Русичи - Славяне - Язычество -




Рубрика: История | Наследие | История русского сарафана

История русского сарафана


| Автор: | Просмотров: 741

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к русскому сарафану. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма. Но подиумы это конечно далеко не главное.

 

А основное это то, что множество современных девушек и женщин, шьют и носят русский сарафан в повседневной жизни. Слегка видоизменяя крой, подбирая подходящие расцветки и ткани, делая свой сарафан удобным и подходящем к современной жизни. Ведь в сарафане удобно и красиво. И дома, и на улице и где бы то ни было. А уж когда девица надевает сарафан на природе — передать то что она чувствует, какие чувства пробуждает в окружающих людях и в мире – словами можно но лучше испытать на себе! 🙂

 

Ткани для сарафанов (как было раньше)

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных «сарафанных» тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

 

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

История русского сарафана

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:туникообразный глухой косоклинный;
косоклинный распашной или с центральным передним швом;
прямой круглый или московский; прямой с лифом;
прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

 

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

 

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

 

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

 

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

 

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

 

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

 

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

 

 

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.
Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

 

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

 

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

 

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

 

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

 

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

 

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

 

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался «с передком» или «с грудкой».

 

4. Сарафан с лифом

 

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

 

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

 

Итак для своего сарафана можно подобрать ту модель, которая больше всего подходит для вас сейчас. Выбор тканей в современном мире — огромный. А удобство, практичность и красота русского сарафана проверены веками и являются тем даром народной мудрости, который с нами в любое время.

 

Приобрести Сарафаны можно на двух сайтах: 1 сайт, 2 сайт

 

 





Источник: https://artsgtu.ru/blog/istorija_russkogo_sarafana/




Поделитесь с друзьями:

метки ,