Судьба европейской цивилизации

12 марта, 2023

219 просмотров

Судьба европейской цивилизации

Новая экономика — капиталистическая

Изучи текст (вспомни порядок продуктивного чтения - см. с. 18) и с помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI-XVII вв. происходило разрушение черт аграрного общества в экономике.  Сделай вывод о судьбе католической цивилизации.

После Великих географических открытий поток драгоценных металлов из Америки наводнил европейские рынки. В королевствах чеканили золотых и серебряных монет значительно больше, чем производили новых товаров. В (К чему это приведёт?) О Чтобы не разориться, ремесленники и купцы стали требовать за свои товары больше монет, чем раньше. Таким образом, цены, остававшиеся неизменными многие столетия, стали стремительно расти. П В (А это?) Всем жителям Европы пришлось искать новые способы заработать деньги: крестьянам — чтобы заплатить налоги и оброки феодалам, горожанам — чтобы купить продукты. П Вести натуральное хозяйство многие семьи уже не могли и были вынуждены продавать часть сделанных ими вещей. В результате в Европе всё больше появлялось хозяйств товарного типа, то есть таких, в которых большая часть продукции производится с целью продажи на рынке. П В (Это аграрное общество или уже нет?) В течение XVI-XVII веков быстрее всего новые порядки проявлялись в Англии, Нидерландах, отчасти во Франции. Несколько медленнее — в Германии, Италии и Испании. Старые средневековые порядки прочнее всего держались в Восточной Европе.

Судьба европейской цивилизации

В быстроразвивающихся странах купцы стали чаще брать кредиты в банках. Вместо того чтобы везти на ярмарку целые тюки ткани или мешки с зерном, купцы теперь встречались в крупных городах в специальном здании — биржеВ (Зачем?) Здесь каждый объявлял, какие товары есть у него на складе, продавцы и покупатели находили друг друга и заключали сделку. После этого товары отправлялись по назначению. П Для далёкой торговли купцы объединялись в акционерные компанииВ Они выделяли часть денег из своего капитала на общие нужды компании. Взамен получали специальные бумаги — акции, дающие право на получение своей доли от общей прибыли компании. П

Судьба европейской цивилизации

• Сравни со схемой на с. 19: как изменились техника и технологии? Какие экономические связи можно считать капиталистическими? Чем отличается централизованная мануфактура от рассеянной?

Поскольку теперь на рынках появлялось всё больше людей, старающихся что-то продать, они стали соперничать друг с другом. Такое соревнование называют конкуренция (в переводе с латыни — «столкновение»). Чтобы победить в конкурентной борьбе, каждый старался сделать свой товар лучше, быстрее и дешевле. Поэтому в Европе стали быстро развиваться техника и технология, которые ускоряют и удешевляют производство. В (Это аграрное общество или уже нет?)

В быстроразвивавшихся странах земледельцы вместо средневекового трёхполья стали использовать многопольеВ Они делили поле на несколько частей, засевая каждую из них, но, чтобы земля успевала отдохнуть, год от года меняли местами пшеницу и капусту, американские картофель и помидоры. П Всё чаще использовали водяное колесо и ветряные мельницы для помола зерна, подъёма руды из шахт, ковки металла, распилки брёвен. Появились токарные и сверлильные станки; самопрялка, позволяющая одновременно прясть нить и наматывать её.

В результате развития торговли и техники в Западной Европе стали цениться не только земля или деньги, но и всякая собственность, которая способна давать прибыль и накапливать доход: дома, орудия труда, механизмы, изобретения. Все эти основные богатства получили общее название — капиталВ (Это аграрное общество?)

Многие стремились увеличить свои капиталы. В Для этого, например, самый богатый в городе мастер-ткач или купец, скупщик ткани, разными способами разорял ремесленников-ткачей. После этого за бесценок скупал их прялки, ткацкие станки, красильные котлы и свозил в большое помещение. Как хозяин всего этого капитала он предлагал оставшимся без собственности мастерам прийти работать в его крупную мастерскую. Здесь для ускорения производства одни работники пряли нить, другие ткали, третьи красили ткань (всего около 25 операций). Такое большое предприятие, основанное на разделении труда, получило название мануфактура (в переводе с латинского — «ручное изделие»). П

Вся готовая продукция (ткань, железные орудия, сапоги) принадлежала собственнику мануфактуры. Он продавал её на рынке, получал прибыль и часть её выдавал своим наёмным рабочим. П Так в Западной Европе начали распространяться капиталистические отношенияВ Они постепенно вытесняли средневековые феодальные порядки. На смену служебной преданности вассалов сеньорам шла конкурентная борьба, на смену феодальному оброку и барщине — труд наёмного рабочего. П В (Это аграрное общество?)

