Кто главнее — Папа или император?
Сделай краткий вывод и обоснуй его: как в XI—XIII веках изменились отношения светской и духовной власти? Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.
К X веку епископские дворы и монастыри католической церкви стали крупными феодалами — владельцами земель с крестьянами, которые приносили большие доходы. Многие католики сетовали на то, что светские владыки (короли и герцоги) назначают на должности епископов и аббатов монастырей своих детей, которые вместо благочестивых молитв предаются охотам, пирам, заводят любовниц, на доходы от церковных земель строят себе дворцы, ездят в золотых каретах. Эти епископы продают должности священников людям богатым, но грубым и невежественным. А такие священники не совершают таинств, пока не выбьют с прихожан деньги. Получается, что служители церкви заботятся о своих карманах, а не о спасении душ людских от дьявола. Меж тем близится 1000 год от Рождества Христова — по пророчествам за ним последует конец света и всем придется гореть в аду.
В X—XI веках священники начали бороться за очищение церкви. Монастыри стали объединяться в монашеские ордена — союзы с особыми уставами (правилами жизни) и общим руководством (начальниками ордена), которые подчинялись не светским владыкам, а напрямую Папе Римскому. Самого Папу церковный собор постановил избирать без участия королей на собрании высших католических священников — кардиналов. Папским указом епископам запретили торговать должностями священников. Епископов и аббатов церковные власти хотели назначать сами, без участия светских государей. Для этого был установлен особый церковный обряд возведение в сан с получением от Папы символов епископской власти — кольца и посоха.
В продолжение этих перемен Папа Римский Григорий VII (1073—1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV (1056—1106) отказался подчиняться этому решению, так как считал себя верховным христианским государем, а епископов — своими военными вассалами. В 1076 году император объявил Папе:
— Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога… Поэтому покинь апостольский престол… Сойди с него, сойди!
В ответ Папа Григорий VII обратился на небо — к основателю папского престола ученику Христа — апостолу Петру:
— Святой Пётр, молю, выслушай твоего слугу… Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я, твой наместник, отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. врата ада не имеют над церковью силы.
По призыву Папы многие германские крупные феодалы объединились и были готовы начать войну против своего отлучённого императора. В январе 1077 года Генрих IV отправился в Италию к воротам замка Каносса, где находился Папа Григорий VII. Генрих, «сняв с себя королевские одежды. босой, без пищи с утра и до самого вечера», три дня прождал, пока Папа пригласит его в замок и простит.
Тем не менее борьба между ними продолжалась ещё много лет. Лишь в 1122 году Папа Римский и германский император заключили договор, подобный тем, которые уже действовали в Англии и Франции. Епископы назначались Папой независимо от королей и получали из Рима кольцо — в знак их духовной власти как вассалы святой церкви. В то же время, являясь владельцами земель-феодов, епископы получали второе кольцо от императора как его светские вассалы, обязанные выставлять рыцарей в феодальное ополчение. К тому моменту Папы направляли Крестовые походы, рассылали королям свои указы, а Папа Иннокентий III (1198—1216) как-то сказал: «Как луна получает свой свет от солнца, так и королевская власть заимствует свой блеск от авторитета Пап».
В XII—XIII веках духовная и светская власть Пап Римских над католическим миром значительно возросла.
«Инакомыслящие»
Почему церковь так жестоко расправлялась с еретиками? Можешь ли ты — человек XXI века — оправдать жестокие расправы со средневековыми еретиками? Почему на этот же вопрос большинство людей Средневековья отвечали иначе? Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.
Между тем вольнолюбивые рыцари, горожане и селяне не хотели мириться с усилением церковной власти тех епископов, которые сами жили в роскоши и «грабили бедняков». Сквозь шум городских ярмарок и рыцарских пиров пробивались голоса недовольных. В XII веке на юге Франции появились люди, которые называли себя «добрыми и чистыми христианами». Они считали, что католическая церковь, завладев огромными богатствами, стала орудием дьявола, тогда как следует идти «путём справедливости и правды», которым шли апостолы Христа, — отказываясь от богатств. Вразрез с принятыми церковью основами веры «чистые христиане» провозгласили, что священники не нужны и каждый может сам обращаться к Богу; что Господь создал не весь этот мир — худшую его часть создал дьявол; что после смерти душа человека может вернуться на землю и воплотиться в другом теле. Такое вероучение, отличающееся от господствующего учения церкви, называют е́ресью (по-гречески — особое вероучение), а её последователей — ерети́ками.
Те, кто слушал этих еретиков, утверждали, что, в отличие от католических священников, они никогда «не лгут, не берут чужого», не запугивают, а «ласково увещевают» и что «спасения души легче достичь в вере этих людей, чем в какой-либо другой вере». На юге Франции большинство горожан, многие священники, крестьяне и даже рыцари отошли от католической церкви и стали совершать обряды, как это принято было в общине «чистых христиан». Епископы безрезультатно уговаривали отступников отречься от ереси. Тогда в 1209 году Папа Иннокентий III призвал рыцарей Северной Франции к Крестовому походу против еретиков юга. Войска штурмом брали один город за другим. Когда же рыцари спросили папского посланника, как среди жителей отличить еретика от доброго католика, то священник ответил: «Убивайте их всех, ибо Господь узнает своих». К 1229 году было перебито «великое множество» людей. Тем не менее ереси продолжали появляться.
