Русичи - Славяне - Язычество








Поделитесь в соцсетях:


Главная



Рубрика: Наследие

Колыбельные, как метод формирования мировоззрения


| Автор: | Просмотров: 566

Колыбельные

 

Первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

В русской народной культуре колыбельные занимают огромное место. Встречаются самые разнообразные сюжеты, и мелодии, совсем короткие или страшные «про серого волчка», но всегда остаются неизменными главные принципы колыбельных. Тихая и спокойная манера исполнения, мерный убаюкивающий ритм, и голос близкого человека.

Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребёнка. Исполнять колыбельные может любой человек, повторяющийся ритм, и мелодия, зачастую состоящая из трех нот, не требует специальных навыков или вокальных данных. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Через колыбельную песню ребёнок знакомился с окружающим миром, герои этих песенок домашние животные, птицы, стихии природы, окружающие родственники, колыбелька, молоко.

Так, частым участником колыбельных является кот, причём называют его уменьшительно-ласкательным прозвищем: котик-коток, котофей, или котеюшка. Это домашнее животное было практически в каждом доме, кот входил в ближайшую среду ребёнка, его можно было погладить, потрогать, услышать мурлыкание. Общение с живым существом приносило много эмоциональной пользы.

Колыбельные песни рассчитаны на уровень когнитивных способностей ребёнка.
Начиная с 4 месяцев ребёнок пытается произносить первые звуки, напоминающие сочетания гласных (а, э, у,) и согласных (г, х), появляется так называемое «гуление». Затем, в 6-8 месяцев ребёнок начинает лепетать и уже к году, произносит множество не имеющих смысла слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя». По интонации эти последовательности уже похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова «мама», «папа», «дядя», «дай».

И в основе этих сложных и трудных процессах лежит общение с мамой или близким заменяющим её человеком. Колыбельные песни как раз и изобилуют простыми повторяющимися словами, такими как: баю-баю, люли-люли, ой, чичи-чичи, так сильно напоминающими по своей структуре гуление младенца. Колыбельные, как бы подсказывают, как и какие звуки надо повторять, что бы скорее начать говорить. Своеобразная и глубоко продуманная конструкции люльки, сама навевала ритм и задавала тон и направление песни, уже с первых дней находясь в люльки, у ребёнка развивался вестибулярный аппарат, ритмичные шорохи и скрипы успокаивающе действовали на нервную систему. К тому же очень часто к младенцу в постель забирался тот самый кот, частый герой колыбельных.

 

Колыбельные песни являются гибким инструментом народной педагогики. Через простые тексты, ребёнок узнавал о мировоззрении и мироустройстве. Например такая колыбельная как :
«А зызы-зызы-зызы,
Мать сидит за зыбою, (колыбель)
Отец пошел за рыбою,
А дедушка дрова рубить,
А бабушка избу топить».

Или такая колыбельная:
«Баю-баю-баюшки-баю,
Песенку спою.
Подрасти, сынок,
Ты не одинок,
У тебя есть брат,
Будет помогать.»

 

рассказывает о членах семьи и обязанностях, которые они выполняют, так, ненавязчивым образом формируется у ребёнка представление о семье.

Существует такое понятие как, материнская поэзия или другими словами «поэзия пестования» это простой по форме, но выверенное многими поколениями матерей, инструмент этнопедагогики. В основе, безусловно, лежит тонкое народное знание специфики возрастного развития ребёнка, это знание накапливалось многими веками, и на разных этапах жизни ребёнка закреплено в соответствующих приёмах воспитания. Помимо колыбельных к «поэзии пестования» так же причисляют: прибаутки, пестушки, скороговорки, потешки, докучные сказки, молчанки и т.д.

Русской народная культура не только отражала, но и формировала различными способами мировоззрение человека. В частности, снимала страх смерти, и формировала философское отношение, (приятие), всего, что происходило в жизни общества. Философский взгляд, помогал легче переносить стрессовые ситуации, делал психику устойчивой.

О здоровой психике народа свидетельствует русский язык.
Вспоминайте, что слова «эмоция» не было в русском языке, потому что не было такого состояния. Это иностранное слово и пришло к нам относительно недавно.
Были «чувства». Между «эмоциями» и «чувствами» большая разница. «Эмоции» — это нечто поверхностное, проявление сиюминутного настроения, неуравновешенности. Вы же не скажете любимому человеку: «Я испытываю к тебе эмоцию любви». Он воспримет это как издевательство или шутку.
Но, если вы скажете, что испытываете «чувства» — отношение к вам изменится, потому что «чувства», даже отрицательные – это нечто глубокое и достойно внимания.