Новые люди нового общества

Найди в тексте факты, доказывающие, что в общественном устройстве Западной Европы в XVI—XVII вв. происходило разрушение черт аграрного общества.  Какие, на твой взгляд, новые порядки в отношениях между людьми в Западной Европе XVI—XVII вв. выглядят несправедливыми, а какие — справедливыми? Объясни свой ответ.  Сделай вывод по проблеме.

В тех странах Европы, где быстро развивались торговля и капиталистические отношения (Англия, Нидерланды, отдельные части Франции, Италии, Германии), появился новый тип людей — предпринимателей, способных на любое дело, предприятие, чтобы добиться личного успеха. Купец выходил из гильдии, чтобы стать пайщиком акционерной компании. Ремесленник покидал собратьев по цеху, чтобы они не запрещали ему использовать на новой мануфактуре токарные станки. Крестьянин, разбогатевший на продаже молока и шерсти, покидал сельскую общину, чтобы не платить вместе со всеми оброк феодалу за небольшой надел. Вместо этого он брал у феодала в аренду (временное пользование за плату) большой участок земли и строил там ферму — дом с амбаром, коровником, птичником. Все эти предприниматели — акционер, мануфактурист, фермер — использовали труд наёмных рабочих, конкурировали на рынке, сколачивали капиталы.

Судьба европейской цивилизации

Судьба европейской цивилизации

Судьба европейской цивилизации

Так появлялся новый слой общества — капиталисты (буржуазия, предприниматели ).

Разбогатевшие предприниматели из третьего сословия облачаются в одежды знати из шелков и меха, надевают золотые цепи, заказывают себе резные кресла и кровати, начинают отстраивать дома из камня и кирпича. Всё чаще в центре крупных городов можно было пройти не по пыльным, грязным и тёмным улочкам, а по булыжным мостовым, кое-где освещённым масляными фонарями. Зловонные кучи отбросов и мусора стали убирать. Сразу же ослабли страшные в Средневековье эпидемии чумы и холеры. Ускорился рост населения.

Однако для многих в новой жизни не оказывалось места. К обычным для Средневековья нищим — калекам, сиротам, погорельцам — каждый год стали добавляться тысячи новых людей. Ремесленники, разорённые мануфактуристами и лишённые за долги мастерских и жилья; мелкие торговцы, не выдержавшие конкуренции с крупными компаниями; крестьяне, согнанные со своих земель удачливыми предпринимателями. Толпы оборванных бедняков заполонили улицы европейских городов. Часть из них объединялась в шайки воров и разбойников. Часть власти сажали в тюрьмы за попрошайничество. Но для части разорённых людей находилась работа на мануфактурах или в хозяйствах фермеров. Так зарождался ещё один слой общества Нового времени: наёмные рабочие — пролетарии (от лат. proletarius — «неимущие»).

Если представители третьего сословия богатели, то для многих рыцарей-феодалов наступили тяжёлые времена. Цены росли, а увеличивать феодальные оброки с крестьян не позволяли старинные обычаи и крестьянские бунты. Торговля же считалась занятием, недостойным благородного рыцаря. Но и в военном деле короли заменили рыцарские ополчения регулярными наёмными армиями. Прославившиеся военачальники получали от короля разрешение и деньги на набор войска и объявлялись генералами. Они подбирали себе офицеров, а те нанимали солдат (от итальянского soldo — «монета»; букв. «получающий жалованье»). Молодцов-наёмников одевали в форму, вооружали, обучали сражаться в едином строю, выполнять команды. Рыцари теперь стремились поступить на службу и получить офицерский чин в кавалерийском полку, роте мушкетёров, артиллерийской батарее. Из благородных воинов-одиночек они превратились в людей, зависящих от короля и его двора, поэтому в Новое время потомков средневековых рыцарей стали называть дворянами, или рыцарями-дворянами.

Многие незнатные, но изворотливые и грамотные горожане быстро сообразили, что громкие титулы и земельные владения можно теперь заработать на службе королю в войске, а ещё лучше — в чиновничьей канцелярии. Отличившихся служак короли возводили в рыцарское (дворянское) звание. Разбогатевшие капиталисты даже покупали его у королей. Новоиспечённые дворяне брали себе невест из обедневших рыцарских семей и постепенно приучали своих новых родственников к ведению торговых дел. Так возникло «новое дворянство», которое, в отличие от «старого», по духу было близко к предпринимателям.

Судьба европейской цивилизации

Сравни европейские армии XVI века (c. 27) и первой половины XVII века.  Как ты думаешь, чем вызваны изменения?

