| 136 просмотров




16 — 22 апреля череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (неделя) посвящённая чествованию Девы Лели — юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов — русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней, выбирают промеж себя «Лелю» — самую пригожую из всех, оплетают-убирают её тело и одежды свежей зеленью, водят вокруг неё хороводы, поют песни да творят иные свои таинства, от сторонних (мужских) глаз сокрытые. Славя Юную Лелю, они приносят Ей требы, сбрызгивая с ивовых ветвей воду на нивы. Затем — бегут играть с парнями в «ручейки», строят из рук «Живин мост». В весенней обрядности, во время Лельника и других праздников, повсеместно, во всём славянском мире, широко применялись различные магические действия с куриными яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними.

 

 

Русалии, дни духов и Берегинь. Немного о Русалках и Русалиях (празднеств, проводимых в честь духов.) Русалии в древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств. Все виды искусства проявлялись в них полной мерой: музыка, пение, танцы, военные игры, театрализованные действа, проводившиеся иногда в масках.

 

 

Участники русалий, как можно думать, делились на простых зрителей и на специальных людей, выполнявших главные разделы игры-обряда, подобно тому, как в болгарской деревне существовали дружины «русальцев», а торжественное празднование нового года еще недавно выполнялось двенадцатью «старцами» в огромных масках и специальных одеждах.

 

Нехристианская, языческая сущность русалий проявляется уже в первом упоминании их в летописи. Такое огромное общерусское несчастье, как нашествие половцев во главе с Шаруканом в 1068 г., расценивалось летописцем как проявление божьего гнева, вызванного тем, что русские люди отвернулись (во время засухи) от нового христианского бога и обратились к старым богам своих дедов:

 

 

«Удержах от вас дождь… и поразих вы зноем, — говорит христианский бог людям. — Обратитеся ко мне и обращаюся к вам, глаголеть господь, и аз отверзу вам хляби небесные». «Дьявол льстить, — говорит далее автор поучения, использованного летописцем, — превабляя ны от бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». «Видим убо игрища утолочена и людий много множьство на них… а церкви стоять; егда же бывает год молитвы — мало их обретается в церкви. Да сего ради казни приемлем от бога всяческыя и нахоженье ратных… грех ради наших».

 

Сто лет спустя Кирилл Туровский в числе «злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити», называет «плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья». Другой современный автор пишет, что адскими муками будут наказаны «игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа».

 

А Изборник XIII в. предостерегает: «Егда играют русалия ли скомороси, ли пьянице кличють… или како сборище идольских игр — ты же в тъ час пребуди дома!». Все это писалось в те века, когда церковные художники смело изображали на миниатюрах богослужебных книг и бубны, и сопели (флейты), и трубы свиты царя Давида. Очевидно, дело было не в музыке как таковой, а в её религиозной направленности.

 

Термин «русалии» настолько прочно был в быту Руси XII в., что даже в чисто церковных сочинениях о посте время определялось этим языческим праздником: «… и по съшьствии святого духа, рекше по русалиих…» «…масла же до русалии приемлють…».
Русалии — это «сбор великий» большого количества людей, одетых в яркие праздничные одежды, «упестренных».

 

. Известны этнографические примеры того, что «проводами русалок» руководили специальные старики «русалыцики» (Воронежская обл., 1935 год).

 

Это музыканты, играющие на духовых, струнных и ударных инструментах, гусляры и скоморохи, одетые в «скураты» — маски и «деющие на глумленье человеком». Затем выделяются плясуньи, которые не принадлежали к скоморохам и выбирались, очевидно, из числа красивейших девушек города или села.

 

На долю зрителей оставались «пение бесовское», «говор бесчинный», «плещевание» и «позорование» всего, что происходило. Только во время летних русалий от семика до петровского заговенья разрешалось пение девичьих песен с архаичным припевом «О — эв — Леля!», «Лелемье» и т. п., родственным греческому «эвое!».

 

«Русалки суть женские существа — очень красивые девушки с длинными косами и крыльями». Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой — об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется «русальским месяцем».

 

 

Празднование Первых Русалий – как было и как будет?

Знаем, знаем, как всю неделю гуляли девушки и парни в Первые Русалии! Как расцветали после долгой зимы подснежники и чувства, как пробуждались Природа и люди, плоть от плоти ее. Как сбрасывали с себя холодные осколки сна, постепенно наполнялись жизнью теплеющие реки, и на их сверкающих волнах начинали появляться живые духи реки – томные русалки.

 

 

Первые Русалии — время петь о любви!

Как тайком от парней, смущенно розовея, сбивались девчонки на березовой полянке близ поющей весенние песни речки, скидывали обереги и белую одежду и вертелись в древнем непостижимом танце, в котором и не девушки уже, а вечная женственность, таинственная и тёмная в своей непостижимости, воспаряла над землей, смешиваясь с ароматом подснежников и первых березовых соков, звеня серебряным колокольчиком тихого смеха.

 

Как ходили парни за девчонками в хороводах, поглядывая на разрумянившиеся щечки, алые губки да синющие глаза, что мерцали подобно голубой воде пробудившейся речки. Как какие-то дивные красавицы с длинными волосами, тихой тенью приближались к гуляющим среди берез парочкам, и нашептывали им что-то, от чего замирало дыхание, и начинали от восторга теплеть коленки.

