Завоевания арабского халифата
Какие, на твой взгляд, причины, обстоятельства способствовали успеху арабских завоеваний? Какие отличительные черты государственной жизни можно выделить в исламской цивилизации? Сделай вывод о значении арабских завоеваний.
В 632 году пророк Мухаммед скончался. Его ближайший сподвижник — купец и воин Абу Бекр — произнёс перед собранием плачущих мусульман: «Для тех, кто верил в Мухаммеда, должен сказать, что он умер, для тех, кто верит в Аллаха, говорю — он был и будет всегда!» Именно Абу Бекра мусульмане выбрали своим новым руководителем — «заместителем пророка», по-арабски — хали́фом. Он одевался в такую же одежду, как простые мусульмане, но носил меч пророка — знак высшей государственной власти («эмират») и плащ пророка — знак высшей духовной власти («имамат»). Решения халифа должны были обеспечивать благоденствие правоверных и соответствовать проповедям Мухаммеда, отражённым в Коране. На их основе сложились мусульманские законы и правила, судебные обычаи, которые называют шариа́том («прямой, правильный путь»), В соответствии с ними грех является и государственным преступлением, за которое полагается наказание от государства — Ара́бского халифата.
Жизнь арабов-мусульман отличалась от жизни соседей. Мухаммед запретил ростовщичество (выдача денег в долг с прибавками-процентами), так как это несправедливо; употребление в пищу мяса свиньи (нечистого животного), питье вина (оно затмевает разум и сбивает с истинного пути). Однако эти ограничения человек должен научиться сам накладывать на себя, имея свободу выбора, как имел её Мухаммед, когда Аллах предлагал ему на выбор кувшин молока или кувшин вина. Мухаммед подтвердил принятое у арабов многожёнство, так как оно позволяет богатому мужчине заботиться о вдовах и их детях. Мусульманским женщинам было предписано закрывать своё лицо платком (чадро́й). На мусульманских знамёнах и мечетях стали помещать полумесяц, так как Мухаммед утвердил для мусульман лунный календарь — «12 месяцев Аллаха» (354 суток) без придуманных людьми «вставных дней, увеличивавших неверие».
По карте определи: 1. Какие страны были завоёваны первыми халифами (VII век), какие — к IX веку? 2. На землях каких цивилизаций расположился Арабский халифат?
Ещё пророк Мухаммед рассылал соседним государям предложения принять истинную веру, пока Аллах не отобрал их царства. Первый халиф повёл мусульманских всадников на войну с неверными — начал джихад против Византии и Ирана. Несущиеся в битву воины помнили пророчество Мухаммеда о том, что тот, кто будет убит в войне с неверными, сразу попадает в рай. Жители многих византийских городов, Сирии, Палестины, Египта отчаянно сопротивлялись захватчикам, но некоторые сами сдавались мусульманам, так как они обещали не принуждать их менять веру в обмен на уплату налога. После четырёх месяцев осады новый халиф О́мар (634—644) принял ключи от крепостных ворот «святого города» Иерусалима. На Храмовой горе, где раньше находился описанный в Библии храм Господа Бога, халиф повелел поставить новый храм — мечеть «Купол скалы».
В 638 году арабы захватили столицу Ирана — Ктесифон. Арабский халиф вошёл в тронный зал иранских шахиншахов — у его ног расстилался драгоценный ковёр, так искусно расшитый цветами, что даже зимой казалось, что во дворце весна. Впереди сверкали золотом и драгоценными камнями трон и корона шахиншаха. Халиф не стал возлагать на себя корону, а ковёр повелел разрезать на множество полосок, чтобы каждый воин, согласно указанию Корана, получил свою долю добычи. Однако уже третий халиф — Осма́н — стал одеваться в шелка и золото, а выборы халифов простыми мусульманами прекратились.