Новый тип хозяйства и образ жизни сближали представителей разных сословий и разделяли их не по правам и обязанностям, а по наличию или отсутствию капитала, уровню дохода. Это деление общества принято называть классовымКласс капиталистов (буржуазия, предприниматели) объединяло то, что все они были частными собственниками капитала, организующими производство или торговлю с целью получения прибыли, и использовали при этом труд наёмных рабочих. Класс наёмных рабочих объединял людей, лишённых собственности на землю, дома, орудия труда, добровольно нанимавшихся на работу к капиталисту и получавших за свой труд зарплату.

В Западной Европе постепенно размывалось сословное деление общества, с которым не совпадало новое классовое деление.

Новый взгляд на отношения государства и общества

Укажи причины, по которым европейские короли смогли перейти от сословно-представительных монархий к абсолютным.  С какими идеями Макиавелли и Мора ты согласен, а с какими — нет? Объясни свою позицию.  Сделай вывод по проблеме.

Развитие торговли увеличило доходы королей от собираемых налогов. Нанятые за деньги чиновники и солдаты регулярной армии готовы были исполнить любой приказ короля. Это избавило монархов от зависимости со стороны рыцарей-феодалов (второго сословия), а Реформация подорвала могущество и влияние первого сословия. Опираясь на армию и чиновников, короли могли теперь навязать своим подданным почти любое решение и прекратили созывы сословно-представительных собраний. В результате сложилась идея суверенитета государства, то есть полной, не ограниченной никакими законами верховной власти государей над своей территорией и подданными. Сложившаяся в странах Западной Европы новая форма полной (абсолютной) власти получила название абсолютная монархия, или абсолютизм.

Как правило, жители каждого из этих государств говорили на одном языке, исповедовали одну, господствующую религию (ту, которую поддерживал монарх), объединялись единым рыночным хозяйством. У народа (по латыни — «нация») такого государства возникало особое национальное самосознание. Теперь человек не просто чувствовал себя членом того или иного сословия или общины, а ощущал свою принадлежность именно к этому одному государству, народу, одной культуре и традициям.

 

Судьба европейской цивилизации
Сын итальянского юриста, Никколо Макиавелли (1469-1527) первым высказал мысль о том, что государство — это не Божественное, а человеческое творение, которое выражает интересы влиятельных групп в обществе. Макиавелли мечтал об объединении раздробленной Италии под властью одного государя и считал, что умный политик должен использовать недостатки людей в своих интересах. Макиавелли советовал политикам для достижения великих государственных целей пользоваться любыми средствами — обманом, предательством, подкупом; быть хитрым, как лиса, свирепым, как лев, «великим притворщиком и лицемером». Он считал, что в политике нет места нравственности и религии.

 

 

Судьба европейской цивилизации
Большинство гуманистов не желали мириться с ложью и несправедливостью. Некоторые из них видели источник всех человеческих пороков в частной собственности и погоне за прибылью. Они пытались представить идеальное общество, где все были бы счастливы. Так, английский гуманист Томас Мор (1478—1535) описал в своей книге выдуманный остров Утопия (англ. Utopia из греч. и «не, нет» и topos «место»; букв. «место, которого нет»). На острове все сообща трудятся и пользуются результатами труда, не знают ссор и войн.

 

 

 

Однако сами эти традиции менялись. Уходили в прошлое рыцарские правила чести и преданности. Жажда наживы увлекала всё большее число людей. Мыслители того времени пытались представить, какими должны быть отношения человека, общества и государства.

Новая картина мира и новое ощущение мира

Выдели в тексте факты, которые доказывают, что в культуре Западной Европы в XVI—XVII вв. разрушались черты аграрного общества.
Придумай спор, который, по-вашему, мог бы состояться между иезуитом-инквизитором и Галилеем.  Кого из спорящих ты готов поддержать? Свою позицию объясни.  Сделай вывод по проблеме.

Благодаря трудам гуманистов эпохи Возрождения в XVI веке в Европе появляется всё больше печатных книг, отвечающих не на религиозные, а на практические вопросы: математические расчёты в архитектуре, приёмы добычи руды, способы изготовления лекарств и красок. Многие их авторы всё ещё считались в обществе «магами», «чародеями» и «чернокнижниками». Да и некоторые из них, подобно средневековым алхимикам, действительно пытались найти способы превращать свинец в золото. Однако в результате усилий самых разных европейских учёных накапливались опыт и наблюдения, находились решения загадок природы. Возникло желание «вырвать мир из власти суеверий». С университетских кафедр зазвучали девизы Нового времени. Французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650) заявил: «Я мыслю — значит, я существую!» Английский естествоиспытатель Френсис Бэкон утверждал: «Цель общества — познание всех вещей и расширение власти человека над природой»; «Знание — сила».

