Русичи - Славяне - Язычество




Получить подарок




Рубрика: Наследие | Огонь в представлении славян

Огонь в представлении славян


| Автор: | Просмотров: 1211

Огонь — в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, землей, воздухом).

 

Древнерусские язычники жгли костры на своих святилищах и поддерживали негасимый ОГОНЬ перед идолом Перуна. Они сжигали своих мертвецов, веря, что с пламенем погребального костра те переносятся в рай. По свидетельству арабского автора ал-Масуди (10 в.), славяне «сжигают своих мертвых, а также скот, оружие, украшения; когда умирает муж, сжигается с ним жена его… жены их стремятся к самосожжению, чтобы войти за мужьями в рай».

 

Огонь в представлении славян

 

После принятия христианства на кострах сжигали колдунов и еретиков. Отголоски языческих погребальных обрядов сохранились до 20 в. в поверьях и обрядах (см. Греть покойников).

 

Символика ОГНЯ, как и воды, имела двойственный характер. На одном полюсе — образ грозного, яростного, мстительного пламени, грозящего смертью и уничтожением. На другом — стихия очищающего пламени, несущего свет и тепло, воплощающего творческое, активное начало. ОГОНЬ воспринимался и как непосредственный объект языческого культа, и как посредник между человеком и божеством. Соответственно и молитвы, и жертвы огню, о которых сообщают древнерусские обличители язычества, могли быть адресованы и самому обожествленному огню, и языческим идолам и богам.

 

Приготовление пищи на огне становится фундаментальной метафорой преобразования природных явлений в культурные (ср. Перепекание ребенка). В духовном стихе «Жена милосердная» женщина бросает в печь свою младенца, чтобы спасти новорожденного Христа, однако ребенок не сгорел в огне;

 

«В печи огонь-пламя претворилось,
Во печи всяки травы выростали,—
Всякими цветами зацветали.
Невредим младенец пребывает,
По различным цветам гуляет,
Евангельскую книгу читает,
Сам ангельския песни воспевает».

 

В Древней Руси ОГОНЬ называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога — бога неба или солнца. Обычным местом поклонения ОГНЮ — Сварожичу был овин, что свидетельствует о сельскохозяйственном характере его культа.

 

ОГОНЬ представлялся славянам живым существом с весьма своенравным характером. Он ест, пьет и спит подобно человеку, а, рассердившись, может и отомстить пожаром за непочтительное отношение. В Вологодской губернии об ОГНЕ говорили не иначе как ласкательно: «Огонек, огонек, батюшка огонек!» Гасили ОГОНЬ на ночь со словами: «Спи, батюшка огонек!» Плевать в огонь считалось грехом; не следует и мочиться в него — ОГОНЬ иссушит тебя заживо. В Подольской губернии оставляли в печи на ночь горшок с водою и полено, чтобы ОГНЮ было что есть и пить. В Ровенском уезде полагали, что огни различаются между собой и имеют свои имена, например, один из огней именуется Андреем.

 

костер

 

В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление ОГНЯ любовному пожару. В берестяной грамоте второй половины 14 в. из Новгорода имеется фрагмент любовного заговора: «…так ся розгори сердце твое и тело твое и душа твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего». Подобные формулы встречаются и в заговорах 19 в., например: «В печи огонь горит, палит и пышет и тлит дрова; так бы тлело, горело сердце у рабы Божией имярек по рабе Божием имярек во весь день, по всяк час…» В обрядах любовной магии в печи сушили вырезанный из земли след возлюбленного или какую-нибудь принадлежащую ему вещь, чтобы он так же сох от любви. В былине «Три года Добрынюшка стольничел» из Сборника Кирши Данилова колдунья Марина «Брала… следы горячия молодецкия,/ Набирала Марина беремя дров,/ А беремя дров белодубовых,/ Клала дровца в печку муравленую / Со темя следы горячими,/ Разжигает дрова палящетным огнем / И сама она дровам приговаривает:/ «Сколь жарко дрова разгораются / Со темя следы молодецкими,/ Разгоралось бы сердце молодецкое / Как у молодца Добрынюшки Никитьевича!»

 

Уже в ранних памятниках древнерусской письменности нашло отражение осмысление метеоритов и других небесных явлений как падающих на землю огненных змеев. Образ змея или дракона, имеющих огненную природу или пышущих ОГНЕМ, известен в сказках, былинах, духовных стихах, книжных произведениях и относится к области архаических славянских мифологических представлений. Огненному змею как демонологическому персонажу у славян приписывали две основные функции: он или приносит хозяину дома богатство, или летает к вдовам и одиноким женщинам и, оборотившись мужчиной, вступает с ними в любовную связь.

 

К глубокой древности восходит и образ огненной реки, отделяющей мир мертвых от мира живых.

 

Стихии у славян — носители правды

Символ чистоты душевной… Огонь не терпит нечистого. Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Древние славяне верили, что правда на земле имеет естество огня. Огненным должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» называют проявление душевного порыва, а «искренним» — человека, чьи речь и поступки дают образ подлинной жизни его души.
Читать Далее: https://artsgtu.ru/blog/stikhii_u_slavjan_nositeli_pravdy/

 

Страшный суд будет ознаменован тем, что огненная река протечет от востока и до запада:

«…Пожжет река огненная все горы и каменье,
И пожжет река огненная все леса со зверями,
И пожжет река огненная весь скот с птицами.
Тогда выгорит вся земная тварь».
По поверьям Костромской губернии. «земля будет гореть на три аршина. Бог-то и спросит: „Чиста ли ты. земля?» Земля в первый раз ответит: „Чиста, как муж и жена». Еще спросит Бог. „Чиста, как вдова»,— скажет земля. Еще будет гореть. В третий раз спросит. „Чиста, как красная девица»,— ответит она. Вот тогда и будет суд».

 

Священный характер приписывали «живому» огню, который добывали старинным способом при помощи деревянных палочек или специальных приспособлений. Выражение «живой ОГОНЬ» имеет параллели в других славянских языках и восходит, по-видимому, к праславянской эпохе. Такой ОГОНЬ называли также: новый, деревянный, реже — святой, самородный, трудовой, небесный. Чтобы остановить падеж скота, прогоняли стадо через костер, зажженный от «живого ОГОНЬ». Иногда скот прогоняли между двумя кострами или разводили костры на разных концах деревни, чтобы оградить ее от болезни. Так же поступали и для прекращения эпидемии тифа или других болезней: вытирали «живой Огонь» и через разведенный небольшой костер переходили все здоровые, а затем переносили и больных.

 

Лит.:
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993;
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2.


Присоединяйтесь к нашей групее в Facebook

Присоединяйтесь к нашей групее в Одноклассниках

Присоединяйтесь к нашей групее ВКонтакте



Каким оружием дрались на Руси

Народные поверья о кошках

Височные кольца — женские славянские украшения

Образ оленя в славянской мифологии










Поделитесь с друзьями:



Добавьте страничку в Закладки:


Скопируйте ссылку и поделитесь в группе:
https://artsgtu.ru/blog/ogon-v-predstavlenii-slavyan/



метки




Смотрите также:














Смотрите Больше видео на сайте:
https://verv.su/video/channel/artsgtu.html