Стоунхендж перестраивался много раз, в том числе совсем недавно.
Мы привыкли смотреть на Стоунхендж как на застывшие тысячелетия, подразумевая, что именно в нынешнем виде его задумали и возвели неведомые строители. Однако этот монумент часто менял очертания — камни валили, портили, крали, поднимали, реставрировали.
Канаты и лебедки. В XX веке Стоунхендж строился активнее, чем в течение предыдущих 3000 лет. При его реставрации в 1901, которой руководил профессор Уильям Гауленд (в центре), для установки и закрепления мегалитов впервые применялись современные грузоподъемные устройства и цемент.
Казалось бы, давно заброшенный людьми, таинственный Стоунхендж — один из немногих стойких ориентиров в зыбучих анналах истории. Однако на самом деле он никогда не знал покоя: его то и дело расширяли, перестраивали, ломали и восстанавливали. Только в XX веке он пережил три крупные реставрации. Упавшие камни-мегалиты подняли, покосившиеся выпрямили, многие стыки закрепили бетоном. Некоторые из массивных горизонтальных перемычек установлены на вершины трилитов (П-образпых структур) не людьми бронзового века, а 60-тонным краном.
Фотоснимки реставрационных работ, обнаруженные недавно историком Кристофером Чиппиндейлом, заставляют по-новому взглянуть на монумент. Можно ли вообще считать его древним сооружением или это скорее современная реконструкция? В конце концов большинство из I62 камней передвинуто, причем многие — за последние 100 лет. Нынешний Стоунхендж выглядит не так, как до 1960-х.
Насчет того, каким он должен быть, ученые продолжают спорить. Комплекс не строился по утвержденному плану, как, скажем, египетская пирамида. Древние люди возводили ею в несколько этапов: мысль зодчих не стояла па месте, и Стоунхендж эволюционировав меняя форму и, возможно, содержание.
Началось все с кольцевого земляного вала. Потом, примерно 4000 лет назад, внутри него подковой расставили доставленные из Уэльса долеритовые «синие камни». Потом их убрали и заменили кольцом из трилитов, возведенных из «сарацинских камней» — блоков местного песчаника. В следующие столетия –«синие камни» переносили внутрь этой ограды и расставляли то кругами, то овалами, то подковами.
Примерно 3000 лет назад Стоунхендж разрушили — возможно, силы природы, но, скорее всего, люди. Один из мегалитов, рухнувших в результате этого первого и самого серьезного акта вандализма (камень № 55 по классификации современных исследователей), переломился пополам и до сих пор лежи т там, где упал. В древности и в более поздние времена Стоунхендж разворовывали — пропал 31 огромных «сарацинских каменей» и 29 более мелких «синих камней».
Свидетельство очевидца. Таким (см. первое изображение на странице) запечатлел Стоунхендж Джон Констебл в 1835. Очевидно, в XIX веке этот монумент был гораздо менее импозантен, чем в наше время.
Стоунхендж, как средство от жаб
Долго изучавший Стоунхендж историк-любитель XVII века Джон Обри пишет, что камни монумента использовались для строительства моста. Еще он слышал, что крестьяне отламывают их кусочки и размалывают в порошок, который кидают в колодцы, чтобы отвадит жаб.
Разрушение Стоунхенджа
Природа Стоунхендж тоже не щадила. В январе 1797 один из нейтральных трилитов рухнул из-за сильной оттепели. В 1900 за пару часов до наступления XX века жуткая буря опрокинула еще один трилит.
Однако в последние сто лет больше всего вредят монументу не местные жители и не стихии, а туристы. Доктор Уильям Стьюкли, один из многих ученых, восхищавшихся Стоунхенджем, жаловался в 1740 г., что посетители откалывают молотками кусочки мегалитов — на память. Охота за сувенирами расцвела в викторианскую эпоху. Один из тогдашних туристов писал о «непрерывном стуке по камням, нарушающем уединенность этого места». Молотки не только разрушали монумент, но и добавляли к нему новые детали; на одном из «сарацинских камней» появилась выбитая крупными заглавными буквами надпись: «Г. Бриджер, 1866, Чичестер». Чиппендейл брезгливо замечает, что над этим автографом мистер Бриджер наверняка трудился почти весь свой выходной.
В XX веке вандализм не прекратился. Военный лагерь, разбитый на Солсберийской равнине в года Первой мировой войти, уничтожил восточную часть «беговой дорожки» — древней двухмильной канавы к северу от монумента. Ходили слухи. Что Стоунхендж хотят вообще снести, поскольку он мешает аэропланам новорожденных королевских ВВС.
Однако сильнее всего изменили его вид не разрушители, а энтузиасты-реставраторы. В 1898 Стоунхендж вместе с землей, на которой он стоит, унаследовал от своего дяди сэр Эдмунд Антробус. Сначала он подумывал продать весь монумент в Америку, но потом поручил профессору Уильяму Гауленду остановить порчу своей недвижимости. Под руководством Гауленда один мегалит был выпрямлен, многие другие подперты бревнами. Он же начал укреплять сооружение цементом, а заодно провел в этом месте широкомасштабные археологические исследования.
Упавший в 1797 трилит был поднят в 1958. При реставрации обнаружилось, что на вершинах вертикальных камней вытесаны шипы, точно входящие в два гнезда на нижней стороне горизонтальной перемычки.
Второй этап реставрации прошел сразу после Первой мировой войны. С самых неустойчивых трилитов сияли перемычки, и камни, на которых они покоились 4 тысячелетия, вернули в вертикальное положение домкратами и стальными опорами. Под их основания залили новые порции цемента. Потом под объективами фотокорреспондентов и новостных кинокамер горизонтальные перемычки водрузили на место.
Упавшие в 1797 и 1900 трилиты ждали своей очереди до 1958. Их камни были подняты огромным краном, предназначенным для самолетных ангаров. Когда этот последний этап реставрации подошел к концу, лишь семь «Сарацинских камней» стояли в своих исходных, выдолбленных в известняке лунках. Остальные были погружены в метровый слой бетона. Однако со стороны сооружение выглядело почти так, как на рисунках XVI века. По крайней мере до 1963, когда рухнул камень №23, получивший удар от камня № 22, который двигали лебедкой.
Последним пока этапом реставрации стал подъем камня № 23 в 1964. Уже полвека Стоунхендж никто не тревожит, если не считать грохота машин на соседнем шоссе, от которого порой подрагивают его вросшие в бетон мегалиты.
Мегалиты встречаются в Европе, па Кавказе, в Северной Африке и других регионах. Помимо кромлехов (мегалитическая постройка, Стоунхендж один из них) это менгиры — вертикально стоящие камни, символизирующие мужское начало (от них пошли обелиски); дольмены — несколько врытых камней, перекрытых плитой (видимо, символизировали женское начало, но позже использовались и для захоронений), и др.
В 1919 в яме под «жертвенным камнем» нашли бутылку портвейна, оставленную там антикваром XVIII века Уильямом Каннингтоном. К сожалению, пробка сгнила, и вино испортилось.
Эйвберийские каменные круги: вторая молодость
В 80 км к северу от Стоунхенджа на противоположной стороне Солсберийской равнины находятся Эйвберийские каменные круги. Зрелище величественное: жутковатый комплекс концентрических рвов и валов общим диаметром в милю, причем из этих колец, словно восклицательные знаки, торчат десятки вертикальных мегалитов.
Камни стоят здесь как будто с доисторических времен, однако на самом деле они появились благодаря миллионеру Александру Киллеру, сделавшему состояние на мармеладе.
В 1934 он скупил всю землю в округе, чтобы вернуть расположенным на ней кругам их первоначальный — в его понимании — вид. Тогда здесь стояло всего четыре мегалита. Остальные были закопаны, разбиты или использованы как строительный материал в XVII—XVIII веках. Внутри почти не различимых кругов находилась средневековая деревушка Эйвбери.
Киллер начал с радикальной расчистки места. Он переселял людей, сносил их дома, заборы, свинарники, взрывал динамитом вековые деревья. Затем он выкопал все оставшиеся на месте мегалиты и расставил их так, как, по его мнению, было задумано доисторическими строителями
Сейчас Эйвберийские круги охраняются законом. Появились они действительно давно — как минимум не позже Стоунхенджа, и происхождение их загадочно. Однако четкие земляные валы с торчащими из них мегалитами, которыми любуются нынешние туристы, — сооружение вполне современное.
Читайте также: Реконструкция Стоунхенджа