Суд заранее считал человека виновным, и он должен был сам доказать свою невиновность. Инквизиторы полагали, что «нет нужды спешить… ибо муки и тяготы заключения приносят перемены в уме». Чтобы священники не проливали крови, придумывались бескровные пытки: подвешивание на дыбе, когда у человека выворачиваются руки и ломаются кости, зажимание пальцев в тисках, прижигание раскалёнными щипцами и т.д. Когда человек не выдерживал пыток и сознавался в ереси, ему объявляли приговор: обязанность служить церкви, пожизненное заключение или сожжение на костре.
Для борьбы с ними в католической церкви была создана инквизи́ция (от латинского слова «следствие»). В каждое епископство Папа направлял инквизитора с помощниками. Приезжая в город, они собирали и записывали доносы жителей друг на друга. Если кого-либо назвали еретиком два свидетеля, обвиняемый получал вызов на суд инквизиции и, как правило, оказывался в цепях в тёмном подвале. Добиваясь признания в отходе от веры, инквизиторы страшили человека муками, на которые он обрекает свою душу, пытали его «грешное тело». Осужденного инквизицией передавали в руки светских властей. Чаще всего еретиков выводили на площадь перед народом, привязывали к столбу и сжигали. Считалось, что огонь очистит душу заблудшего от скверного тела и его грехов. Как правило, сожжение на костре было особым наказанием. Но бывали и инквизиторы, которые говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный».
Вопреки господству католической церкви в Европе возникали ереси, с которыми боролась инквизиция.
Странствующие монахи
Сравни последователей святого Франциска и святого Доминика.
Кто из них тебе более симпатичен и почему? Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.
К XII веку на дорогах Европы помимо купцов, рыцарей и бродячих артистов появились странствующие монахи. В отличие от своих собратьев, укрывающихся от суеты за стенами монастырей, они вышли в мир, чтобы проповедовать людям христианское смирение, аскетизм и благочестие. Они напрямую понимали слова Христа: «Оставьте всё и следуйте за Мной», отказывались от своего имущества и в одеяниях из простого холста, босые, с посохами в руках шли от селения к селению. Они объединялись вокруг того или иного проповедника в странствующую общину со своей целью и правилами. Так складывались нищенствующие монашеские ордена.
Основателем первого из них стал святой Доминик — знатный испанский рыцарь, хорошо изучивший основы католической веры. Побывав на юге Франции и увидев, как любят в народе странствующих еретиков, он ужаснулся и решил бороться с ними их же оружием. Доминик сменил одежду из шелков и золота на заплатанный балахон из грубой ворсистой ткани и босиком пошёл по селениям. Люди видели, как он спал на досках, питался, как нищий, — подаянием, истязал своё «грешное тело», избивая себя железной цепью, и молил Господа о спасении души. Слава об аскете, живущем как первые ученики Христа, далеко разнеслась. Собирая сотни людей, Доминик со слезами укорял их в отходе от христианства, ссылаясь на святые книги, доказывал несправедливость ересей. Ему и его ученикам удалось многих «заблудших» вернуть к «истинному христианству». Упорствующим еретикам Доминик говорил накануне Крестового похода: «Теперь мы призовём на вас воинов…
Сила Дубинки восторжествует там, где ничего не смогли поделать ласковые слова». В 1215 году Папа Римский утвердил устав доминиканского ордена. Его монахи повсюду боролись с ересями и часто становились папскими инквизиторами.
Одновременно в Италии начал проповедовать святой Франциск Ассизский. Сын богатого торговца тканями из города Ассизи, он до 23 лет жил весёлой и беззаботной жизнью состоятельного молодого человека и не думал о том, сколько грехов на его совести. Однако, попав на войне в плен, Франциск по-иному взглянул на жизнь. Он потратил все свои деньги на помощь бездомным и пошёл по дорогам проповедовать «святую бедность». С нищими он делился последней краюхой хлеба, отдавал последнюю рубаху.
Беседуя с людьми, Франциск не пугал их наказанием за грехи, а говорил о «любви к Богу», не гневался, а шутил, старался вызвать не страх, а улыбку и «духовную радость». Встречая любое живое существо, Франциск улыбался, радуясь всему миру — творению Божию: лисицу выпускал из капкана, пойманную рыбу — в реку. Солнце, деревья, животных он называл своими братьями, а когда проповедовал им слово Божье, то, по легендам, волки смиренно опускали головы, а птицы садились ему на плечи.
Ученики Франциска создали орден франциска́нцев. Они стали принимать богатые дары (земли, дома, золото) — не лично для себя, а для устройства больниц, строительства церквей. Папа Римский одобрил это, но Франциск посчитал нарушением обета бедности и последние свои дни провёл отшельником на горе, вдали от власти и богатства.
Сравниваем свой вывод с авторским
Католическая церковь во главе с Папой Римским объединяла духовной властью все западноевропейские страны и претендовала на верховную светскую власть над королями. Тем не менее в Европе распространялись ереси, предлагавшие иной подход к религиозному учению.
Ключевые слова: духовная и светская власть, ересь, инквизиция, Франциск Ассизский.