| 2472 просмотров




С 1 по 7 ноября отмечается Второе, или Великое Осеннее Сварожье, именуемое тако же Сварожками — череда святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов — Сварожичей. Сварожья седмица(неделя). Пора окончательного «закрытия» Сварги, а также время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом.

 

 

В пору двоеверия на Руси 1 ноября отмечали день святых Космы и Дамиана — Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки).

 

В народе говорили: «Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Кузьминки — курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян — Куриный Бог», «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол». О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь — не путь, а только зимы перепутье». Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются», «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Кузьма и Демьян с гвоздём», «Кузьма-Демьян — скуй воды», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна» и т.п. Тако же о сию пору отмечались: 2 ноября — Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит», «Акиндин и Пигасий осматривают житницы»); 6 ноября — Павел Исповедник и Варлаам Хутынский — Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую для озимых», «Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга — мороз да вьюга»); и 8 ноября — Михаил Архангел, пора кратковременных Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт». Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит, земля мёрзнет», «День Михайла — с полумостом», «Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт».

 

[1] Или вторые Осенние Деды (Дедова седмица).

[2] Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) почитались в народе как родные братья-бессребреники, целители, покровители домашнего очага, устроители браков, мастера и труженики. Тако же Кузьму и Демьяна почитали как покровителей кур. В деревнях в этот день хозяйки непременно звали священника отслужить у курятника молебен и окропить кур святой водой. В народных представлениях петух и курица были тесно связаны с плодородием и свадебной обрядностью. Девушки просили Кузьму-Демьяна в этот день о женихах, поэтому Кузьминки почитались в народе и как девичий праздник.

Читайте также: «Русская» средневековая Швеция





Поддержи Сайт - Поделись Друзьями



Читайте также на нашем сайте


Медведь в традиции славян
Как выучить Глаголицу?
Тайный смысл поговорок
Панасенко Сергей Петрович. Русь языческая
Плач Домовых
Огонь в представлении славян
Нужны ли нам сейчас заповеди богов древних славян
Сказка о том, как приставка «Без», бесовщиною стала
Русская Школа Русского Языка. Урок 24. ЯСНА СУТОК часть 2. Виталий Сундаков
Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности
Как на Руси почитали матерей
В.А. Чудинов. Что в русском языке указывает на его древность?
Славянский гороскоп по годам и месяцам
Очищение на всех уровнях
Русская Школа Русского Языка. Алатырь — камень и священный костёр. Урок 14. Виталий Сундаков


Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Все поля обязательны для заполнения