Определяем проблему урока
— Ты помнишь, что греков не смог покорить сам «царь царей»?
— Помню, — ответил Антошка. — Персидский царь владел половиной цивилизованной Азии — от Египта до Индии, но Грецию не покорил.
— Так вот, — сказал Археолог, — спустя 140 лет Грецию покорил царь Македонии, чьи владения были в 20 раз меньше владений персидского «царя царей».
• Сравни результаты столкновения греков и персов, греков и македонян. Какой возникает вопрос?
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: царство, полис, фаланга. (Словарь)
• Чем знаменит философ Аристотель? (§ 29) Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? (§ 27)
Решаем проблему, открываем новые знания
«…Сограждан боятся более, чем врагов»
Почему в IV веке греческие полисы ослабели? Сделай вывод о причинах победы Македонии.
К IV веку до н.э. греческие полисы постоянно воевали, разоряя друг друга. П Между тем состоятельные граждане всё больше богатели, пользуясь трудом рабов, а бедные — залезали в долги, продавали свою землю богачам. Всё больше появлялось в полисах «лишних людей». У них не было ни земли, ни заработка, но сохранялось право участия в народном собрании. Бедняки требовали, чтобы власти полиса кормили их, а богачи возмущались тем, что платят большие налоги. В О По словам афинянина Исократа, «богачи охотнее бросили бы своё имущество в море, чем оказали бы помощь нуждающимся, а бедные… хотели бы силой завладеть имуществом богатых. Прекратив жертвоприношения на алтарях, люди, точно жертвенных животных, закалывают друг друга». П
Бедные граждане больше не могли покупать оружие и сражаться в ополчениях. Вместо них власти стали нанимать бедняков из других полисов, которые сражались за деньги. П По словам Исократа, пока «граждане воюют друг с другом внутри городских стен», «морские разбойники хозяйничают на море, наёмники захватывают города». П
Возвышение Македонии
Перечисли причины возвышения царства Македония. Сделай вывод по проблеме.
Тем временем на севере Балкан родственные грекам македонские племена объединились в одно царство Македо́ния. На его морском побережье уже 300 лет стояли греческие города-колонии, покупавшие у македонян лес для строительства кораблей. Македонские цари и их приближённые из знатных родов с удовольствием учили греческий язык, читали поэмы и мифы, поклонялись олимпийским богам. На греческий манер в Македонии стали строить города и дороги, чеканить монеты, обучать знатную молодёжь в греческих гимнасиях. Македонский царь Филипп II (359—336 гг. до н.э.) пригласил для воспитания своего сына Александра знаменитого греческого философа Аристотеля.
Македонские пастухи и земледельцы должны были часть года воевать в ополчении вождя-царя, пополнять урожай военной добычей, держать дома щит, меч и копьё. Не убивший ни одного врага носил на теле верёвку в знак позора.
Филипп II стал каждый год собирать ополчение для тренировок. Общинники научились держать сомкнутый строй особой македонской фаланги. В ней у воинов первой шеренги были обычные двухметровые копья. У воинов следующих шеренг 4-, 6- и 8-метровые копья. Эти огромные пики они клали на плечи товарищей, и на ошеломлённого врага надвигался строй воинов, ощетинившийся сплошным рядом копий. С флангов это построение защищала конница. Однако македонские всадники в отличие от греков были обучены нестись в атаку ровными рядами и опрокидывать неприятеля.
За фалангой Филипп II приказал возить метательные машины. Они обрушивали на врага огромные камни, горящие бочки, гигантские стрелы. Стены городов македоняне пробивали большими таранами или придвигали к ним поставленные на колёса деревянные осадные башни. Кроме того, царь Филипп любил повторять, что «в любую самую неприступную крепость без труда проникнет осёл, гружённый золотом».
Потеря независимости
Представьте, что вы жители Афин. В 338 году до н.э. на народном собрании одни призывают подчиниться македонскому царю Филиппу II, а другие требуют дать ему отпор. Определите и объясните свою позицию. Сделайте вывод по проблеме.
Известие о том, что греческие города на севере подчинились македонскому царю Филиппу II, в Элладе принимали по-разному. Афинянин Исократ призывал Филиппа объединить всю Грецию, прекратить внутренние войны и повести тех, кто «скитается без средств к жизни», на «завоевание земель в Азии». Другой же афинянин — Демосфен — говорил согражданам, что Филиппу II «ненавистны больше всего наши свободы… ему прекрасно известно, что не будет он прочно владеть покоренными народами, пока у нас (афинян) существует демократия — народоправство». Демосфен убедил афинян и других греков, что сторонники Филиппа «получили от него золото и предали Родину».
В августе 338 года до н.э в битве близ города Херонея встретились 32 тыс. македонян Филиппа и 40 тыс. объединённых греков. Обе фаланги ожесточённо бросились друг на друга. Сам Демосфен, как простой воин, сражался в первых рядах за свободу Эллады. Однако юный сын Филиппа Александр, командующий левым флангом, смог прорвать греческий строй. Македонская фаланга опрокинула греков.
После победы Филипп без выкупа вернул афинянам всех пленных и тела убитых для погребения. По предложению македонского царя в Коринф съехались представители всех государств Эллады. Они объединялись в «вечный Эллинский союз» во главе с Филиппом Македонским, провозглашённым не царём, а «гегемо — ном» (по-гречески «предводителем»). Он командовал объединёнными войсками македонян и греков, которые препятствовали полисам воевать друг с другом и боролись с морскими разбойниками.
Сравниваем свой вывод с авторским
В IV веке до н.э. греческие полисы были покорены Македонским царством.
Применяем знания
Какое поучительное наследие оставили нам жизнь и судьба Демосфена?