Русичи - Славяне - Язычество -




Рубрика: Наследие | Обвинская Роспись

Обвинская Роспись


| Автор: | Просмотров: 1042

Одной из самых самобытных разновидностей сельской росписи Прикамья является обвинская. Для нее характерен единый принцип решения, в котором главную роль играет сильный контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции, на оси симметрии, расположены цветы, а травка — длинные пушистые стебли, заполняет свободное пространство.

 

Река Обва, в долине которой расположились селения,— приток Камы и находится к северу от Перми. В начале XX века «местные крестьяне в свободное от полевых работ время, обыкновенно осенью и зимой, занимались приготовлением разного рода деревянных изделий». В основном они делали бондарную посуду — бочки, кадушки, жбаны. Особенно много разных деревянных изделий делали в Мартынобыках. Бондари жили в деревнях Повороты, Мартынята, Дурниха. Прялки точили в Зинках, на Гуменцах.

 

Промыслы носили потомственный характер. Но когда возник здесь обычай изготавливать раскрашенную утварь, неизвестно.
Заслуживает внимания промысел пермского пригорода — Верхних Муллов, где «точили и деревянную посуду раскрашивали разными красками, подобно вятской». Радищев, которого провозили этими местами в ссылку в конце XVIII века, писал, что в Перми достаточно в продаже «посуды деревянной крашеной и рисованной». Возможно, и тогда обвинские крестьяне, строгановские крепостные, делали крашеную посуду. .

 

Наиболее вероятным временем появления обвинской росписи можно считать середину XIX века. Об этом говорит одна любопытная деталь. Почти во всех обвинских росписях, особенно в прялках, встречается восьмилепестковый цветоку похожий на звезду, цвет лепестков чередуется — красный с белым, синий с белым и т. п. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобы обратить на нее внимание. В мастерских выгорецкого общежития переписывали и иллюстрировали книги, рисовали лубочные картинки — поморские листы, изготавливали расписную утварь37. В 1850-х годах общежитие было разогнано, многие мастера вынуждены были скрываться. Некоторые из них могли перебраться в Прикамье, на Урал. Видимо, выходцы с Выг-озера и положили начало живописному промыслу на Обве.

Обвинская Роспись

Обвинская роспись — это особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Сначала живописная и сдержанная по цвету, она превратилась в красочную мозаичную графику.

 

Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи, а также благодаря изменению вкусов крестьянства, которому стали нравиться вещи гораздо более яркие, чем раньше. Кроме того, сказалась близость поволжских центров народной росписи, в которой были сильны графические элементы.

 

В бондарных изделиях, которых осталось значительно меньше, можно увидеть только поздние, наиболее характерные для Обвы росписи.

 

Жбаны, или лагуны, чаще всего украшавшиеся росписью,— это деревянные сосуды, сделанные из дощечек-клепок. Их отличительной особенностью были ручка и носик, их вырезали из специально подобранных кусков дерева, а также крышка, укреплявшаяся на ручке шарниром. На крышке делали остроумный замок, не позволявший ей открываться при переноске. Дощечки-клепки делали из сосны, обручи — из мелкого черемушника, ивняка или рябинника. В лагунах хранили древний напиток — брагу, возили квас на покосы.

 

Красили преимущественно большие лагуны: на боковину «ставили» розу с двумя расходящимися веточками, «садили» цветы на крышке. Горизонтали красных обручей ограничивали живописное поле, поэтому иногда оно заполнялось крупной цветочной розеткой с раскинувшимися в обе стороны побегами, как бы охватывающими тулово. Такая композиция росписи более соответствует особенностям формы и конструкции лагуна.

 

Обвинской росписи свойствен холодный колорит: синий, черно-зеленый, пронзительно голубой или зеленоватый, цвета молодой листвы фон обычно сочетается с теплыми тонами растительных мотивов. Но встречается теплая гамма росписи. Мазки кисти скупы и точны, отдельные элементы сделаны одним цветом, отчего они играют, как камушки смальты. Колористическое чутье мастера проявляется при первоначальном подборе красок, а в процессе работы он только чуть увеличивает или уменьшает отдельные цветовые пятна. Графичность мотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи. Крестьянские мастера добивались в своих вещах сильного цветового эффекта, рассчитанного на привлечение внимания в базарной сутолоке. Они применяли сближенные по светлоте краски, что усиливало впечатление насыщенности каждой в отдельности и всей росписи в целом. На оранжевом фоне они делали голубые листья, а разживку желтой. Если фон был зеленый, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголосками, усиливающими или смягчающими основной цветовой контраст.

