Рубрика: Традиции | Славянские Праздники — Мара Зимняя

Славянские Праздники — Мара Зимняя


| Автор: | 174 просмотров





13 января отмечается праздник Мара Зимняя — Святодень, когда великая темная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу.

 

Славянские Праздники - Мара Зимняя

 

1. Мара-Морена — Владычица Зимняя, Тёмный Лик Великой Богини-Матери — Та, Которая владычествует в Смерти.

 

2. Различают три Зимних Лика Мары:
— Мара Девица (Юница) — Мара Осенняя — Её встречают не ранее 9 груденя/ноября-месяца («Матрёна Зимняя» в эпоху двоеверия), но не позднее 21 груденя («Введение»);
— Мара Владычица — Мара Зимняя — Её чествуют 13 сеченя/января-месяца (подробности см. далее);
— Мара Старица — Мара Вешняя — Её провожают на Масленицу, не позднее 25 березозола/марта-месяца, сжигая чучело Старухи-Зимы на обрядовом костре.

 

3. Пора в Годовом Круге, когда Великая Тёмная Владычица, Хозяйка Зимних Стуж входит в Свою полную силу, — 13 сеченя/января — считается в народе «страшным» временем, опасным для всего живого. Этот день не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны.

 

4. Так, известно, что день этот — один из самых «несчастливых» дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, 13 сеченя на волю «отпускаются» Лихорадки[1], или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави, числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея (известны и другие имена Сестриц-Трясовиц[2]).

 

5. По белорусским поверьям, Старшая Сестра-Трясовица, скованная в Подземной Обители двенадцатью цепями, в этот день выгоняет своих сестёр на землю (в мир Яви) — «искать пристанище». Поэтому, чтобы уберечься от «непрошенных гостей», люди с утра обмывают притолоки дверей освящённой или заговорённой водой, после чего плотно закрывают все двери и окна в доме, «запечатывая» их обережными заговорами.

 

6. На ночь в деревнях оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме «поселилось» Лихо, обращаются к Домовому за помощью. Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами заговора:

 

Дядя Домовой, Хозяин Дворовой!
Приходи ко мне на свет от свечи,
На зелень, как дубовый лист,
На синь, как речной вал!
Приходи таков, как я есть сам,
Я тебе яичко Ярилино дам!
Пособи мне, помоги мне,
Отведи моё горе [такое-то]
От моего дома, от моего двора,
От моей семьи, от меня,
Внука Даждьбожьего [имярек]!
Хозяюшко, пособи в моей беде!
Именем Велеса заклинаю! Гой!

 

Свечу и яйцо оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать.

 

7. Сведущие люди чтут в этот день Зимнюю Владычицу особо — обрядами и радениями. В лесу находят сухое дерево, кладут к его подножью собачий череп, к ветвям привязывают обрывки звериных шкур. Кланяются Маре подгорелыми пресными лепёшками (перепеками) и очищенными от скорлупы варёными яйцами, которые накалывают на «Навьи кости» — заточенные колышки, воткнутые в снег вокруг дерева.

 

8. Колдуны чертят на яичном белке своей кровью особые чиры, призывая Силу Тёмной Владычицы — как ради исцеления[3], так и для Кощных заклятий… Однако на Родовых обрядах, буде таковые совершаются в этот день всей Общиной, использование крови в общем кругу строго запрещено.

 


 

[1] Лихорадки — буквально: «радеющие о лихе (зле)», ср. у Фасмера: «рада лиху»; олицетворения болезней, зловредные и «злообразные» духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, Её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в Кощной потворе. В иконописи до конца XVII в. было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др. В эпоху двоеверия на Руси Лихорадок отождествляли с «проклятыми» дочерьми библейского царя Ирода. По одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде принесли голову Иоанна Крестителя, она «затряслась от ужаса в лихорадке», именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по всей земле, поэтому Лихорадка считается «жидовкой».

 

[2] Так, например, в русском заговоре XVIII в. также упоминаются: Гладея, Храпуша, Немея и др. В некоторых заговорах Сестриц-Трясовиц — 7, 10, 12, 40 или даже 77. Иногда встречаются и другие числа — от 1 до 99, что может соответствовать количеству симптомов той или иной болезни.

 

[3] Ср. народный способ избавиться от лихорадки: три куриных яйца, сваренных в моче больного, зарывают в муравейник, веря, что когда муравьи съедят яйца, лихорадка пройдёт.










Михаил Задорнов опровергает утверждения официальной науки и предлагает новый взгляд на историю России: «Такой истории у нас ещё не было!». Кто на самом деле...
Читать Далее

Увлекательная экскурсия по Польше, бывшим Прусским землям. Закопанные крепости звёзды, Бастионы, средневековые замки. Посмотрим на это всё под другим углом и...
Читать Далее

Гуанчи, или древние обитатели Канарских островов, были, скорее всего, остатками великого пранарода, жившего в Атлантиде, о которой упоминает, между прочим,...
Читать Далее

Вблизи китайского города Нанкин расположен древний каменный Яньшаньский карьер, прославившийся наличием гигантской незавершённой стелы, вырубка которой была...
Читать Далее

Из славного Ростова красна городаКак два ясные сокола вылетывали —Выезжали два могучие богатыря:Что по имени Алешенька Попович младА со молодым Якимом...
Читать Далее