Огонь в представлении славян









Присоединяйтесь к нашим группам:
Одноклассники Facebook Вконтакте Яндекс


Огонь — в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, землей, воздухом).

 

Древнерусские язычники жгли костры на своих святилищах и поддерживали негасимый ОГОНЬ перед идолом Перуна. Они сжигали своих мертвецов, веря, что с пламенем погребального костра те переносятся в рай. По свидетельству арабского автора ал-Масуди (10 в.), славяне «сжигают своих мертвых, а также скот, оружие, украшения; когда умирает муж, сжигается с ним жена его… жены их стремятся к самосожжению, чтобы войти за мужьями в рай».

 

 

После принятия христианства на кострах сжигали колдунов и еретиков. Отголоски языческих погребальных обрядов сохранились до 20 в. в поверьях и обрядах (см. Греть покойников).

 

Символика ОГНЯ, как и воды, имела двойственный характер. На одном полюсе — образ грозного, яростного, мстительного пламени, грозящего смертью и уничтожением. На другом — стихия очищающего пламени, несущего свет и тепло, воплощающего творческое, активное начало. ОГОНЬ воспринимался и как непосредственный объект языческого культа, и как посредник между человеком и божеством. Соответственно и молитвы, и жертвы огню, о которых сообщают древнерусские обличители язычества, могли быть адресованы и самому обожествленному огню, и языческим идолам и богам.

 

Приготовление пищи на огне становится фундаментальной метафорой преобразования природных явлений в культурные (ср. Перепекание ребенка). В духовном стихе «Жена милосердная» женщина бросает в печь свою младенца, чтобы спасти новорожденного Христа, однако ребенок не сгорел в огне;

 

«В печи огонь-пламя претворилось,
Во печи всяки травы выростали,—
Всякими цветами зацветали.
Невредим младенец пребывает,
По различным цветам гуляет,
Евангельскую книгу читает,
Сам ангельския песни воспевает».

 

В Древней РусиОГОНЬ называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога — бога неба или солнца. Обычным местом поклонения ОГНЮ — Сварожичу был овин, что свидетельствует о сельскохозяйственном характере его культа.

 

ОГОНЬ представлялся славянам живым существом с весьма своенравным характером. Он ест, пьет и спит подобно человеку, а, рассердившись, может и отомстить пожаром за непочтительное отношение. В Вологодской губернии об ОГНЕ говорили не иначе как ласкательно: «Огонек, огонек, батюшка огонек!» Гасили ОГОНЬ на ночь со словами: «Спи, батюшка огонек!» Плевать в огонь считалось грехом; не следует и мочиться в него — ОГОНЬ иссушит тебя заживо. В Подольской губернии оставляли в печи на ночь горшок с водою и полено, чтобы ОГНЮ было что есть и пить. В Ровенском уезде полагали, что огни различаются между собой и имеют свои имена, например, один из огней именуется Андреем.

 

 

В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление ОГНЯ любовному пожару. В берестяной грамоте второй половины 14 в. из Новгорода имеется фрагмент любовного заговора: «…так ся розгори сердце твое и тело твое и душа твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего». Подобные формулы встречаются и в заговорах 19 в., например: «В печи огонь горит, палит и пышет и тлит дрова; так бы тлело, горело сердце у рабы Божией имярек по рабе Божием имярек во весь день, по всяк час…» В обрядах любовной магии в печи сушили вырезанный из земли след возлюбленного или какую-нибудь принадлежащую ему вещь, чтобы он так же сох от любви. В былине «Три года Добрынюшка стольничел» из Сборника Кирши Данилова колдунья Марина «Брала… следы горячия молодецкия,/ Набирала Марина беремя дров,/ А беремя дров белодубовых,/ Клала дровца в печку муравленую / Со темя следы горячими,/ Разжигает дрова палящетным огнем / И сама она дровам приговаривает:/ «Сколь жарко дрова разгораются / Со темя следы молодецкими,/ Разгоралось бы сердце молодецкое / Как у молодца Добрынюшки Никитьевича!»

 

Уже в ранних памятниках древнерусской письменности нашло отражение осмысление метеоритов и других небесных явлений как падающих на землю огненных змеев. Образ змея или дракона, имеющих огненную природу или пышущих ОГНЕМ, известен в сказках, былинах, духовных стихах, книжных произведениях и относится к области архаических славянских мифологических представлений. Огненному змею как демонологическому персонажу у славян приписывали две основные функции: он или приносит хозяину дома богатство, или летает к вдовам и одиноким женщинам и, оборотившись мужчиной, вступает с ними в любовную связь.

