Определяем проблему урока
— Китай, — сказал Археолог, — первая цивилизация на Дальнем Востоке.
— Бедолаги… — протянул Антошка, разглядывая карту (см. второй оборот обложки учебника). — Далековато забрались — на самый край Земли, вон тут океан близко. Им, наверное, неуютно здесь было, часто к соседям ходили учиться разным премудростям?
— Вообще-то, — ответил Источниковед, — древние китайцы называли свою землю «Срединным царством», единственной цивилизованной страной, а всех остальных считали некультурными варварами.
• Сравни выводы, сделанные Антошкой по карте, и факты, приведённые Источниковедом. В чём противоречие? Какой возникает вопрос?
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: цивилизация (ступень и общность), государство, народ, религия. (Словарь)
• Когда и как появились расы? (§ 2) Почему многие жители Индии приняли учение Будды? (§ 17)
Решаем проблему, открываем новые знания
Царство «середины Земли»
Докажи, что древние китайцы взошли на ступень цивилизации. Какими особенностями Китай изначально отличался от других цивилизаций? Сделай вывод по проблеме.
Китай отгорожен от Индии самыми высокими в мире горами. Лишь огибая их с севера, через много дней пути по выжженным пустыням мы окажемся в лесах Великой равнины, по которой течёт река Хуанхэ. Вскапывая мягкую землю на её берегах деревянными мотыгами, древнекитайские племена к III тысячелетию до н.э. научились выращивать зерно. Во II тысячелетии до н.э. одно из племён стало выплавлять бронзовые мечи и копья, делать боевые колесницы. Свои центральные поселения они обносили глинобитными стенами, укрывая за ними дворцы и храмы, мастерские литейщиков и гончаров. Вскоре все окрестные племена были завоёваны и стали платить дань правителю — «вану-императору». Он называл себя Сыном Неба — верховного божества, повелевающего всеми духами и людьми. После каждого военного похода на черепашьих панцирях выцарапывали рисунки-иероглифы, спрашивая Небо, кому из духов умерших предков и сколько надо пожертвовать пленных.
В начале I тысячелетия до н.э. (X—VIII вв. до н.э.) все племена долины Хуанхэ слились в один народ — древние китайцы. Все они считались «родственниками, которых нельзя оставлять в беде», все верили в Великое Небо, называли свою страну Поднебесной, расположенной в середине Земли. Окружающие племена севера, юга, запада и востока, не знавшие священной письменности, не признававшие власти Сына Неба (вана-императора), считались дикими варварами — «шакалами и волками». Все жители первого китайского государства были разделены на ранги. Ван-император владел всей землёй, которую раздавал своим слугам — «царям областей» и «знатным князьям». Простые земледельцы пахали землю, отдавали часть урожая князьям, царям и вану. Действовало правило: «кто знатен, тот богат, кто не знатен — тот беден».
Человек и Небо
На какие волнующие китайцев нравственные вопросы давало ответы учение Конфуция? Сделай вывод, почему древние китайцы считали свою страну единственной цивилизованной?
С VIII века до н.э. «цари областей» выходят из- под власти вана-императора. Страна постепенно распадается на враждующие царства: Цинь, Хань, Вей и др. Больше не было правителя, осмеливавшегося называть себя Сыном Неба. В VI-V веках до н.э. в Китае узнали секреты изготовления железа. С помощью волов и плуга с железным наконечником стали распахивать земли, прежде занятые лесами. Китайцы удивлялись: «Животные, служившие для жертвоприношений, теперь трудятся на полях!» Орошённые каналами поля, на которых выращивали рис, стали частной собственностью тех, кто их освоил. И не всегда это были знатные люди. В городах ремесленники и торговцы, обменивая товары, быстро богатели, оставаясь по рангу «простолюдинами».
