Храм Панчаварнасвами (обычно храм панджаварнасвами) — индуистский храм, посвященный Шиве, расположенный в Ворайюре, пригороде города Тиручирапалли в штате Тамилнад, Индия. Считается, что Шива изображает пять различных цветов, давая имя верховному божеству, Панчаварнасвами. Панчаварнасвами почитается в каноническом труде тамильского Сайвы 7-го века «Теварам», написанном тамильскими святыми поэтами , известными как найанары и классифицируемыми как Паадал Петра Стхалам.
На нем есть несколько надписей, относящихся к периоду Чола. Храм имеет шесть ежедневных ритуалов в разное время с 5:30 утра до 8 вечера и три ежегодных праздника в своем календаре. Ежегодный шривари Брахмоцавам (главный праздник) посещают сотни тысяч преданных из далеких и близких мест. Храм поддерживается и управляется индуистским религиозным и благотворительным Советом правительства Тамилнада.
Храмовый комплекс Панчаварнасвами имеет три пракарама (внешний двор) и пятиъярусную башню РаджаГопурам (ворота). Центральное святилище обращено на восток и содержит изображение Панчаварнасвами (Шивы) в виде лингама, сделанного из гранита. Гранитные изображения божеств Ганеши (сына Шивы и бога мудрости), Муругана (сына Шивы и бога войны), Нанди (быка и транспорта Шивы) и Наваграхи (девять планетарных божеств) расположены в зале, ведущем в святилище. Как и в других храмах Шивы Тамилнада, на первом участке или стенах вокруг святилища Панчаварнасвами есть изображения Дакшинамурти (Шивы как учителя), Дурги (богини-воина) и Чандикешварара (святого и преданного Шивы). Второй участок окружен гранитными стенами.
В храме есть восемь исторических надписей, которые записаны Эпиграфикой Индии как 181-188 от 1907 года. Один из них датируется четвертым годом правления короля Чола, в котором говорится о подарке деревни Атигунакапаганаллур на содержание храма. Историческое введение Чола-короля Раджендры Чола I можно проследить в надписи. Еще одна надпись на северной стене председательствующего божества на седьмом году правления Раджи Раджа Чола I упоминает Раджасрайя-Чатурведимангалам в Урайюр-курраме, подразделение в Кераланката-валанаду. Храм упоминается как Udaiyar tiurndaitalai Mahadeva в Тиру-урайюр
Велосипед в храме Панчаварнасвами
Исследователь древней истории Индии, известный своими новаторскими теориями, Правен Мохан на одной из колонн в древнем индуистском храме Панчаварнасвами обнаружил загадочный барельеф с изображением человека на велосипеде. Удивительно, что никто прежде не замечал этот странный артефакт, вырезанный в камне.
Храм Панчаварнасвами возвели более 2000 лет тому назад, в эпоху существования государства Чола (III век до н.э. – XIII век н.э.), когда велосипед еще не был изобретен. Возможно, его создатели каким-то образом предсказали появление двухколесного транспорта. Барельеф выполнен достаточно подробно, изображение велосипеда не вызывает никаких сомнений, но… учёные считают это шуткой строителей в ходе реставрации храма в 1920 году. поскольку велосипед был изобретен лишь в 1885 году.
Считается, что первый велосипед создал в 1817 году немецкий изобретатель Карл Дрез. В 1818 он запатентовал первый двухколёсный самокат, который назвал «машиной для бега».
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года.
Зачем в древнем индийском храме эпохи династии Чола – в священном месте для индусов, служители храма допустили создание такого барельефа? Надо не знать индийские реалии начала XX века, чтобы предположить, что кто-то из скульпторов посмел самовольно привнести посторонний барельеф в культовое сооружение.
Любители сенсаций увидели в человеке, сидящем на велосипеде в храме Панчаварнасвами монаха из ордена францисканцев, типа такая же прическа и похожая одежда. Возникает вопрос, откуда в древнем индийском храме появился барельеф с изображением монаха-францисканца на велосипеде?
И как объяснить создание барельефа на уже существующей тысячелетия колонне? Срезать слой камня по всей высоте колонны?