| 1833 просмотров




27 октября (в ближайшую к 1 ноября пятницу) отмечается Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — святодень когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее.

 

 

В пору двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой , Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства): 14 листопада/октября — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября — день Параскевы Пятницы, или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «льняные смотрины».

 

Богиня Макошь прядёт Нити Судьбы, а ткать Пряжу Судеб помогают её дочери Доля и Недоля. Заплетают они покутными нитями человека по его деяниям — добрым или злым. А когда нить обрывается, то наступает смерть. Макошь — хозяйка Судьбы, она может и дарами наградить, а может обернуться недолей злой, повлиять на женскую плодовитость, и на достаток в доме. Её символ — Мировая Уточка, сидящая на макушке-холке Велеса, от образа которой пошло название головного убора русских женщин — кокошника, форма которого спереди напоминает корону, а с боку — утку. Ещё один головной убор — кичка, символизировал рога Велеса с уткой между ними. Его, как символ плодовитости, носили молодые замужние женщины, меняя в старости на кичку безрогую, что означало отсутствие возможности рожать.

 

Макошь может позволить себе быть изменчивой: кому радость принесёт, а кому может принести и горе. Тех, кто борется за своё счастье, она милует и награждает за сильный дух и терпение, показывает путь к выходу из безнадёжных ситуаций, особенно, если человек не отчаялся, идёт пусть даже из последних сил, не изменяя себе и своей мечте. Награждает Макошь, посылая таким людям Богиню удачи Сречу. А если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на себя и на свою жизнь рукой в надежде, что Кривая как-нибудь да вывезет, то его ждёт горькое разочарование — Макошь отвернёт свой лик. И тогда на жизненном пути отвергнутого появляются чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая Нелёгкая, Недоля, Несреча, которые ведут его туда, где причитают над могилами Карна с Желею.

 

Богиня Макошь невероятно внимательна и заботлива, трудолюбивым и прилежным людям она всегда даёт хороший урожай и достаток. Женщины обращались к ней всегда с любой своей проблемой, что в семейной жизни, что в женском здоровье, в хозяйственных нуждах, даже в вопросах жизни и смерти, как своей, так и своей семьи. И это потому что Макошь — покровительница женского начала, защитница женщин и девушек, которая приходит в каждую Семью и благословляет женщин на счастливую женскую Долю, прислушивается к их просьбам и исполняет их желания.

 

С Богиней Макошью отождествляют: из металла — серебро, из каменьев — горный хрусталь и лунный камень, а из животных — кошку. Символом её считается пряжа, клубок шерсти, веретено, именно их и приносили на капища.

 

На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особые наузы с прошениями и наговорами.

 

Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель — «распутывают» Покутные Нити, предварительно омыв кудель «молчальной водой». Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что делаете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

 

И, конечно же, в этот день можно попросить Макошь изменить свою Долю — и если просьба будет сильна и искренна, то Макошь её услышит и исполнит обязательно…

 

Государыня Макошь — Матушка!
Мать Небесная, Богородица!
Сопряди для нас жизнь укладную, жизнь общинную,
Вельми славную! ПравьСлавляем Тя, Мать-Наставницу,
Добродетельну и старательну ныне и присно,
От Круга и до Круга! Тако бысть, такое еси, тако Буди!
Славу Роду!

 

Читайте также: Древние славяне. Славяне, насколько мы древние?





Поддержи Сайт - Поделись Друзьями



Читайте также на нашем сайте


Значение бороды
Древесница, дриада
Древнейшая письменность на Земле
Отношение славян к силам природы
Русская коса девичья краса
Ольга Нагорная. Картины Древняя Русь
Род – Племя – Народ — Держава
С.В. Жарникова. История и этнография восточных славян
Факты о Гиперборее
Славянские Праздники — Мара Зимняя
Как воспитывать мальчика, чтобы он вырос мужчиной
Наставления сыновьям
Большой фразеологический словарь для детей
Русское деревянное зодчество
Славянские Праздники. Именины Лешего


Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Все поля обязательны для заполнения