Контрреформация и новая карта Европы

12 марта, 2023

237 просмотров

Контрреформация и новая карта Европы

Контрреформация — ответ католиков

На основе текста (не забудь продуктивное чтение — см. с. 18)) сравни цели и средства руководителей Контрреформации: какие из них ты можешь осудить, а какие оправдать с позиции человека XXI века?  С позиции верующего католика XVI века?  Сделай вывод о методах Контрреформации.

В 1520-1560 годах волна Реформации захлестнула Европу. Из Швейцарии учение Кальвина проникло во Францию, где кальвинистов называли гугенотами (от нем. Eigenosse — «союзник»). По душе пришлось это учение и жителям торговоремесленных городов Нидерландов. Учение Лютера активно распространялось в австрийских и венгерских землях, на территории Польши и Литвы и даже в немецких духовно-рыцарских орденах Прибалтики. В 1525 году магистр Тевтонского ордена объявил, что орден становится светским государством — Прусским герцогством. Рыцари освобождались от монашеских обетов, а магистр провозглашался герцогом, независимым от Папы Римского. В Ливонском ордене рядовые рыцари, надеясь отобрать земли у епископов и начальников ордена, к середине XVI века объявили себя лютеранами и обратили в новую веру своих крепостных крестьян. Само же орденское государство было уничтожено, и его владения поделили между собой соседние страны.

Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь как раз накануне Реформации шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти датских королей. Вождём был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобождения в 1523 году столицы Швеции Стокгольма собрание шведских сословий избрало его королём (1523—1560). В обоих разделившихся государствах — Датско-Норвежском и Шведском — короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией. Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны, при содействии королей быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В 1527 году в Швеции, а в 1536 году — в Дании лютеранство объявили государственной религией, хотя окончательно оно утвердилось только к концу XVI века.

Контрреформация и новая карта Европы

Наблюдая, как рушится единство Римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал испанский рыцарь Игнатий Лойола (1491—1556). Ему пришла мысль создать новый религиозный орден, члены которого должны жить среди обычных людей, дабы обращать их в истинную веру. Однако полная безграмотность Лойолы в религиозных вопросах сильно мешала ему в достижении поставленной цели. Прошло много лет, прежде чем его мечте суждено было осуществиться. Найдя единомышленников, Лойола обратился за разрешением на создание нового ордена к Папе Римскому. В 1540 году Папа Павел III утверждает орден иезуитов — «Общество Иисуса».

Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребёнком в семье испанского рыцаря. Родители сочли ненужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на воспитание своему крёстному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, проведённые при дворе, молодой человек стал страстным поклонником женщин, вина, военной славы; причём чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем. В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок скалы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили видения: ему якобы явился апостол Пётр и пообещал вылечить храброго воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чтения мать дала сыну рассказы о земной жизни святых. Оставаясь прикованным к постели, Лойола зачитывался этими книгами. Вскоре он решил оставить военное ремесло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии.

В этот орден вступали только те люди, которые готовы были пожертвовать всем, даже своей жизнью, за дело Католической церкви. Иезуиты могли не носить монашеской рясы, быть купцами или банкирами, преподавать в университетах, служить королевскими советниками. Но, чем бы они ни занимались, все иезуиты считались «воинами духа», а глава ордена носил военное звание генерала. Его приказам должны были беспрекословно, не задумываясь, повиноваться все члены ордена. По словам Лойолы, иезуит «должен быть палкой в руках старшего». Папа Римский мог просить иезуитов выполнить любую миссию, которая, по его мнению, была бы полезна Католической церкви. При этом иезуитам разрешалось использовать при выполнении задания любые средства: нарушать данное слово, обманывать, доносить, подслушивать чужие разговоры. Особое положение в Церкви освобождало иезуитов от всех налогов и быстро сделало орден очень богатым. К 1574 году под контролем ордена иезуитов оказалось более ста школ и университетов, множество типографий, библиотек и даже королевских дворов.

