне. Вот и получается, что наши Боги — это наши Предки, а мы — славяне их дети и внуки, а не рабы, как позже христиане. И всё, что нужно нам для жизни наши Боги-Предки уже дали (вселенную, землю, огонь, закон, знания и различные орудия труда), теперь дело за нами. Каждый человек сам выбирает себе судьбу, по какой дороге пойти — по пути правды или кривды, созидания или разрушения. И только наша Со-Весть нам судья. Наши Предки редко обращались к Богам с просьбами, а только славили их и воспевали в своих стихах и гимнах, именно потому, что не к лицу Славянину — потомку великих Предков и Богов что-то у кого-то просить-выпрашивать, сам всё сделать сможет. И только в самых исключительных случаях — когда дело зависит не только от воли человека, но и от воли природных сил и стихий (Богов), можно к ним обратиться с сыновьей нуждой.

Т. Лиханова


Присоединяйтесь к нашим группа в соц.сетях:
ОдноклассникиВконтактеFacebook