| 253 просмотров




15 августа начиналось Ладино полетье — «молодое бабье лето», череда святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета.

 

«Бабье лето» — период тёплой сухой погоды в преддверии осени. Оно наступает после значительного похолодания, и может сопровождаться вторичным цветением некоторых растений, обычно цветущих только 1 раз в год. Продолжительность погожих дней «бабьего лета» бывает различная, также как и время его начала. Обычно это одна-две недели, приходящихся на середине августа или сентября. В Центральной части России «бабье лето» начиналось в Семен-день или день Симеона-летопроводца (1 сентября — старый стиль, 14 сентября — новый стиль). На юге Дальнего Востока «бабье лето» наступает в начале октября. На юге Сибири резкое потепление часто наступает в конце сентября — начале октября. Согласно Толковому словарю Даля, «бабье лето» (Марфино лето) начинается в Семен-день (1 сентября — старый стиль, 14 сентября — новый стиль) и заканчивается на Аспосов день (8 сентября — старый стиль, 21 сентября — новый стиль), или в день Воздвиженья (15 сентября — старый стиль, 28 сентября — новый стиль). Там же у Даля, встречается и молодое бабье лето, имеющие место с 28 августа по 11 сентября (новый стиль) или же с 15 по 28 августа по старому истинному стилю.

 

Исходное значение словосочетания «бабье лето» — «пора, когда на осеннем солнце ещё могут погреться старые женщины». Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лён, трепали его и ткали. В старину в дни молодого «бабьего лета» начинали солить огурцы и следовали обычаю с началом молодого «бабьего лета» мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались, как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посиделки. После «бабьего лета» женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделья. По другой версии, сочетания «бабье лето», «бабьи дни», «бабьи холода» в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду. В народе говорят, что «только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно».

 

Приметы «бабьего лета»: В день начала бабьего лета, по обычаю, надо было посадить на коня отрока и выехать с ним на охоту. Люди верили, что от выезда в этот день лошади смелеют, собаки добреют и не болеют; Если в дни молодого «бабьего лета» появится радуга — будет затяжная и тёплая осень; Если молодое «бабье лето» дождливое — жди ненастья на старое; «Бабье лето» сухое — осень мокрая, «бабье лето» ненастно — осень сухая; Много тенетника на «бабье лето» — к ясной осени и холодной зиме.

 

Крылатые фразы о бабьем лете:
«Лен стели к «бабьему лету»;
«Бабий праздник» и «бабьи работы»;
Бабам в августе праздник, жатва, а с сентября и «бабье лето»;
«Молодое «бабье лето» начинается, а Солнце засыпается»;
«Какие бабы, такое и лето»;
«Бабье лето» — поздняя любовь;
«Бабье лето» и мужику в радость;
«Бабье лето» как мужик одето;
«Бабье лето» — время худеть.

 

Ладино полетье — дни, когда славяне чествовали Ладу-матушку, Пречистую матерь-землю. Волхвы в эти дни проводили ритуалы благодарения земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, купались в утренней росе, освящаясь мощной силой матери-Лады.
Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля объединялись в сознании наших предков: одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая — вечно возрождающиеся силы природы. И когда земля щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение.

 

В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуды, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.

 

Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие у веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, думать о суженом.

 

Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной Симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!» Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста.

 

С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.

 

В старину в дни молодого «бабьего лета» начинали солить огурцы и следовали обычаю с началом молодого «бабьего лета» мириться и улаживать все конфликты.
На Руси эти дни отмечались, как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посиделки. После «бабьего лета» женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделья. По другой версии, сочетания «бабье лето», «бабьи дни», «бабьи холода» в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду. В народе говорят, что «только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно».


Читайте также на нашем сайте

Васильченко Людмила Павловна. Славяноведение
Боги Славян
Плач Домовых
Древлесловенская буквица использовалась как числа

Подписывайтесь на наши группы: Одноклассники Facebook