 

 

Первые Русалии. Праздник пробуждения Духов Воды

Чарующих, непостижимых, веселых и опасных в своей шаловливости Русалок. Время, когда границы обыденного теряют свою неумолимую жесткость, когда резкие однозначные цвета становятся полутонами, когда кружится голова от предчувствия чего-то еще не бывалого, не совсем земного, немного потустороннего, по ту сторону обычного бытия…стираются границы между мирами.

 

 

Женский праздник, когда рождается любовь

Знаем, знаем, как красили яйца, да играли с ними «яишное заговенье», готовили пироги с яйцами, да с собой каждый на гулянье брал пяток яиц, которыми расплачивался за качание на качелях, да еще и в «перебой» оставалось чем сыграть, постучать яйцами друг о друга. И была в этих незатейливых играх древняя магия, чары зарождения новой яркой жизни.

 

И бегали всю неделю с подарками к русалкам гадать – осторожничая, побаиваясь, надеясь изо — всех сил на обретение любви и красоты, на свадьбу и свершение предначертанного счастья. Кто, как вечно молодые и прекрасные Духи всезнающей Воды, предскажут — погадают? Найти то их сейчас легко — стоит прижаться к березке, что растет около речки, да прошептать свой потаенный вопрос. Зашелестит молодая листва, стукнет-щелкнет что-то, почудится легкий прозрачный девичий смех, запоет птичка. Так отвечают русалки. Так легко сейчас напустить любовные чары:

 

Река с рекой сливается,
роща с рощей срастается,
цветок с цветком сплетается,
трава с травой свивается.
Той травы возьму пучок,
заплету цветы в венок,
через рощу пронесу,
по ручью венок пущу.
Унеси вода венок,
на сплетение дорог.
И вот наступает Лёльник, последний день Первых Русалий.

 

 

И спускаются на землю Боги

И спускаются на землю Боги к собравшимся на красной-красивой горке людям в белых одеждах. Прилетает вместе с птицами прекрасная Лёля, Богиня Весны. И кто знает, не потому ли стала божественно прекрасна вон та девчонка, которая вчера была просто миленькой Дарьюшкой. Ведь сегодня она, щедро одетая в свежую зелень, зовётся Лёлей, величаво сидит на троне из нескольких слоев дерна с пушистой молодой травкой, раскланивается с теми, кто подносит ей требу с молоком и сыром, улыбается тем, кто ведет вокруг нее хороводы с веселыми песнями – веснянками, закликающие весну. Не потому ли так светло и благородно стало чело девицы-красавицы, что стоит за ее плечами, осеняя всех своей молодой любовью, сама Лёля, пришедшая на праздник в свою честь? И, может быть, именно поэтому веночки для девчат, полученные из белых рук Дарьюшки-Лёли, сулят приход духовной пары, любовь, замужество и счастье в этом году? Это Лёльник, праздник, которым завершаются 22 апреля Первые Русалии, проводимый молодежью на красной, самой красивой в округе, горке.

 

 

И получают женщины цветы

Вот именно в этот день нарядные девы и величавые жены получают в подарок цветы. Действие, осененное божественным смыслом. Прекрасные цветы, воплощение молодой жизненной силы божественной Лёли, как священное подношение тем, кто несет в себе всю жизнь свет любви и надежды на счастье. Это тоже магия, тоже чародейство. Что может быть очаровательнее весеннего полевого цветка, сорванного мужчиной для своей любимой, с пожеланиями покровительства Лёли, Богини вечной Весны?

 

 

Так раньше встречали свою любовь. Что же сейчас?

Неужели перестали засыпать и пробуждаться реки? Неужели перестали шелестеть на теплом ветерке просыпающиеся березки? Неужели девушки перестали гадать о любви? Неужели парням девушки перестали казаться прекрасными, как сама Лёля?

 

Не верю. Просто мы перестали звать русалок, красим яйца, объясняя это другими традициями, получаем цветы в необъяснимом природными законами 8 марта, и почти забыли красавицу Лёлю, спускавшуюся к нам на птичьих лёгких крыльях с ароматом первых цветов.

 

И только иногда, когда позволяем себе стать проще и мудрее, прислушаться к природным ритмам, задуматься о прошлом, взяв в руки книгу о давних временах, мы вдруг становимся светлее и чище, вернув в нашу жизнь сказку, любовь и единение с Божественной Природой.

 

Смотрите все  Славянские Праздники

Читайте также: Тмутараканский камень. Русские в Крыму за 400 лет до появления там крымских татар





Поддержи Сайт - Поделись Друзьями



Читайте также на нашем сайте


Сила родительского благословения
Славянские Боги — Бог Велес
Славянская азбука
Славянские Боги — Бог Сварог
Славления и Заговоры
Каким оружием дрались на Руси
Славянские Праздники. Оленины-Ленничи
Кто такие характерники казаки
Славянские Боги — Бог Ярило
Обряд освящения Семейного Союза
Волшебный колодец
Даты Солнцестояния, Равноденствия
В. А. Чудинов. Что такое Древняя русская обережная культура?
Русская Школа Русского Языка. Урок 25. ЯСНА СУТОК часть 3. Виталий Сундаков
Кто запустил бесов в русский язык


Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Все поля обязательны для заполнения