Недовольные этим стали сопротивляться, и мусульманская община разделилась на множество течений и групп. Подавляя их восстания, халифы продолжили завоевания новых земель, захват добычи и богатств. До конца VII века были завоеваны весь Иран и Северная Африка, в начале VIII века — Средняя Азия на востоке и Испания — на западе.
Арабский халифат охватил многие земли Азии, Африки и Европы.
Дары исламского мира
Какие можно выделить отличительные особенности исламской цивилизации (в обществе, хозяйстве и культуре)? Сделай вывод о значении арабских завоеваний.
К VIII веку на пространстве от Испании до Индии над древними и новыми городами поднялись купола и полумесяцы мечетей. С высоких башен — минаретов разносились голоса муэдзинов, зовущих правоверных разных народов на молитву Аллаху. В центре этой новой цивилизации — исламского мира — в 762 году была основана новая столица халифата — город Багдад, высоко вознёсший свои стены и минареты над полями и каналами Междуречья. Самым знаменитым багдадским халифом стал Гару́н аль-Раши́д. В водах реки Тигр отражались купола и арки его дворца, где проживало 10 тысяч слуг и стражников. В толчее огромных багдадских базаров слагались сказки о том, как Гарун аль-Рашид, опасаясь измены жён своего гарема, решил каждую ночь брать новую жену, а наутро — казнить её. Однако красавица Шахерезада принялась каждую ночь рассказывать Гарун аль-Рашиду новую сказку, которую она не успевала закончить до рассвета, и заинтересованный халиф всё откладывал и откладывал казнь. Так появились сказки «Тысяча и одна ночь».
Иноверцев в халифате не брали на службу, облагали большими налогами, чем мусульман. В результате многие принимали ислам, учили арабский язык, и постепенно основная часть жителей стала мусульманами.
Сравни с империей Карла Великого: чем отличается власть халифа и его чиновников?
Во все стороны от Багдада расходились торговые караваны, везущие по миру товары и серебряные дирхемы (монеты) с изображением халифов. На суше арабы проложили торговые дороги от таёжных лесов Евразии до джунглей Африки, овладели Великим шёлковым путём до Китая. Здесь они переняли искусство выращивания чая, изготовления дешёвой бумаги вместо дорогого пергамента, научились пользоваться порохом и компасом. По морю арабские купцы добирались до Индии, освоив «путь пряностей». У индусов арабы заимствовали цифры (в историю они вошли как «арабские»), научились получать сахар из сахарного тростника, выращивать лимоны и апельсины.
В каждом крупном мусульманском городе строили специальную высшую школу — медресе́. Здесь прежде всего изучался Коран. Это, по представлениям мусульман, знание, дарованное людям самим творцом мира — Аллахом. Постичь его сложно, так как арабские слова имеют множество оттенков смысла, да и человеку невозможно вместить в себя всё величие Вселенной. В то же время установленные Аллахом законы Вселенной необходимы людям для дележа наследства, заключения сделок, измерения земель, проведения каналов, определения времени молитв и поста.
В далёких торговых путешествиях нужно уметь отличать съедобные растения, уметь лечить болезни людей и животных. Для этого десятки учёных переводили на арабский язык сочинения философа Аристотеля, математика и астронома Птолемея, геометра Евклит — да, медика Галина, труды еврейских, персидских, индийских мудрецов. Сын Гаруна аль-Рашида халиф аль-Мамун создал в Багдаде «Дом мудрости», где сами арабы составили множество трактатов по географии, истории, медицине, астрономии, алгебре. За некоторые из них халифы платили авторам столько золота, сколько весили их толстые книги. В каждом мусульманском городе их переписывали в сотнях экземпляров, собирали в библиотеки. Многие из этих книг украшены великолепными миниатюрами неизвестных художников. Для мусульман единственным творцом в мире является Аллах. Поэт, художник, ювелир ничего не создают сами и являются лишь «инструментами» в руках Аллаха, дополняющими мир только тем, что ему угодно.
Исламская цивилизация подарила миру множество культурных достижений.
