Опричнина




Разрыв Ивана IV с Избранной радой

Стремление Ивана IV выйти к побережью Балтики не встречало поддержки у многих бояр. Даже некоторые члены Избранной рады, в том числе и А. Адашев, считали войну за Прибалтику преждевременной и настаивали на том, чтобы направить все силы на освоение южных и восточных земель. Под влиянием этих настроений царь и согласился на перемирие с Ливонией в 1559 году. Но после неудач русских войск в Литве он многое припомнил боярам и своим бывшим любимчикам. Хотя главной причиной военных поражений была неподготовленность России к большой войне, Иван IV, окрылённый первоначальными успехами, видел причину поражений в изменах своего окружения.

Опричнина

Царь никогда не забывал, как в 1553 году после возвращения из Казанского похода он внезапно тяжело заболел. Встал вопрос о наследнике престола. Иван составил завещание в пользу своего только что родившегося сына Дмитрия (через несколько месяцев ребёнок случайно погиб) и потребовал от царедворцев принести ему присягу. Многие из приближённых, в том числе члены Избранной рады, старались уклониться от этой процедуры. Они боялись, что при царе-«пелёночнике» вновь начнётся боярское своеволие, и предпочитали видеть на престоле двоюродного брата Ивана IV, внука Ивана III, — удельного князя Владимира Андреевича Старицкого.

После выздоровления Иван очень изменился. Он стал подозрительным и жестоким. Всё чаще проявлялись его разногласия с членами Избранной рады. Реформы, разработанные ими, были рассчитаны на длительный период. Царь же хотел немедленных результатов. Масла в огонь подливали неудачные советы Адашева в ходе Ливонской войны. В 1560 году умерла первая, горячо любимая жена Ивана Анастасия Романовна, не простившая Сильвестру и Адашеву их колебаний во время болезни царя. По Москве пополз слух, что царицу извели своими чарами Сильвестр и Адашев. Стремившийся к самовластию царь уже давно тяготился опекой со стороны Адашева и Сильвестра и охотно поверил слухам об их виновности.

Расправа царя с приближёнными

Созванный в Москве Земский собор осудил бывших соратников царя как заведомых злодеев. Адашев был арестован и умер в тюрьме. Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь, где он вскоре погиб. В столице начались расправы над боярами. Устранение Адашева и Сильвестра означало отказ царя от проведения реформ.

В довершение всего в 1563 году умер митрополит Макарий, который имел большое влияние на Ивана и сдерживал его жестокие порывы. Новый митрополит, Афанасий, встал на сторону недовольного боярства.

Какими правами и привилегиями обладали бояре в начале правления Ивана IV?

Спасаясь от гнева Ивана IV, получившего в народе прозвище Грозного, некоторые знатные люди бежали за границу. В апреле 1564 года в Литву ушёл один из ближайших советников царя, известный военачальник, герой битвы за Казань князь Андрей Курбский. В послании из Литвы он обращался к царю, «омрачённому адскою злобою в сердце, прокажённому в совести, тирану беспримерному…». Курбский требовал от него прекратить казни невинных людей. Иван IV, отвечая бывшему сподвижнику, отстаивал идеи неограниченной царской власти: «Горе дому, коим владеет жена, горе царству, коим владеют многие!»

Тем временем положение в стране продолжало ухудшаться. Ливонская война требовала чрезвычайного напряжения сил. Люди устали от войн, продолжавшихся около двух десятков лет. Победы начали сменяться поражениями. Ответственность за это царь возлагал на «изменников»-воевод, которых казнили по его приказу. Царь задумал окончательно ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их влияния на государственные дела и тем самым полностью стать единовластным правителем — самодержцем. Теперь это понятие стало означать неограниченную власть царя.

Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период?

Установление опричнины

В декабре 1564 года Иван Грозный с семьёй и приближёнными неожиданно выехал из Москвы в Александрову слободу. В начале 1565 года он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, царь обвинил бояр и духовенство во многих «изменных делах», в расхищении казны и земель, в нежелании защищать царя от «недругов его». Иван объявлял, что оставляет престол и поселится там, «где Бог наставит». Во второй грамоте, адресованной жителям посада, он, объясняя причины отречения, выставил себя защитником «чёрных» людей от боярского своеволия. В Москве началась паника. Горожане, которых в меньшей степени коснулись царские гонения, потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться на царство и пообещали, что государевых «лиходеев и изменников» они сами «потребят» (истребят).

В Александрову слободу выехала делегация духовенства и бояр. Иван заявил, что вернётся только при условии предоставления ему права казнить «изменников» (т. е. всех неугодных) по своему усмотрению. Он потребовал также учредить в стране особый порядок, получивший название опричнины (от слова «опричь» — кроме). Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства па две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. В состав опричнины входила часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые другие города и земли.

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свои вотчины. Им предоставлялись земли в отдалённых местах. Владения выселенной знати дробились и передавались опричникам — людям, служившим в опричнине. Опричнина, охватившая значительную часть государства, разорила прежние удельные гнёзда, значительно ослабила экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.

Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В знак своего предназначения они прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу. Начались массовые ссылки, казни, насилия опричников над боярами и помещиками, заподозренными царём в «изменах».