Контрреформация и новая карта Европы

Одновременно с действиями иезуитов предпринимались и другие попытки возродить единство западно-христианского мира. В 1545 году Папа Павел III созвал собор епископов в итальянском городе Тренто. Работа Тридентского собора продолжалась 18 лет. Уговорить протестантов вернуться в лоно Католической церкви так и не удалось. Однако для того, чтобы остановить дальнейшее распространение «ересей», было решено начать реформы в самой Католической церкви. Все меры католиков по борьбе с протестантами получили название Контрреформации. Была отменена продажа индульгенций. Священникам было поручено разъяснять верующим смысл католического вероучения. Для этого разрешались проповеди на родных языках, а не на латыни. Одновременно было подтверждено полное единовластие в Церкви Папы Римского. С новой силой началось преследование всех тех, кто выступал против католицизма. По всей Европе вновь запылали костры инквизиции. Преследованиям подвергались не только люди. По воле Папы Римского был составлен «Индекс» — список книг, запрещённых Католической церковью. В него попали произведения тех авторов, чьи взгляды, с точки зрения Церкви, противоречили её учению. Здесь оказались религиозные труды Лютера и Кальвина, научные и литературные сочинения. Все эти книги строжайше воспрещалось читать, их жгли на кострах святой инквизиции вместе с авторами.

Контрреформация и новая карта Европы

Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась усилить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки.

Распад империи Карла V Габсбурга

Попробуйте придумать разговор, который мог состояться в первых числах января 1556 года между императором Карлом V, объясняющим, почему он отрекается от престола, и императорским советником, который уговаривает его не делать этого.  Сделайте вывод по проблеме.

Реформационное движение разрушило замыслы Карла V Габсбурга о создании единой католической империи. Он объявил войну протестантским учениям. Однако немецкие княжества Бранденбург, Брауншвейг, Гольштейн, Саксония, Пфальц, Вюртемберг и другие земли уже объявили о своей верности лютеранству. Борьба императора с ними привела к тому, что всю Германию охватили религиозные войны между католическими и протестантскими князьями.

Карл V ввёл в Германию войска из своих испанских и итальянских владений. Протестантские князья были разгромлены, а некоторые из них оказались в тюремных подвалах императора. Указ Карла V воспрещал «печатать, писать, иметь, хранить, продавать, покупать все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера». Однако теперь уже католические германские князья были недовольны усилением императорской власти. Протестанты смогли вновь поднять восстания и изгнать католические войска из своих земель. В конце концов в городе Аугсбурге в 1555 году собрался имперский рейхстаг. По условиям Аугсбургского мира в каждом немецком княжестве устанавливалась такая вера, которую исповедовал его князь. Теперь в Германии появились религиозные границы: юг и частично запад остались католическими, север и восток стали протестантскими.

После крушения своих планов Карл V постепенно отошёл от государственной деятельности. Его начали терзать болезни: придворные часто видели, как император впадает в уныние. 16 января 1556 года Карл V отказался от всех своих владений. Испанскую корону, а вместе с ней земли в Италии, Нидерландах и в колониях он завещал своему сыну Филиппу II (1556-1598), который стал родоначальником династии испанских Габсбургов. Австрийскую же державу (а значит, и право претендовать на императорскую корону Священной Римской империи) Карл передал своему брату Фердинанду I (1556-1564), который до этого управлял Австрией от имени Карла V. Фердинанд стал родоначальником династии австрийских Габсбургов.

Контрреформация и новая карта Европы

Религиозный раскол Германии привёл к распаду империи Карла V.

Раскол Европы на католиков и протестантов

С помощью конкретных фактов докажи, что христианская Европа в XVI веке делилась на три части.  Попробуй оценить действия Филиппа II и Григория XIII с двух разных позиций: испанского инквизитора-иезуита и нидерландского купца-кальвиниста.  Сделай вывод по проблеме.

Опорой Контрреформации стал испанский Габсбург Филипп II. Тщедушный и с рождения слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая миссия — сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.

Контрреформация и новая карта Европы

Филипп II не пощадил даже Нидерланды — наиболее ценное из своих владений. Они давали казне в 4 раза больше доходов, чем американские колонии. Жители вольнолюбивых нидерландских городов привыкли свободно общаться с верующими разных религий. Филипп II, мечтавший восстановить господство Католической церкви, ввёл в Нидерландах инквизицию. Он заявлял: «Если бы мой сын был еретиком, я сам сложил бы костёр, чтобы сжечь его».

Контрреформация и новая карта Европы

Контрреформация и новая карта Европы

1. Опиши религиозный раскол Европы: назови территории, жители которых исповедовали католицизм, протестантские учения, православие.
2. Cравни с картой на с. 30. Сделай вывод о том, как изменились территории крупных европейских государств.

Последователей Лютера и Кальвина выслеживали и пытали, сжигали на кострах. Под страхом смерти жителям было запрещено давать приют протестантам.

