| 4620 просмотров




В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к русскому сарафану. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма. Но подиумы это конечно далеко не главное.

 

 

А основное это то, что множество современных девушек и женщин, шьют и носят русский сарафан в повседневной жизни. Слегка видоизменяя крой, подбирая подходящие расцветки и ткани, делая свой сарафан удобным и подходящем к современной жизни. Ведь в сарафане удобно и красиво. И дома, и на улице и где бы то ни было. А уж когда девица надевает сарафан на природе — передать то что она чувствует, какие чувства пробуждает в окружающих людях и в мире – словами можно но лучше испытать на себе! 🙂

 

Ткани для сарафанов (как было раньше)

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных «сарафанных» тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

 

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

 

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:туникообразный глухой косоклинный;
косоклинный распашной или с центральным передним швом;
прямой круглый или московский; прямой с лифом;
прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

 

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

 

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

 

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

 

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

 

 

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

 

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

 

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

 

 

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.
Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

 

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

 

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

 

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

 

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

 

 

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

 

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

 

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался «с передком» или «с грудкой».

 

 

 

4. Сарафан с лифом

 

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

 

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

 

Итак для своего сарафана можно подобрать ту модель, которая больше всего подходит для вас сейчас. Выбор тканей в современном мире — огромный. А удобство, практичность и красота русского сарафана проверены веками и являются тем даром народной мудрости, который с нами в любое время.

 

Приобрести Сарафаны можно на двух сайтах: 1 сайт, 2 сайт

Читайте также: Война 1812 году. Кто и с кем воевал в 1812 году?





Поддержи Сайт - Поделись Друзьями


РАЗДЕЛЫ


Читайте также на нашем сайте


Легендарные Славянские Вожди
Нужны ли нам сейчас заповеди богов древних славян
С.В. Жарникова. Золотая нить
Древние технологии меняют картину мира
Варна ребенка
Русская Школа Русского Языка. Аты баты шли солдаты. Недетский урок. Урок 9. Виталий Сундаков
Краткий список капищ
Кого хоронили в египетских пирамидах
Пирамиды в Сибири, подземные туннели и мега-города прошлого!
Анна — русская королева Франции
Ведичество на Руси. Глубина народной памяти
Борис Зворыкин. Сказочные иллюстрации
Денисовская пещера приоткрыла свои тайны
Этруски — древние огнепоклонники!
Височные кольца — женские славянские украшения