Русичи - Славяне - Язычество




Рубрика: История | Наследие | Народные промыслы России под угрозой

Народные промыслы России под угрозой


| Автор: | Просмотров: 977

На наших глазах в рамках выставки Ремесленного Конгресса 2016 происходит негласная попытка сращивания современного деструктивного «искусства» и традиционных народных промыслов России, попытка подмены понятий, попытка вымещения народных промыслов авторским произволом.

 

Ремесленный Конгресс, проводимый в Петербурге в рамках Культурого форума, поставил вопрос ребром: «Имеют ли право авторские произведения считаться народными промыслами и ремёслами России?»

 

Живой иллюстрации этого вопроса послужила скульптура Александра Мушкина, выставленная в основном зале проведения обсуждений на тему народных промыслов и ремесленного дела в нашем Отечестве. Она выставлена в Атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости на два дня — 1 и 2 декабря — на время обсуждения ключевых вопросов развития народных промыслов России.

 

Не надо быть экспертом в области искусства, чтобы увидеть, что это произведение, выставленное в одном ряду с изделиями хохломы, — продукт абстрактного искусства, чуждой традиционному русскому укладу системы эстетических координат, причем чуждость эта проявляется в том, что семиотический посыл этой скульптуры в равной степени чужд традиционному укладу как русского народа, так и традиционному укладу любого другого народа России. Народные промыслы относятся к области культуры. Любое произведение имеет своей целью влияние на личность зрителя — потребителя этого произведения. Целью воздействия произведения искусства может быть воспитание определённых настроений, формирование мировоззрения, мироощущения и даже, опосредованно или напрямую — политических убеждений.

 

Пять-шесть лет назад мне довелось побывать на выставке в галерее Марины Гисич на Фонтанке. В качестве произведения искусства в одной из витрин главного зала галереи были выставлены четыре едва одетые живые девушки (на них были разве что трусики), тела их были чем-то разукрашены. Они стояли вдоль стены, над ними ярко светили лампочки. Девушки стояли недвижимо, изредка моргая от вспышек фотоаппаратов. Сомнений не оставалось — это был арт-объект, девушек заставили там стоять не просто так, а для какой-то высокой цели. На стенах заведения были развешены холсты, реалистично изображающие куски мяса в разных ракурсах, в полёте, падении и парении в воздухе. Имя автора этих глубокомысленных кусков мяса, к слову сказать нашего соотечественника, увы не задержалось в моей памяти. Выставочная деятельность подобных «деятелей искусств» и тех, кто с удивительной последовательностью старается сделать их косноязычные художественные послания достоянием публики, уже давно пытается приучить нас к мысли о том, что арт-объекты бывают не только осязаемые и вещественные, но и в виде действий, акций и любых контенто-генерирующих перемещений материи в пространстве.
Можно ли согласиться с утверждением, что данное произведение автора Александра Мушкина или перфомансы в заведениях подобных галеристов — всё это произведения народных промыслов и ремёсел России? В таком случае надо признать и акцию дергающихся в храме в ярких тряпках бесноватых марионеток также произведением народных промыслов и ремёсел России! Что роднит эти «произведения искусства»? Эпатаж, признаки вырождения, повествование на языке, чуждом традиционному языку подлинных народных промыслов русских, татар, удмуртов, чувашей, марийцев и любых других народов России. Язык традиционных художественных промыслов разных народов России равноудалён от языка подобных акций и «произведений искусства», от подобных вырождающихся способов генерирования смысла, от таких деструктивных попыток влияния на сознание и восприятие зрителя.

 

Надеть американский музыкальный инструмент саксофон на оголенный женский торс — такое пока не пришло в голову ни одному мастеру народных промыслов, и хочется верить, что в таком обновлении народные промыслы не нуждаются. Даже если эта скульптура выйдет в тираж, станет самым продаваемым продуктом на сувенирном рынке России, это не сделает её предметом народных промыслов. Деньги не могут и не должны быть решающим фактором в этом вопросе. Традиционная культура народов России — это действительно ценная художественная категория, звание народного мастера и ремесленника означает и должно означать известную долю приверженности художественному языку, каким народ выражался из века в век. Несвойственные традиционной народной культуре формы не могут претендовать на звание произведения народного искусства.

Народные промыслы России под угрозой

Народные художественные промыслы — наше достояние и святыня. Роспись и резьба по дереву, глиняная игрушка, резные наличники, вышивка нитками и бисером, жемчугом и золотом, кружевоплетение, ткачество и набойка, традиционное строительство домов, войлоковаляние, гончарное искусство, плетение поясов, традиционный крой костюма, плетение корзин — все те виды ремёсел, благодаря которым человек сто лет назад делал свою одежду, дом и жизнь краше — все они достойны сохранения и защиты. В них хорошо сохранился дух народа, знание о том, насколько здоровым было общество, каким был народ в отсутствие информационной войны 20-го века и её побочных эффектов. Рисование на холсте ослиными хвостами вошло в моду в начале 20-го века и уже тогда высмеивалось сатириками, и вот на дворе 21-й век и по-прежнему чуждые традиционному искусству формы ищут свою дорогу к зрителю теперь уже пытаясь симулировать принадлежность к народным промыслам.