Казалось бы, жизнь раньше была полна войн, трудностей, потерь, а человек был более стойкий психологически, чем представители нашего времени.
Это происходит, потому что мы практически потеряли систему формирования «приятия» жизни в любом её проявлении. Вместо философского, мудрого взгляда, появился «пофигизм». И это не одно и то же — за «приятием» стоит психологическая устойчивость, а за «пофигизмом» — страх жизни.
Смена ценностей, исчезновение традиции как таковой (а, следовательно, и исчезновение способов передачи «знания», проверенного временем), привела к разрушению психологической устойчивости человека.

Посмотрите на современных детей. Они практически не управляемы. Всё общение идёт в основном на крике – признак бессилия и отторжения. Убеждение «срабатывает» редко, не говоря о договорах, на основе которых строилось воспитание в традиции (подробнее в других беседах).

Как же формировалось «приятие» неизбежного и снимался страх смерти? Это происходило через построение жизни по «коловороту» (календарные обряды), сказки, сами обряды и внутреннему укладу семьи и общества.

Один из способов формирования «приятия» — колыбельные.

Посмотрим это на материале нашей колыбельной.
Мелодия и манера пения давала состояние умиротворения, созерцания. На фоне этой мелодии разворачивается картина творения мира, вселенские масштабы, которые ребёнок на подсознательном уровне «помнит» и понимает. Вспомните, как смотрит ребёнок, когда первый раз слышит нашу колыбельную.

Малыш «видит» образы, как бы «узнаёт», «вспоминает» то, о чём поётся в песне.
Он глубоко «чувствует» свою принадлежность к этому огромному миру и «принимает» естественность, закономерность и неизбежность всего, что в нём происходит. Сознание ребёнка близко к сознанию наших предков. Так же как и они, малыш воспринимает мир через образы. Его сознание ещё не замусорено проблемами личностных отношений взрослых людей, поэтому легко воспринимает и принимает «ЗНАНИЕ» о законах развития мира.

 

И так, пройдёмся прямо по тексту колыбельной:

Ай ту-ту, ту-ту, ту-ту…
Не вари кашку круту — (Начало творения (заваривания) мира,
тонкоматериальная среда)
Вари жиденькую,
Молочненькую — (Постепенное уплотнение материи. Вспоминайте:
«молочные реки,творожные берега» — материя сознания
уплотняется)
Куму угощать,
А где кума?
А где кума?
За ворота ушла — (Кума – символ той «силы», в русской традиции она
называлась «охотой», которая привела в движение
эволюционный процесс.
«За ворота» — символ расширения мира, движения).
А где воротА?
Вода унесла — (появляется вода, ещё более плотная материя. О воде
пойдёт особый разговор в других беседах).
А где вода?
За горы ушла — (образуется суша, земля).

А где гора?
Черви выточили — (появляются простейшие живые существа).

А где черви?
Гуси выклевали — (появляются более сложные представители животного мира) .

А где гуси?
За тростник ушли
А где тростник?
Девки выдергали — ( образ человека, охотничества и земледелия).

А где девки?
За мужья ушли — ( отношение полов, образование семьи)

А где мужья?
На войну ушли — (социальные отношения, история, воинский долг, как составная
часть жизни).
А где война?
Война выгорела — (всё имеет начало и конец. «Выгорела» — символ очищения огнём)

А где пепелок?
Унёс ветерок — (образ смены состояний, ухода беды, забвения и успокоения)

А где ветерок?
Улетел на Восток — (Завершение цикла, жизненного круга, эволюционного
периода,возвращение к началу. Очерчен круг жизни.
Всё возвращается к истокам).
А где Восток?
Там, где Солнышко встаёт — (Солнце – символ жизни, воскресения, нового дня,
нового витка развития. Далее всё начинается
сначала).

 

Подводим итог:
Ребёнок получил и чувство естественности того, что происходит в жизни; приятие неизбежности конца и социальных событий; надежду на возрождение (предки признавали теорию реинкорнаций, бессмертия души); Одновременно получал знания об устроении мира.





Источник: https://artsgtu.ru/blog/kolybelnye-kak-metod-formirovaniya-mirovozzreniya/






Поделитесь с друзьями:


метки ,





заработок на вопросах