Контрреформация и новая карта Европы
24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея, в Париже находилось множество дворян-протестантов. Они приехали на свадьбу Генриха Бурбона и молодой сестры короля Маргариты Валуа. Это торжественное событие рассматривалось как примирение двух враждующих сторон. На улицах города царили суматоха и веселье. Дамы и кавалеры все предыдущие дни были заняты тем, что примеряли изысканные наряды. А между тем католики из окружения короля втайне готовили расправу над гугенотами. Днём никто не обратил внимания на затерявшихся в праздничной толпе людей, которые пристально следили за тем, в каком доме останавливаются на ночлег гугеноты. Двери всех этих домов были помечены крестами. Как только утихло свадебное веселье и умолкли пьяные голоса гуляк, на улицах Парижа стали собираться посвящённые в заговор католики. Под покровом ночи они врывались в дома, убивая мирно спящих людей. Головорезы не останавливались ни перед чем: смерть ждала каждого, будь то малолетний ребёнок или старик. Резня длилась три дня и постепенно вышла за пределы Парижа.

За пределами своей державы Филипп II всячески поддерживал католических епископов и иезуитов деньгами из испанской казны. Католические государи во главе с Папой Римским и Габсбургами мечтали об уничтожении протестантов и восстановлении единства Западной церкви. Протестанты надеялись отстоять сделанный их предками выбор веры и по возможности расширить своё влияние в Европе. Всё это приводило к религиозным войнам.

Во Франции фронт этих войн прошёл прямо внутри государства. Юг страны, долгое время развивавшийся самостоятельно, продолжал бороться с центральной королевской властью. Именно в этих районах Франции было наибольшее количество кальвинистов-гугенотов. С момента их наступления на владения Католической церкви для Франции начались тяжёлые времена. Все противоречия, раздиравшие государство, сплелись в один большой клубок — здесь были и огромные налоги, и произвол королевских чиновников, и стремление феодалов к самостоятельности, и т.д. Эти проблемы, облечённые в религиозные лозунги, положили начало гугенотским войнам во Франции. В это же время достигает пика вражда между двумя ветвями династии Капетингов — Валуа и Бурбонами. Причём Валуа придерживались католического вероисповедания, а Бурбоны оказались в лагере гугенотов.

Контрреформация и новая карта Европы
Раскол между католиками и протестантами коснулся даже календаря. Уже давно астрономы заметили, что юлианский календарь, принятый в христианском мире, неточен. В нём год равен 365,4 суток, а на самом деле Земля оборачивается вокруг Солнца на 11 минут и 17 секунд быстрее. Эта ошибка за 128 лет накапливается и составляет целые сутки. За века существования христианства накопилась ошибка в 10 дней! В результате весенние праздники стали приходиться на лето, когда цветущая природа указывала всем на ошибку календаря. Чтобы исправить положение, Папа Римский Григорий XIII разослал по всем католическим странам повеление отнять у текущего 1582 года «ошибочные» 10 суток и, чтобы впредь не повторять ошибок, отнимать каждые 400 лет ещё по трое суток. Новый календарь стали называть григорианским, или «новым стилем», а старый, юлианский, — «старым стилем». Протестантские и православные страны отказались поддержать эту реформу, и переход на «новый стиль» растянулся на столетия.

За 30 лет противостояния гугенотов и католиков во Франции десять раз происходили войны. Самым жутким событием этой эпохи стала Варфоломеевская ночь — избиение гугенотов в Париже и других городах в 1572 году. Число погибших в те дни составляло около 30 тысяч человек. Но и после этого гугенотские войны не прекратились. Они унесли жизни многих людей, среди которых были и особы королевской крови.

Формулирование вывода и сравнение его с авторским

В ходе Контрреформации XVI века Западная Европа раскололась на католическую и протестантскую части, причём религиозный раскол произошёл даже внутри некоторых стран — Германии и Франции.

Ключевые словаИ. Лойола, иезуиты, религиозные войны, 1545 г.

Применение знаний
С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке Западная Европа раскололась на два враждующих лагеря.
Как вы думаете, должен ли был король Франции, католик, в 1572 году испытывать угрызения совести за события Варфоломеевской ночи? Объясните свой ответ.
Создай электронную карту «Религиозный раскол Европы в XVI веке».
Сравнение жизненных путей и взглядов М. Лютера и И. Лойолы.

Перейти в оглавление

Читайте также:





Добавьте наш сайт в закладки (нажмите Ctrl+D) и поделитесь с друзьями в соцсетях.