| 1043 просмотров




Кбальспеан, Кбаль Спеан  — вырезанные на камнях русла реки Кбаль Спиен божества. Относится к ангкорскому периоду. Расположен на юго-западных склонах горного массива Кулен, в Камбодже, 25 км от главного комплекса Ангкор-Ват. Другие известные названия: «Долина тысячи Линг», «Тропа к реке Кбаль Спиен».

 

Кбаль Спеан

 

Лингам, также часто — линга — в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме, как поклонение лингаму (символу Шивы) и женскому символу «йони» (символу шакти (женской стороны) Шивы в различных её проявлениях — Парвати, Кали и других)

 

В качестве ритуальной скульптуры представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной, обычно поднимающийся из йони — основания в виде круга, реже в виде квадрата. По сторонам цилиндра могут быть изображены скульптурные образы богов.

 

Считается, что образ «линга-йони-мурти» символизирует собою неделимое единство мужского (Шива) и женского (шакти Шивы) начал, от соединения которых исходит жизнь

 

Божества как бы появляются из воды, символизирующей жидкий первичный хаос, из которого благодаря божественному провидению и вмешательства возникли все формы жизни.

 

 

Кхмерское искусство — Вишну отдыхает

 

3 основных мотива каменных резных фигурок, когда-то вырезанных отшельниками: несметные числа линг, которые покрывают поверхность скалы; линга в йогини и различные индусские мифологические мотивы, включая описания богов и животных.

 

Как полагали кхмеры, линги оплодотворяли и очищали воду Восточного Барая и орошали собою рисовые поля.

 

«Долина тысячи Линг» создавалась на протяжении полутора веков, за столетие до строительства гигантского храмового комплекса Ангкор-Ват, посвящённого индуистскому богу Вишну. Сооружение Кбаль Спеан было начато Королем Сурьяварманом I и закончено королем Удаядитьяварманом II.

 

На склонах горного массива Кулен протекает река Кбаль Спеан, с апреля по октябрь это место не выделяется ничем особенным, полноводная река наполнена влагой дождей. С момента прекращения сезона муссонов река преображается. В ноябре, когда уровень реки заметно падает, из воды на участке протяженностью 300 метров по руслу реки начинают появляться каменные резные фигурки индуистских богов — всего 1000 фигурок — линг — по количеству имен бога Шивы.

 

Лингамы

 

Фигурки индуистских богов почти два века вырезали из песчаника кхмеры — индуистские монахи-отшельники, упорству и трудолюбию которых можно только позавидовать. Вырезав 1000 линг, монахи создали подводный храм бога Шивы. Кхмеры верили, что божества, появляющиеся из воды, очищают и оплодотворяют воду реки, которую местные жители используют для орошения рисовых полей.

 

Работа была проведена колоссальная

 

Ученые утверждают, что подводный храм Кбаль Спеан можно отнести к ангкорскому периоду, который охватывает 7 веков. Он начался в 802 году, когда Джаяварман II объявил себя королем-богом на горе Кулен и окончился в 1432 году, когда тайцы захватили Ангкор.

 

А этот участок находится чуть дальше. Надо пройти по течению реки

 

Впервые фигурки индуистских богов были замечены французским этнографом Жаном Боулбетом в конце 60-х годов прошлого века. Долгое время ученые не имели возможности исследовать «Долину тысячи линг» из-за гражданской войны в Камбодже. Храм Кбаль Спеан был недоступен для туристов до конца прошлого века, поскольку дороги к нему были заминированы, и посещать подводный храм было небезопасно.

 

Лакшми

 

В наше время многие исследователи объясняют появление индуистских божеств из воды реки Кбаль Спеан, как напоминание о первичном жидком хаосе, благодаря которому появилась на Земле жизнь.

 

Лингайони в виде мандалы

 

В «Ригведе» часто упоминается сюжет о победе Индры (бога-воителя) над Вритрой (демоном хаоса). Этот космогонический миф задает всю структуру ведийской религии.

 

Скульптуры не только на дне реки, но и на камнях

 

«Ригведа» — собрание религиозных гимнов на ведийском языке, входящее в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как «Веды» — первый известный памятник индийской литературы. «Ригведа» была составлена, около 1700—1100 годов до н. э. и является одним из древнейших индо-иранских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире.

 

Линги повсюду!

 

 

Известный голландский учёный-индолог Францискус Бернардус Якобус Кёйпер трактует космогонический миф следующим образом:

 

В начале не было ничего, кроме первичных вод хаоса, по которым плавал холм, содержащий в себе всё Мироздание. Основным свойством этого холма была инертность, поэтому он и назывался вритра («сопротивление»). Индра пронзил первичный холм насквозь, сделав его неподвижным и обозначив, таким образом, Центр. Из расколотого холма вырывается жизнь в виде двух сил — воды и огня, а сам холм разрастается и становится землёй.