 

Все это свойственно и расписным обвинским прялкам. Однако их форма, в которой сочетаются токарные и резные детали, требует создания собственных композиций. Вытянутая лопастка с круглящимся верхом и полукруглыми вырезами внизу составляет почти половину высоты прялки. Лопастка с ножкой выточены из одного куска дерева. Верхняя часть ножки, на ширину ладони, слегка выпуклая, за нее удобно браться рукой, ниже — точеные яблоки и перехваты большего диаметра. Заканчивается ножка монолитным стояном, который вставляется в донце. Пятку, сочленение ножки с донцем, окрашивали в один цвет, а точеные яблоки попереАменно тонами, применяемыми в росписи. Роспись размещали на обеих сторонах лопастки. Композиция росписи традиционна для обвинских прялок: три цветочные группы расположены на оси симметрии.

 

При взгляде на обвинскую прялку невольно возникает образ стройного деревца с плотной кроной или куста роз с купой распустившихся цветов. Полукружия цветов, ритмически повторяя силуэт верха кроны, как бы набегают волнами.

 

В центре каждой цветочной группы круглая розетка с круто закрученной спиралью в середине, называемая розой. Безусловно, самой интересной является группа, вписанная в основание лопасти,— это роза, окруженная расходящимися ланцетовидными листьями.

 

Увенчивает деревце многолепестковая звезда. Она здесь как бы эмблема промысла. В центральной группе тоже расположены розетки, похожие на выгорецкие. Эти мотивы стали привычными в орнаменте обвинской росписи, но знающий человек заметит неназойливое упоминание о родине автора.

 

В обвинской прялочной росписи встречаются необычные композиции, живописные приемы письма, что связано с индивидуальным творчеством мастеров. Но все ее варианты объединяет образ необычного цветущего дерева или куста. Создается он иными в сравнении с северными росписями средствами, без изображения вазона. Крестьянские художники по-разному понимали мотив растущего дерева — древа жизни, древа — символа райских садов. По-разному трансформировался этот мотив в многочисленных русских крестьянских росписях XVIII—XIX веков. Но он всегда был основой содержания этого искусства, он дал глубокий жизненный смысл росписям уральских прялок.

 

Следует отметить еще одну особенность обвинской росписи— архаичность ее композиции. Расположение растительных мотивов в обвинской прялке сближает ее с простейшими композициями резных прялок русского Севера. Здесь — цветок в основании лопасти, там — резная полурозетка. В центре написана роза с парой четырехлепестковых цветов и соответственно вырезан большой круг с двумя розетками, внутри которых кресты. Строгий резной орнамент легко прочитывается, столь же свободно узнается традиционная схема в расписном узоре.

 

В русском народном искусстве Прикамья вместе с тем издавна существовали своеобразные варианты композиций.

Взять хотя бы раскрашенную глухую резьбу «расписных веселок» из села Орел. Это село, бывший Орел-городок, одно из старых русских поселений, расположено на Каме. Жизнь его всегда была связана с рекой. Из Орла выходили знаменитые лоцманы. Здесь сохранилось древнее отношение человека к реке как единственному пути сообщения,, отношение, характерное для многих современных северных селений. В начале XVIII века, когда село Орел было перенесена на другой берег, а пастбища остались на старом месте, женщины были вынуждены ежедневно ездить за реку доить коров. Поэтому весло стало здесь предметом первой необходимости. Одновременно оно приобретало ритуальные функции: так же как и прялку, его дарили невестам. В связи с этим весла старательно украшали резьбой и росписью.

 

У орловских весел необычная форма. Они более похожи на прялку, нежели на весло,— квадратная, иногда чуть вытянутая, с закругленными краями лопатка, вырезанная с длинной ручкой из одного куска дерева. На обеих сторонах лопасти выступает резной орнамент — три лучеобразные розетки и розообразные мотивы, как прожилки листа, пронизывающие лопасть и зрительно связывающие ее с рукоятью. Замыкает композицию обегающая края полоска трехгранно-выемчатого орнамента. Локальная окраска подчеркивает выступающие резные формы, плоскости разных уровней окрашены своим цветом. Ощущение движения, создаваемое прорастающими из рукояти мотивами, сближает эту композицию с композициями расписных цветочных прялок. Значит, сходство не только в близости форм. В них, возможно, отражено отношение уральцев к древнему мотиву «древа цветущего», выразившееся в создании особой прикамской композиции, для которой характерно сочетание сильного движения прорастающих стеблей из ствола дерева, возносящих тяжелые розетки цветов и плодов.

 

 

Обвинская Роспись

 

Обвинская Роспись

 

Обвинская Роспись

 

Обвинская Роспись
 

 





Источник: https://artsgtu.ru/blog/obvinskaya-rospis/




Поделитесь с друзьями:

метки ,