 

К глубокой древности восходит и образ огненной реки, отделяющей мир мертвых от мира живых.

 

Стихии у славян — носители правды

Символ чистоты душевной… Огонь не терпит нечистого. Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Древние славяне верили, что правда на земле имеет естество огня. Огненным должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» называют проявление душевного порыва, а «искренним» — человека, чьи речь и поступки дают образ подлинной жизни его души.
Читать Далее: https://artsgtu.ru/blog/stikhii_u_slavjan_nositeli_pravdy/

 

Страшный суд будет ознаменован тем, что огненная река протечет от востока и до запада:

«…Пожжет река огненная все горы и каменье,
И пожжет река огненная все леса со зверями,
И пожжет река огненная весь скот с птицами.
Тогда выгорит вся земная тварь».
По поверьям Костромской губернии. «земля будет гореть на три аршина. Бог-то и спросит: „Чиста ли ты. земля?» Земля в первый раз ответит: „Чиста, как муж и жена». Еще спросит Бог. „Чиста, как вдова»,— скажет земля. Еще будет гореть. В третий раз спросит. „Чиста, как красная девица»,— ответит она. Вот тогда и будет суд».

 

Священный характер приписывали «живому» огню, который добывали старинным способом при помощи деревянных палочек или специальных приспособлений. Выражение «живой ОГОНЬ» имеет параллели в других славянских языках и восходит, по-видимому, к праславянской эпохе. Такой ОГОНЬ называли также: новый, деревянный, реже — святой, самородный, трудовой, небесный. Чтобы остановить падеж скота, прогоняли стадо через костер, зажженный от «живого ОГОНЬ». Иногда скот прогоняли между двумя кострами или разводили костры на разных концах деревни, чтобы оградить ее от болезни. Так же поступали и для прекращения эпидемии тифа или других болезней: вытирали «живой Огонь» и через разведенный небольшой костер переходили все здоровые, а затем переносили и больных.

 

Лит.:
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993;
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2.











Смотрите подборку фотографий древней истории                 Читайте 4 часть Читайте 6...








Наряду с другими технологиями прошлого, присутствуют и такие легенькие. можно так сказать «велосипеды с моторчиком». Как по мне такие машины даже в таком виде легко бы подошли и в наше...








Гора Синюха находится в Смоленском районе в 20 километрах от Белокурихи. Гор с таким название на Алтае много. Ее высота – 1379 метров. Здешние места не тронуты деятельностью человека и...








Всем привет, сегодня я покажу вам несколько фотографий гигантской разметки земли в России, которая ставит в тупик всех исследователей. Не буду врать, видео и статьи о данной разметки я видел...








Круг Бродгара или Брогара (англ. Ring of Brodgar, Brogar) — кромлех эпохи неолита на Мейнленде, самом большом острове в архипелаге Оркнейских островов, Шотландия. Расположен на узком перешейке между...






Рамешварам. Мост Рамы и армия обезьянРамешварам — один из семи сакральных городов Индии и наиболее значимый центр...






Деревья похожие на людей и на других существ. Часть 3Каждый из нас слышал о тех или иных магических и мифических существах, населяющих...






Загадки Казанского собораДостопримечательности нашей страны таят в себе множество загадок. Даже при самом...






Подводные пирамидыТайна пирамид на Земле до сих пор не разгадана, неизвестно точно, кто их создавал,...






Последние ДинозаврыПросто динозавры, получается последних...






Древняя история. Раскопки. Допотопная цивилизация. 3 частьСмотрите подборку фотографий древней...






Запрещённые фотографии Первой Мировой Войны 191728 июня 1914 года в Сараево было совершено убийство австрийского эрцгерцога Франца...






Остров Пасхи — «Пуп Земли» — «артефакт» ЛемурииВ пасхальное воскресенье 1722 года три голландских корабля под командованием...






Древние сооружения которые окутаны загадкамиДо сих пор на нашей планете находят удивительные сооружения, которые насчитывают...






Мегалитические стражи долины БадаТайна величественных стражей долины Бада (Индонезия), расположенной среди...






Заброшенные города предковПри прочтении просьба помнить, что временные рамки «300 лет назад» даны лишь для...






Подземный мир Мальты. Хал-СафлиениМальта  — островное государство в Средиземном море, на Мальтийском...






Древняя история. Раскопки. Допотопная цивилизация. 1 частьСмотрите подборку фотографий древней...






В Сибири нашли самый древний браслет в миреРоссийские археологи из Института археологии и этнографии Сибирского отделения...






Нан-Мадол. Тихоокеанская ВенецияНан-Мадол (на яз. понапе Nan Madol, букв. — «место промежуточных пространств,...