Наследники халифата
Представь себя на месте советника одного из султанов средневекового Востока — попробуй ответить на его вопрос: «Почему не все поэты и учёные соглашаются исполнять мои повеления и принимать мои награды?» Сделай вывод о значении арабских завоеваний.
К X веку эмиры — наместники багдадского халифа — перестали выполнять его приказы. Мусульманский мир разделился на множество разноязыких государств с постоянно меняющимися границами. Тем не менее арабский язык продолжали изучать в школах-медресе повсюду — от Испании до Средней Азии. Только на нём можно было прочитать божественный Коран, нормы законов шариата, большинство книг. Так, знаменитый мусульманский врач Абу́ Али́ ибн Си́на, известный в Европе как Авице́нна (980—1037), родился недалеко от Бухары в знатной семье, говорившей, скорее всего, на одном из иранских языков. Однако уже в 10 лет мальчик хорошо знал арабский язык, мог не только повторить, но и объяснить многие главы Корана. Увлёкшись медициной, он перечитал всё, что нашлось по этой науке в Бухаре, и сразу стал помогать людям избавляться от боли в костях, желудке, мышцах. В 17 лет Ибн Сина стал придворным врачом бухарского эмира, а в 20 лет — автором многих медицинских книг. Ему присылали письма мудрецы со всего исламского мира, а в ученики к нему поступали даже седобородые старцы. Втайне от властей Ибн Сина вскрывал тела умерших людей, чтобы изучить их строение, понять причины их болезней и смерти. Могущественный султан соседнего с Бухарой города приказал, чтобы Авиценна стал его личным лекарем. Однако врач решил бежать через пустыню и провести жизнь в скитаниях, лишь бы не терять свободы.
В главном труде своей жизни — «Каноне врачебной науки» — Ибн Сина свёл воедино все медицинские знания своего времени, прибавив к ним собственные открытия. Так, он первым догадался, что человеческий глаз видит, потому что улавливает отражённые предметами лучи солнца и светильников, что по пульсу человека можно узнать о состоянии его здоровья, что страшные эпидемии вызывают «невидимые возбудители болезней». Описанные Авиценной способы лечения и лекарства позволяли победить многие болезни, считавшиеся неизлечимыми. «Канон врачебной науки» многократно переписывали и переводили на другие языки.
В XI веке в исламском мире сложилось два культурных центра: Каир — столица египетских халифов, повелевавших в основном арабскими странами, и Исфахан — столица сельджукских султанов — правителей кочевых племён турок-сельджу́ков. Завоевав земледельческие области, они стали смешиваться с местными жителями — таджиками, иранцами, армянами, греками. Так начали складываться современные тюркские народы — узбеки в Средней Азии, азербайджанцы в Закавказье, турки в Малой Азии.
В сельджукских владениях творил знаменитый Ома́р Хайя́м (ок. 1048 — ок. 1123) — сын ремесленника-портного, сумевший стать «царём философов Запада и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» — обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звёздное небо, создал очень точный солнечный календарь (действовавший в Иране до XX века) и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя. Когда эмир Бухары хотел побеседовать с учёным мужем, он сажал его рядом с собой на престол! Однажды сельджукский султан предложил Хайяму стать наместником его родного города Нишапура, но учёный ответил на это: «Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу посвятить себя науке и людям». Помимо научных трактатов Омар Хайям сочинял краткие стихи о свободе личности, о тайнах мироздания и смысле человеческой жизни. Эти четверостишия запоминали и рассказывали на базарах, в чайханах, во дворцах и хижинах.
Сравниваем свой вывод с авторским
В результате арабских завоеваний VII-VIII веков на средневековом Востоке сложилась цивилизация исламского мира.
Ключевые слова: Арабский халифат, исламский мир, мечеть «Купол скалы», Ибн Сина, Омар Хайям.
Применяем знания
На твой взгляд, какой вклад внесла исламская цивилизация VIII—XI веков в общечеловеческую культуру?