 

Большинство видов народных ремёсел имеют многовековую и даже многотысячелетнюю историю. Это же касается и узоров — многим из них сотни и даже более тысячи лет. Мастера народных промыслов из поколения в поколение вырабатывали подлинно народный язык выражения, художественные средства повествования, находящиеся в неразрывной связи с системами образов и ценностей, верованиями, миропониманием здорового традиционного общества. Язык народных художественных промыслов — это язык утверждения жизни, это в большинстве случаев жизнеутверждающий язык, помогавший человеку сделать жизнь прекраснее, счастливее, лучше. Человек вырезал из дерева прялку, украшал донце резьбой или росписью и это был прекрасный подарок невесте, дочери, жене. Человек делал игрушки и дарил их детям для игры. Вятская дымковская игрушка ещё в 30-е годы была игрушкой настоящей, в неё играли дети, это сейчас она занимает место только в серванте или на музейных полках, а в 20-е и 30-е годы, в годы моего детства, её покупали для детей, отдавали им для игры. Во что предлагают играть нашим детям фабрики игрушек? Почему в продаже оказываются куклы-зомби вместо дымковской игрушки? Неужели нельзя наладить массовое производство дымковской игрушки, чтобы и в наши дни такими образами был полон мир ребёнка, а не образами тощих девушек с депрессивным деструктивным внешним видом? Почему дымковская игрушка недоступна для игры в неё? Она делается вручную, лепится, раскрашивается и в итоге её цена слишком высока для покупки фигурки ребёнку. Почему она потеряла своё подлинное предназначение и как вернуть его? Вот достойный вопрос для обсуждения! Может ли завод пластмассовых игрушек выкупить права у мастериц народных промыслов и наладить производство дымковской игрушки — всадников на конях, лошадок, петушков, козликов раскрашенных в жизнерадостные тона? Ведь игрушки с такими сюжетами во все времена были излюбленными для возраста от 1-го до 5-ти лет у детей всех народов. Под силу ли министерству культуры вернуть дымковскую игрушку детям, чтобы в эти ладные добрые игрушки, а не в куклы зомби играли ребята? Чтобы их мир формировался с детства как мир самодостаточный, жизнерадостный, с любовью к родному дому, природе и Отечеству. Тот, кто осуществит это, достоен звания почетного гражданина страны, так как речь идёт о душах десятков тысяч наших детей, о их здоровом мироощущении, о их патриотическом настрое и созидательном восприятии жизни.

 

Искусно сделанное произведение народного искусства служило прекрасным подарком, как сейчас сказали бы премиум-класса — иные пояса (например слуцкие) стоили дороже десятка коров, произведения мастеров служили подарками, ценились как признак материального достатка, высокого статуса.
Главы государств в наши дни, богатые люди могут дарить друг другу любые произведения художников, но произведения, лишенные духа традиционных народных промыслов, сделанные в отрыве от народных традиции не должны считаться произведениями народных промыслов. Есть огромное число традиционных узоров народов России, нуждающихся в сохранении, изучении, популяризации. Есть подлинно народное искусство, бережно хранимое сотрудниками краеведческих музеев. Есть народные мастера-хранители народных традиций. Мне довелось быть знакомым с Лидией Сергеевной Фалалеевой, известной мастерицей дымковской игрушки, чьи выставки проходили в Русском музее, в Японии, и в других странах. Хорошо помню, как она говорила о том, что нововведения в дымковской игрушке недопустимы и чреваты вырождением промысла. Дымковская игрушка изображает зверей и людей своим устоявшимся художественным языком. Не может считаться произведением дымковского народного промысла скульптурное изображение женщины в джинсах с порванными коленками, или изображение бизнесмена с мобильным телефоном, студента с ноутбуком или сфинкса с оголенной грудью — таких сюжетов не знает и никогда не будет знать дымковская игрушка, или она перестанет быть народным промыслом.

 

Говорят, в Японии мастера народных промыслов считаются национальным достоянием, их высоко ценят как знатоков старинных технологий создания того или иного произведения народного искусства. Японцы достигли прекрасных результатов в деле сохранения национального костюма и народных промыслов. Не пора ли и нам поучиться у японцев отделению зёрен от плевел, сохранению подлинно народных промыслов и защите народного искусства от покушений чуждых нам художественных средств?

 

Не пора ли в первую очередь защитить звание мастера народных промыслов от покушений на него со стороны тех, кто не знаком и не соблюдает в своём творчестве законы народного художественного языка, композиции, выразительных средств?

 

Художникам без царя в голове не место среди мастеров народных промыслов! Восхваление разложения смысла, вырождения смысла не способно стать объединяющей национальной идеей и инструментом гармонизации общества.

 

Имеет ли право автор этого произведения считаться представителем народных промыслов и ремёсел России на ваш взгляд? Может быть и навязываемые нашим детям куклы-зомби тоже стоит признать народным промыслом и народным искусством?

 

Хочется верить и знать, что это произведение попало в этот зал случайно, без умысла, по ошибке.

 

Хочется верить, что звание мастера народных промыслов останется незыблемым, а сами мастера народных промыслов останутся верными выработанным веками художественным средствам выражения, классическим образам, тому родному и важному, что составляет сокровищницу традиционного искусства русского народа и традиционного искусства других народов России.

 

Владимир Михайлович Градобоев, председатель Вятского землячества Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 





Источник: https://artsgtu.ru/blog/narodnye_promysly_rossii_pod_ugrozoj/




Поделитесь с друзьями:

Смотрите Видео - Лекции




Светлана Жарникова

Лев Клыков

Виталий Сундаков

Артем Казаков

Сергей Данилов

Черняев Анатолий

Виктор Ефимов

Владимир Фахреев

метки ,