Китайцы пытались понять происходящее. Многие говорили, что путь, по которому идут боги и люди, нельзя осмыслить. Только через общение с духами можно обрести покой и бессмертие. Однако в VI—V веках до н.э. сын знатного воина из царства Лу Конфуций (Кунцзы) заявил: «Как мы можем знать, что такое смерть, если мы до сих пор не знаем, что такое жизнь?» Будучи родом из благородной, но бедной семьи, Конфуций служил чиновником у разных правителей. Но везде старался соответствовать облику «благородного мужа» древности. Он говорил: «…богатство и знатность, добытые бесчестным путём, — для меня это словно парящие облака!».
Ученики, сопровождавшие его в странствиях, продолжали верить, что над всем миром людей и духов царит воля Великого Неба, что духам надо приносить жертвы. Однако главная цель конфуцианства в другом — правильно организовать жизнь общества: так, чтобы люди преодолевали в себе дикого зверя (варвара) и сохраняли человеческую культуру. Для этого надо точно соблюдать ритуалы (правила действий): правильно рассаживать людей за столом; соблюдать порядок жестов и слов при чаепитии, разбирая документы, разговаривая с родителями. Именно эти ритуалы связывают Небо и «культурных людей» друг с другом, отличают их от «зверей в облике человека» — варваров, «существ, не знающих культуры». Надо чтить предков, которые поняли и записали ритуалы. Надо любить людей — «не делать другим того, чего не желаешь себе», «отвечать на добро добром, а на зло — справедливостью». Надо знать своё место в обществе — подчиняться старшим и заботиться о младших.
Организовать такую жизнь в государстве могут только «книжные, служилые люди» — чиновники, которые изучают мудрость предков, познают «волю Неба», подчиняются императору — Сыну Неба и справедливо управляют людьми, «не прибегая к казням». Конфуций говорил: «Если сами устремитесь к добру, то и народ станет добрее!»
Поднебесная империя
Какая империя, Цинь или Хань, соответствует учению Конфуция?
Какие достижения позволяли китайцам считать своё государство единственной цивилизованной «Поднебесной империей»?
Во времена «воюющих царств» (конец V—III вв. до н.э.) многие китайцы мечтали об объединении всех говорящих по- китайски в одну империю — центр Поднебесной Земли. В 221 году до н.э. это удалось царству Цинь, правитель которого принял титул Цинь шихуан — «первый император Цинь». Управлять страной ему помогало множество чиновников в столице и округах. Повсюду была введена единая монета, единые законы и единые правила письма. Все люди были разделены на сотни (общины), десятки и пятёрки (семьи). За преступление одного человека всех людей его пятёрки могли сварить в котле, отрезать им носы, сделать государственными рабами, бить палками по пяткам. Чтобы отвоевать области, захваченные ранее северными кочевниками, Цинь шиху- ан собрал большую армию, увеличил налоги и согнал тысячи людей на строительство Великой Китайской стены. Множество рабов, осуждённых, простых тружеников «срывали горы, засыпали ущелья, прокладывали прямую дорогу», возводили стены и башни.
Возмущённые китайцы подняли восстание и свергли императора Цинь. К 202 году до н.э. вождь армии восставших — мелкий чиновник Лю Бан был провозглашён императором Хань (имя бывшего царства). В империи Хань (II в. до н.э. — II в. н.э.) была создана высшая школа для чиновников, которых обучали конфуцианским правилам. Должность они получали, лишь доказав на экзамене, что способны «не противоречить Небесной добродетели и человеческой нравственности». Была восстановлена разрушенная прежде оросительная система, и население выросло до 60 млн человек. Достигло расцвета производство неизвестных в других странах шёлковых тканей, чая, бумаги, был изобретён компас.
Сравниваем свой вывод с авторским
В Древнем Китае сложилась своеобразная цивилизация, подарившая человечеству множество достижений.
Ключевые слова: Древний Китай, Конфуций.
Применяем знания
Как можно объяснить поступок учителя человеколюбия Конфуция? В церемонию встречи царевича Лу царём Ци включили «танцы четырёх сторон света». Когда шуты и акробаты ударили в бубны, Конфуций прервал церемонию, заявив, что «звучит музыка варваров», и повелел: «Простолюдинов, повинных в насмешке над царями, следует предать смерти!».