Действия опричников, массовые казни вызвали недовольство большинства населения страны. В 1566 году на Земском соборе царю была подана челобитная об отмене опричнины. Ответа пришлось ждать недолго — челобитчики были казнены. Митрополит Афанасий в знак протеста против злодейств опричников сложил с себя сан. Новый митрополит Филипп Колычев смело обличал царя и требовал отмены опричнины. Во время службы в Успенском соборе опричники набросились на митрополита и сорвали с него церковное облачение. Затем он был сослан в один из тверских монастырей и задушен там ближайшим помощником царя Малютой Скуратовым.

Свой главный удар опричнина нанесла по тем силам, которые могли нести угрозу самодержавной власти царя. В 1569 году Иван расправился со своим двоюродным братом Владимиром Старицким. Услышав, что удельный князь якобы замышляет отравить царя, Иван приказал дать яд Владимиру, его жене и дочери. Так было ликвидировано последнее удельное княжество.

Давно тревожил Ивана Грозного и вольнолюбивый Новгород, не забывший своих вечевых традиций. В декабре 1569 года, получив донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнего города. Опричники грабили встречавшиеся на пути города и сёла, подвергали насилию и казням их жителей. В самом Новгороде кровавая расправа и грабёж продолжались около шести недель.

«Победоносно» закончив Новгородский поход, опричное войско в 1571 году пропустило к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжёг столицу. На следующий год крымские татары повторили свой набег. Царь был вынужден объединить отряды опричников и земщины. Во главе объединённого войска был поставлен опытный полководец князь Михаил Воротынский. В 1572 году в бою у деревни Молоди (50 км южнее Москвы) силы Девлет-Гирея, превосходившие в два раза войско Воротынского, были разгромлены. Эта победа показала необходимость иметь единое войско.

В период опричнины Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Осенью 1572 года опричнина была отменена. Царь даже запретил под страхом смерти упоминать это слово. Но казни продолжались. Теперь Иван Грозный расправлялся с самими опричниками.

Итоги царствования Ивана Грозного

Несмотря на многие достижения и победы, общие итоги царствования Ивана Грозного были печальными. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. По всей стране стояли заброшенные деревни и сёла. Пашни зарастали лесом и бурьяном. Многие крестьяне, спасаясь от непомерных податей, произвола властей и помещиков, бежали на юг, в Поволжье, где становились казаками. Стремясь не допустить окончательного разорения помещичьих хозяйств, Иван Грозный в 1581 году издал указ о введении в некоторых районах страны заповедных лет (от слова «заповеди» — запрет). В эти годы запрещались переходы крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Введение заповедных лет ещё более закабаляло крестьян, усиливало их зависимость от землевладельцев, вело к формированию крепостного права.

Разгром родовых боярских вотчин, раскол на опричников и земских привели к существенным изменениям в высших слоях общества. Боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя. Напротив, люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. Опричники получили преимущества и в продвижении по службе.

Трагически заканчивался и жизненный путь самого царя. Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый, Иван IV в припадке гнева в ноябре 1581 года убил своего сына и наследника престола царевича Ивана. Царевич был сподвижником отца, во многом походил на него, он не боялся говорить отцу правду. Иван Васильевич тяжело переживал смерть любимого сына. В 1584 году он умер, оставив разорённую страну и не подготовленного к управлению великой державой, тихого и набожного сына Фёдора.

Итог
Таким образом, установление опричнины способствовало утверждению неограниченной власти царя.Итогом царствования Ивана Грозного стал хозяйственный упадок страны и резкое ухудшение положения её населения.

Проверяем свои знания
1. Каковы были причины введения в стране опричных порядков? 2. В чём заключались суть и цель опричнины? 3. Выявите связь опричнины и Ливонской войны. 4. Как вы думаете, когда на Руси появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? 5. Каковы итоги царствования Ивана Грозного?

Учимся быть историками
1. Выясните, сколько государственных гербов сменилось за время правления Ивана IV. Сделайте презентацию (не более 7 слайдов), демонстрирующую изменения в гербах, с объяснениями этих событий. 2. Подумайте и объясните, почему бояре не воспользовались отъездом Ивана Грозного в Александровскую слободу и не захватили власть.

Документ

ОБ ОПРИЧНОМ ПОРЯДКЕ В МОСКВЕ. ИЗ ЗАПИСОК ИНОСТРАНЦА О РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять; а учинить ему на своём государстве себе опричнину…

Повелел же и на посаде улицы взять в опричнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и с Семьчинским сельцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцевым Врагом и до Доргомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города еду- чи левою стороною и до всполия…

И которые улицы и слободы взял государь в опричнину, и в тех улицах велел быти боярам и дворянам и всяким приказным людям, которых государь взял в опричнину, а которым в опричнине быть не велел, и тех из всех улиц велел перевести в иные улицы на посад.

1. Расскажите об опричном устройстве в Москве. 2. Как вы думаете, зачем царь установил подобные порядки?

Запомните новые слова

ВСПОЛЬЕ — окраина Москвы, где начинались поля и луга.

КАРЬЕРА — достижение успеха, видного положения в обществе.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО — такие общественные порядки, при которых владелец земли имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к его земле и принадлежащих ему крестьян.

ОПАЛА — наказание (немилость) царя, которое выражалось в разнообразных формах, например в запрете являться во дворец, домашнем аресте, лишении чинов, ссылке, тюремном заключении.

ОПРИЧНИНА — особый порядок управления страной при Иване IV.

ПОСАД — часть русского города, обычно вне городской стены, населённая купцами и ремесленниками.

ЧЕЛОБИТНАЯ — письменное прошение, жалоба.

Перейти в оглавление