 

Кбаль Спеан полноводен в сезон дождей

 

Вторая часть космогонического деяния Индры заключается в том, что он разъединил небо и землю, выступив в роли космического столба или Мирового древа. Старые боги, асуры, остаются в подземном мире, в котором сохраняются воды хаоса. В верхнем, небесном мире им на смену приходят молодые боги — дэвы.

 

Таким образом, творение мира заключается в разделении первичного хаоса на противоположности. Центральное положение между дэвами и асурами сохранял бог Вишну

 

 

 

Интересные факты о Кбаль Спеан

 

Кбаль Спеан – это магический источник воды для кхмеров. Вода – первичный хаос. И из нее вдруг появляются лики божеств. Вода течет, прыгает, и вдруг видишь чудо – вырезанную на дне реки или на берегу фигуру. Лингов здесь действительно целая тысяча. А лингайони образуют мандалу.
Вишну отдыхает на змее Ананте, рядом с ним Лакшми. Вишну плывет по космическим водам между исчезновением и появлением вселенных. При возрождении жизни из пупка Вишну появляется лотос, и Брахма, бог сотворения, начинает творить. Именно эта космогония воспроизведена отшельниками в русле ручья Кбаль Спеан.

 

Проходят века, а индуистские божества, появляясь каждый год из вод реки Кбаль Спеан, напоминают о первичном хаосе, из которого, согласно Ведизму, возникли все формы жизни на Земле.

 

Водопад

 

 

 

Как добраться до Кбаль Спеан

 

GPS координаты 13° 42′ 30.1″ N, 104° 1′ 32.1″ E
13.708361, 104.025583

 

Как добраться От дороги отходит тропа, треккинг по которой длиной 1,5 км в гору займет около 40 минут в одну сторону

 

Мост у которого начинается трек к долине тысячи линг

 

Восхождение к реке тысяче лингамов обычно занимает минут 40, а тропа длиной в 2 км. Хотя этот треккинг по джунглям Камбоджи не сложный, идти придется в горку. Но какое время года, какой сезон в Камбодже лучше выбрать для посещения Кбаль Спеан? Погода в Камбодже не самая привычная для европейский жителей, и потому лучше тщательно выбрать время для посещения страны.

 

Деревья обвивают камни как храмы Ангкора

 

В жаркий сезон с февраля по май – треккинг по реке Кбаль Спеан не сложный. Почва сухая и нет никаких препятствий, кроме жары. Надо не забыть о запасе воды, которую стоит взять с собой. А вот на вершине воды почти нет. Соответственно не увидишь и той магии, которая может перенести туриста в древние времена. Но с другой стороны, под водой не все скульптуры можно увидеть. А в жаркий сезон все как на ладони. И практически никого нет.

 

В сезон дождей с мая по ноябрь – нужно проявлять осторожность. Почва здесь грунтовая, после дождя дорога размыта. Хорошая новость в том, что теперь в самых сложных местах установлены деревянные лестницы, а прежде надо было карабкаться по мокрым камням, что рискованно без должной физической подготовки. Но теперь камбоджийцы исправили этот недостаток. Еще одна хорошая новость – по пути стоят беседки, где можно отдохнуть, попить воды, подкрепиться, если есть в этом необходимость.

Высокий сезон с ноября по январь – самое лучшее время для посещения. Тропа не размыта, а вода в источнике есть. Однако и толпы туристов тоже будут с вами на горе. Хотя это не такое популярное место по сравнению с храмами Ангкора. Но с развитием туризма в Китае и Корее, все больше путешественников прибывают из этих стран по одиночке и в организованных турах, что, конечно, сказывается на атмосфере.

 

Кбаль Спеан — одна из самых недооцененных достопримечательностей Сием Рипа

Читайте также: Как откапывали прошлую культуру. Михаил Волк





Поддержи Сайт - Поделись Друзьями



Читайте также на нашем сайте


Карстовые воронки, провалы, пещеры, озера
Для чего наши души приходят в материальный мир?
Кхаджурахо — храмы Камасутры
Древние четырехкрылые птицы из Китая
Мегалитические сооружения на острове Веры
Древняя история. Раскопки. Допотопная цивилизация. 11 часть
Допотопные города. Гравюры Пиранези
В.А. Чудинов. Русский Ведизм и язычество — правда или вымысел?
Спасительная роль Урала после Потопа
Незавершенные жизненные циклы
Артефакты Лавры. Чтение Ведических плит
Российский уфолог представил доказательства того, что луна обитаема
Технология вырубки скал в древней Индии
Иваны не помнящие РОДства. Зачем нам знать свое прошлое. Александра ДАРА
Что на самом деле говорил Иисус. Древневедические корни христианства


Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Все поля обязательны для заполнения