Решето в поверьях на Руси





Решето — предмет домашней утвари, воплощающее идею достатка и плодородия и связанное с мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в народной медицине играют роль оберега и роль оракула — в гаданиях.

 

 

В южнославянских традициях многократно обыгрывается связь названия сита со словами, обозначающими «сытость»; ср. болгарское благопожелание: «Дайте ситото, да е сита годината», т.е. «Дайте сито, чтобы был сытый год». В Болгарии при первом кормлении ребенка грудью повитуха держала над матерью сито с кусочком хлеба, чтобы дитя всегда было сыто. Аналогичным образом в Сербии клали первый хлеб в сито, чтобы была «сита година». Одно из наиболее устойчивых и архаических значений решета основано на то уподоблении небесному своду, ср. рускую загадку «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля).

 

По поверью Житомирского уезда, радуга «тянет воду из моря на небо; на небе устроено как бы решето, но оно всегда задвинуто: когда радуга натянет воды, оно отодвигается и идет дождь». Белорусы Слуцкого уезда полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито; иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том что туча пропускает воду через свои поры, как через решето, отмечалось также у украинцев Подольской губернии, в Прикарпатье, Болгарии и имеет параллели у других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через решето, чтобы вызвать дождь, а в Гомельской области, наоборот, переворачивали, стремясь остановить дождь.

 

В Брестской области во время засухи вдова зачерпывала из какой — нибудь канавы или лужи на поле или рядом с ним воду решетом и несла ее в реку: чтобы вода не пролилась, в РЕШЕТО постилали клеенку или замазывали его глиной. В народной медицине вода, пропущенная через решето или через сеть, могла заменять собой дождевую воду. В Витебской губернии считали, что если беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить дождевой водой или водой, пролитой через решето или сеть.
Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В Полесье с лечебными или профилактическими целями поливали водой через решето ребенка или домашних животных: брызгали через решето воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой, пропущенной предварительно через перевернутое РЕШЕТО, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную корову, поливая вокруг нее водой через РЕШЕТО; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу. В Вологодской губернии в Великий четверг брызгали через решето воду на овец, «чтобы в заборах дыры казались им меньше». В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под решето кошку и над решетом купали ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых.

 

Мотив ношения воды в решете известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губернии мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к Бабе Яге: «Баба Яга дала ей решето, да и говорит: ступай топи баню и воду этим решетом таскай. Она затопила баню, стала воду таскать. А сорока прилетела: чики-чики, девица — глинкой, глинкой! Она замазала глинкой, насилу натаскала».Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет птичку, которая хотела дать ей добрый совет. Верование в то, что в награду за целомудрие дается чудесная способность носить воду в решете, известно не только в Европе, но и в Индии и является большой индоевропейской древностью.Ношение воды решетом и литье воды через него известны не только как фольклорные мотивы, но и как ритуальные действия. Так, например, в Полесье утром после свадьбы молодую в шутку посылали принести воду решетом; на свадьбе лили воду через решето на землю, «чтобы все велося, родилося».

 

В Вятской обл. с помощью решета унимали тоску; для этого лили воду через решето со словами: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, (имя-рек.), по (имя-рек.) тоска не держалась».В сказке из Могилеаской губернии падчерица по воле мачехи моется с чертом в бане; когда кончилась вода, девушка послала черта наносить ее решетом: «Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу — пакуль прибяжиць, толькi каплець».
В руской сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать решетом воды в городские бани. Мотивы, связанные с решетом, обыгрываются в шуточной песне, известной на Украине и в Белоруссии:

 

«Братичек, милы мой,

Горить на горы дом твой,

Стали го хлопчыки гасити,

Рэшатами водыцю носити,

Стильки у хлопчыках правдыци,

Скильки у рэшатах водыци,

Стильки хлопчыкам боличок,

Скильки у рэшатах дирочёк»

(Ратновский район Волынской области).

 

В северноруских причитаниях при описании гроба- посмертного жилища — упоминается о том, что в него «решетом свету наношено». Этот мотив возводится к легенде, известной в руских и украинских пересказах: когда люди построили первый дом, они забыли проделать в нем окна и пытались, выйдя на улицу с решетом, поймать в него солнечный свет и наносить его в жилище.У всех славян известно гадание с решетом о воре: подвешивают решето на ножницах или на веревочке и произносят имена подозреваемых; считается, что оно начнет поворачиваться тогда, когда произнесут имя преступника.
Сито и решето фигурируют во многих пословицах и фразеологизмах. У всех славян об опытном человеке говорили, что он «прошел сквозь сито и решето»; о различном отношении к новым и старым вещам — «новое ситце на колку нависится, а старое и под лавкой наваляется»; о безсмысленном времяпрепровождении — «носить воду решетом» и т.д

 

По материалам:
А.Л.Топорков «Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья».

Вам может быть интересно:












Рекомендуемые разделы:

Альтернативная История

Тартария

История

Рассказать о статье: