Социальные движения в XVIII в.: истоки, сущность, последствия

11 февраля, 2023

385 просмотров

Социальные движения в XVIII в.: истоки, сущность, последствия

Особенности социальных движений в XVIII в.

В XVIII в. к прежним причинам народных выступлений добавились причины, связанные с последствиями внешней и внутренней политики Петра I и его преемников.

Северная война легла тяжёлым бременем на плечи населения страны. Крестьянство, помимо увеличивавшихся барщины и оброка облагалось массой новых государственных повинностей и косвенных налогов. Кроме налогов, в пользу государства вводились дополнительные платежи и работы «на местные нужды». Произвол чиновников и местной администрации также нередко становился причиной народного гнева.

Создание регулярной армии потребовало ежегодных рекрутских наборов, отрывавших тысячи крестьян от их хозяйств. Десятки тысяч крестьян и горожан были направлены на строительство Санкт-Петербурга, возведение укреплений Азова, Таганрога, Троицкого, на постройку Вышневолоцкого, Ладожского каналов. Многие тысячи их погибли на этих работах.

Освоение земель Поволжья, Приуралья, Сибири вызывало захваты земель у местного населения, введение для него новых налогов, насильственное насаждение православия. По- прежнему жестоко карались сторонники старообрядческой церкви. Немало недовольства вызывало насильственное введение европейских традиций, обрядов и порядков.

Резкое ухудшение положения населения стало предпосылкой к массовым выступления против властей.

При преемниках Петра I одной из самых важных причин народного недовольства стало предоставление дворянству исключительных сословных прав, венцом чего стал Манифест о вольности дворянства. Вслед за обнародованием данного документа пошла молва о грядущем освобождении крестьян. Когда этого не случилось, во многих районах начались крестьянские волнения. С 1762 по 1772 г. в европейских губерниях России произошло 122 выступления крестьян.

Недовольство выражали и государственные крестьяне: их переводили с денежной ренты на отработочную систему, когда трудиться приходилось по 12—14 часов в день, а заработок был ниже в 2—3 раза, чем у наёмного работника.

В XVIII в. всё более многочисленной становилась ещё одна категория населения, недовольная своим положением. Как и в других странах, положение работников стремительно развивающейся мануфактурной промышленности России было в тот период чудовищно тяжёлым. В 60-е гг. XVIII в. выступления работных людей охватили крупнейшие заводы Урала. В 1769—1771 гг. волнения начались среди олонецких приписных крестьян.

В ответ на наступление правительства на права казаков и эта категория населения также выступила за свои права. Восстание яицкого казачества стало прологом крупнейшего в XVIII в. народного выступления против властей под руководством Е.И. Пугачёва. Участниками пугачёвского движения стали представители практически всех слоёв угнетённого населения. Масштаб выступления был настолько грандиозным, что историки называют его крестьянской войной или даже гражданской войной.

Городские восстания

В Петровскую эпоху положение посадского населения заметно ухудшилось из-за усиления налогового обложения, появления всё новых бюрократических учреждений, в которых горожанам приходилось нести службу. В полной мере посадские люди несли рекрутскую повинность, из них также формировались отряды рабочих на строительство Петербурга, новых крепостей, на сооружение флота, каналов.

Всё это вызывало городские восстания, хотя и не такие масштабные, как в XVII в. Следует выделить прежде всего восстание в Астрахани в 1705—1706 гг. Последним крупным выступлением стал Чумной бунт в Москве в 1771 г.

По мере расслоения горожан число выступлений, их массовость и ожесточённость борьбы заметно снижались. Окончательно крупные городские восстания в России прекратились после принятия в 1785 г. Жалованной грамоты городам, закрепившей формирование в России городского сословия.

Национальные движения

Центральная власть стремилась максимально унифицировать положение и статус различных территорий и отрядов населения. На практике это вело к усилению экономического гнёта и принудительной христианизации в некоторых национальных регионах России.

В 1713 и 1715 гг. Петром I были подписаны указы, требующие от служилых инородцев креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им православных крестьян с землёй и имуществом.

В 1740 г. по указу Анны Иоанновны была основана Контора новокрещёнских дел, задачей которой стала христианизация мусульманского и языческого населения Поволжья. Елизавета Петровна в 1742 г. запретила строить новые мечети и повелела уничтожить «лишние» прежние. В результате только в Казани и Казанском уезде было ликвидировано за два года 418 мечетей. Хотя в указах центральных властей всегда указывалось на неприемлемость насильственной христианизации, местные власти нередко действовали иначе. Так, используя военную силу, жителей нерусских деревень могли сгонять к рекам и там насильно крестили. Тех, кто не соблюдал христианских обрядов, подвергали физическим наказаниям, отправляли в тюрьмы. Часто осквернялись мусульманские и иные кладбища и святыни.

К середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, почти 9 тыс. татар.

Следствием политики, нацеленной на унификацию положения жителей различных регионов, стала и ликвидация привилегий и самоуправления казачества на Украине.

Подобная политика центральных властей не могла не вызывать недовольства населения национальных окраин России. На протяжении всего XVIII в. выступления на национальной и религиозной почве следовали одно за другим. Самым крупным национальным восстанием было башкирское восстание 1705—1711 гг. Активное участие татары и башкиры приняли в выступлении под руководством Е.И. Пугачёва. Так, отряды башкир во главе с Салаватом Юлаевым сыграли в ходе этого движения чрезвычайно значительную роль.

Религиозные движения

Правительство длительное время вело борьбу со старообрядцами. Правда, в сравнении с XVII в. отношение к ним стало с петровских времён более терпимым. Тем не менее с целью сокращения круга приверженцев старой веры для них вводились всё новые ограничения. В 1716 г. было предписано взимать со старообрядцев государственные подати в двойном размере. Для этого началась их перепись, выглядевшая как официальная регистрация. Людей, готовых открыто объявить себя пребывающими в расколе, оказалось намного меньше реального их числа. Старообрядчество в результате загонялось в подполье. Зато, будучи в основном выходцами из крестьян, старообрядцы вели свои проповеди среди них, заряжая крамольными, «бунтарскими» настроениями.

Старообрядцы были лишены ряда прав. Так, им было запрещено избираться на выборные общественные должности. Браки, заключённые по их правилам, считались недействительными. Позже старообрядцев под угрозой штрафа заставляли носить специальное одеяние, отличавшее их от остальных людей. Всё это толкало многих старообрядцев к выезду из крупных городов, а порой и из центральных губерний России на окраины, в том числе и на восточные. Старообрядцы постепенно становились важным фактором колонизации новых земель.

Начавшийся процесс развития капитализма во многом изменил и природу старообрядчества, а главное — их отношения с властью. Особые поселения старообрядцев постепенно превращались в слободы городского типа, а среди их жителей шёл процесс имущественной дифференциации. Богатая верхушка старообрядческих общин постепенно отказывалась от крайних форм борьбы с властями, а по многим вопросам шла на сотрудничество с ними. Вскоре оказалось, что она готова и к определённому компромиссу с официальной церковью, началу диалога с ней. Основная же часть беднейшего населения сохраняла верность религиозной традиции.

Главными районами старообрядчества в XVIII в. стали Заонежье, Среднее Поволжье, леса Белоруссии и Северной Украины, донские степи. Часть старообрядцев приняла участие в движении под руководством Е.И. Пугачёва. Однако в целом к XVIII в. отношения старообрядчества к власти и официальной церкви стало более терпимыми.

Крестьянские и казачьи восстания. Е.И. Пугачёв

Наиболее бесправным было положение крепостных крестьян. Они же сильнее других категорий населения испытывали на себе бремя идущих на протяжении всего XVIII столетия перемен.

С момента когда помещикам был поручен сбор подушной подати с крепостных, они смогли применять к крестьянам любую карательную меру. В 1747 г. помещики получили право продавать крестьян в рекруты. Даже присягу вступавшему на престол монарху за своих крепостных давал их барин.

Были ограничены и имущественные права крестьян (так, в 1734 г. им было запрещено заводить суконные фабрики). В то же время помещики получили право самим определять меру наказания крестьян за побег (1736), ссылать крестьян в Сибирь (1760), а затем отправлять их на каторгу.

Помещикам было дано право беспрепятственно расширять свою пашню за счёт крестьянских наделов. Росли повинности крестьян в пользу их владельцев. Барщина вместо трёх дней (как это было в Петровскую эпоху) составляла во многих районах страны до шести дней в неделю.

Одновременно правительство всё более решительно вело наступление на давние права казаков. Так, ещё при Петре I была создана Малороссийская коллегия, осуществлявшая управление Левобережной Украиной вместо выборного гетмана. В период 1722—1727 гг. и 1734—1750 гг. гетманы вообще не назначались, что вызвало значительное недовольство казаков. Анна Иоанновна предприняла попытку заменить казачьи полки и казачий строй драгунскими полками, что вызвало волнения среди казаков. Екатерина II в 1764 г. упразднила гетманство. В 1775 г. войска разгромили Запорожскую Сечь.

В 1770 г. в нарушение традиции, по которой казаки не подлежали призыву в регулярную армию, яицких казаков попытались отправить на войну с Турцией. Результатом стало брожение яицких казаков, продолжавшееся два года. В 1772 г. после расправы с бунтовщиками должность станичного атамана, войсковой круг и войсковая канцелярия на Яике были упразднены. Было впредь запрещено бить в набат, собирая людей. Самих казаков разделили на полки для несения военной службы. Власть в Яицком городке теперь осуществлял назначаемый военным командованием комендант. Для поддержания порядка ему был придан военный гарнизон.

По существу, эти меры, положившие конец казачьему самоуправлению на Яике, и спровоцировали грозные события пугачёвщины. Сначала казаки разбегались от военной службы по дальним хуторам, по родственникам, а кое-кто и в открытую степь.

Движение во главе с Е.И. Пугачёвым было изначально восстанием казаков за устранение несправедливости и восстановление попранных прав казачества. Лидером выступления Пугачёв стал не столько по причине своих высоких организаторских или военных качеств, сколько из-за присвоения им имени свергнутого и погибшего императора Петра III. В этом недолго правившем государе многие простые люди хотели видеть своего защитника.

Постепенно по мере расширения географии и состава участников восстания менялся и его характер. В «прелестных грамотах» Е.И. Пугачёва появились требования, отражавшие интересы крестьян, горнозаводских рабочих, угнетённых народов Поволжья и Приуралья. Вместе с тем ряд историков считают это выступление не крестьянской войной, а самым мощным и угрожающим власти выступлением казаков за свои права, а также за ограничение прав и свобод дворянства.

Документ
Из книги А.Б. Каменского «Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация»

Зачинщиками и главными действующими лицами восстания были казаки. Их основной целью было уничтожить дворянство, с тем чтобы занять его место в государстве. В истории русского казачества это была последняя попытка подобного рода.

В целом представления и устремления восставших были весьма консервативны. Вместе с тем призывы Пугачёва, его лозунги попадали на благодатную почву — они содержали как раз то, чего ждали крестьяне от доброго «царя-батюшки».

Вместе с тем, думается, правы и те историки, которые продолжают считать движение под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг. крестьянской войной. Именно участие огромного числа крестьян сделало его столь массовым, а требования освобождения крестьян и наделения их землёй стало едва ли не одним из основных требований восставших. И всё же главную силу пугачёвского войска составляли не крестьяне, а казаки. Они имели военный опыт и владели оружием, которого у крестьян не было.

Некоторые учёные (А.Б. Каменский) полагают, что государственное устройство, предлагавшееся Е.И. Пугачёвым, было ещё более архаичным, чем существовавшее в России в тот период. В манифестах повстанцев содержались идеи не только возврата к старой вере (сказывалось влияние старообрядцев), но и распространения «казачьей вольницы» на всю страну. Это означало бы переход к военизированной форме организации населения с архаичными формами демократии.

Всё это ещё более убедило Екатерину II в том, что консервативны не только «верхи», но и «низы» России, а опорой её власти и гарантом политической стабильности в стране остаётся именно дворянство.

Значение народных выступлений

Несмотря на подавление всех народных выступлений, их значение было весьма серьёзным.

В условиях, когда в России не существовало иных форм заявить о своём неудовольствии, подобные выступления были единственным средством, заставлявшим власть корректировать свою политику в отношении различных слоёв населения.

Так, казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии. Крестьянские восстания вынуждали власти быть более гибкими в вопросах розыска беглых крестьян и не усиливать и без того высоких пошлин и отработок. Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России. Первые выступления работного люда заставили Петра I в 1723 г. издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без всяких напрасных нападков» и устанавливал новые, более справедливые нормы оплаты труда.

Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва привело Екатерину II не только к выводу о том, что общество переживает глубокий кризис, но и к твёрдому убеждению в том, что выходом из него может быть только путь реформ, проводимых постепенно, с учётом уровня политической культуры населения и необходимости сохранения политической стабильности.

Таким образом, народные движения XVIII в. были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанного с реформами, проводимыми в стране.

Проверяем себя

1. Какие народные выступления, имевшие место в XVIII в., были наиболее крупными? Чем объясняется их размах?

2. Кого из руководителей восставших вы знаете? Напишите об одном из них мини-сочинение.

3. Какие решения властей вызывали народные восстания в первой четверти XVIII в.?

4. Чем вы можете объяснить народные выступления периода 1725—1762 гг.? Сравните размах этих выступлений с теми, что имели место до и после эпохи дворцовых переворотов. Данные проанализируйте и сведите в таблицу.

5. Что нового появилось в народных восстаниях при Екатерине II? С чем это было связано?

6. Какие меры в отношении восставших предпринимали власти?

Думаем, обсуждаем

1. Какое значение имели народные выступления для общества, для власти?

2. Какие категории населения участвовали в восстании под предводительством Е.И. Пугачёва? Можно ли считать его крестьянским восстанием, крестьянской войной?

3. Как вы охарактеризуете восстание под предводительством Е.И. Пугачёва с учётом мнений, имеющихся в современной литературе?

4. Дайте оценку городским восстаниям начала XVIII в. Составьте сравнительную таблицу, показывающую черты сходства и различия этих восстаний с городскими волнениями XVII в.

5. Почему городские восстания прекратились к концу XVIII в.?

6. Напишите авторский текст на тему «Биография-портрет Е.И. Пугачёва».

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Согласны ли вы с мнением историка? Какие факты и события свидетельствуют в пользу этого мнения или противоречат ему?

Документ
Из книги А.Б. Каменского «Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация»

Придя к власти, Пугачёв мог бы воссоздать только существующую систему, ибо никакой иной просто не знал… Государственное устройство, как он его представлял, могло быть ещё более архаичным, чем в екатерининской России. Во-первых, в документах прослеживается влияние старообрядцев: Пугачев обещает держаться старой веры, запретить брить бороды и заставить носить русское платье. Во-вторых, он обещает «черни» казачьи «вольности», т.е. военизированную форму организации населения с архаичными формами демократии. Таким образом, в целом представления и устремления восставших были весьма консервативны. Вместе с тем очевидно, что призывы Пугачёва, его лозунги падали на благодатную почву — они содержали как раз то, чего ждали крестьяне от доброго царя-батюшки. Но при этом бросается в глаза и очевидное противоречие между обещаниями вольности и свободы, с одной стороны, и содержащимися в манифестах призывами оставаться верноподданными рабами — с другой.

2. Найдите в хрестоматиях, Интернете тексты манифестов Е.И. Пугачёва. Проанализируйте их. Найдите черты сходства, различия этих документов в различные периоды восстания. Составьте таблицу.

3. Напишите историческое сочинение на тему «Пугачёвский бунт».

4. Составьте от лица участника старообрядческого выступления сочинение-рассказ об этом событии.

Перейти в оглавление

Читайте также:





Добавьте наш сайт в закладки (нажмите Ctrl+D) и поделитесь с друзьями в соцсетях.