Судьба европейской цивилизации

Руководствуясь этими смелыми заявлениями, люди стали опровергать средневековые предрассудки. Врачи установили, что для заживления ран их лучше не прижигать огнём, а перевязывать бинтами. С помощью анатомических опытов было доказано, что движение крови по организму происходит в результате сокращения сердечной мышцы. Были сконструированы первые микроскопы, термометры, барометры, карманные часы. Из средневековой философии постепенно выделялись науки Нового времени — физика, математика, биология и другие.

Но самое поразительное открытие было совершено в астрономии ещё на заре Нового времени. Когда корабли Колумба впервые достигли берегов Америки, в Польше, в Краковском университете, наблюдал за солнечным затмением молодой студент — сын богатого купца Николай Коперник (1473—1543). Став доктором церковного права, он был назначен смотрителем главного собора в пограничном польском городке Фромберг. На одной из крепостных башен Коперник устроил обсерваторию и для наблюдения за небесными светилами сам изготовил из дерева различные инструменты, описанные древними авторами. Как и все средневековые астрономы, он старался сначала рассчитать движения планет исходя из того, что «Земля — центр Вселенной, а все светила вращаются вокруг неё». Подобно другим, Коперник отметил многие необъяснимые в рамках этой теории явления, например: почему движение планет описывает на земном небе не круги, а петли? Перечитав заново доступные ему античные труды, Коперник с удивлением обнаружил: некоторые древние учёные допускали, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца! Произведя новые математические расчёты, учёный обнаружил, что в этом случае многие необъяснимые раньше явления легко объясняются! Новую теорию строения мира Коперник описал в огромном труде «О вращении небесных тел…». Учёный долго сомневался, стоит ли его публиковать. Ведь люди уже много веков убеждены, что Земля располагается в центре Вселенной. В их сознании это неотрывно от мысли, что человечество — главное творение Господа Бога. Лишь в конце жизни друзья преподнесли Копернику издание его книги.

Судьба европейской цивилизации

Христианские церкви запретили её, однако число сторонников новой концепции неуклонно росло. Итальянец Джордано Бруно (1548—1600) дополнил теорию Коперника идеей о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых планет. За это, а также за «занятие чёрной магией» он был признан еретиком и сожжён в Риме на площади Цветов. Итальянский учёный Галилео Галилей (1564—1642) сконструировал первый телескоп, с помощью которого сумел наглядно подтвердить открытия Коперника. Галилей описал эти доказательства в книге, за что уже в 70-летнем возрасте был призван на суд инквизиции. Под угрозой пыток и сожжения на костре Галилей отрёкся от идеи вращения Земли. Позже люди сложили легенду о том, что, поднимаясь с колен после отречения, измученный старец сказал: «А всё-таки она вертится!»

Судьба европейской цивилизации

Открытия вроде теории Коперника, «остановившей Солнце и сдвинувшей Землю», привели в движение все европейские умы. Идеал гармонии эпохи Возрождения казался уже недостижимым. К XVII веку европейцами правили страсти: погоня за прибылью, религиозные и политические распри, научные споры. Всё это отразилось в ощущении мира художниками, архитекторами и скульпторами. Отныне они пытаются проникнуть в сущность всех вещей, отразить их изменения и противоречия. Так на рубеже XVI-XVII веков родился новый художественный стиль — барокко (от итал. barocco — «странный», «причудливый»).

Судьба европейской цивилизации

В музыке барокко сплетаются контрастные мотивы: пение птиц, раскаты летнего грома, шум дождя, вой зимнего ветра. В живописи — реальность и иллюзии. Барокко часто связывают с Контрреформацией — с помощью яркого искусства католические священники старались вновь завладеть чувствами и мыслями верующих. В Южных Нидерландах в стиле барокко работал художник-католик Рубенс (1577—1640). В противовес ему в Северных Нидерландах в работах протестанта Рембрандта (1606—1669) проявились черты нового стиля — реализма (от лат. realis — «действительный; вещественный»).

Судьба европейской цивилизации

1. Сравни два исполнения скульптуры «Давид»: в стиле барокко — Бернини и в стиле Возрождения — Микеланджело (с. 59). Как объяснить отличия?
2. Сравни две работы нидерландских живописцев: что у них общего, а что различного в сюжетах и художественных средствах? По каким признакам можно доказать, что одна из этих работ написана в стиле реализма, а другая — в стиле барокко?

Формулирование вывода и сравнение его с авторским

В Западной Европе в XVI—XVII веках происходило разрушение черт аграрного общества. Старые средневековые ценности уступали место новым. Средневековая католическая цивилизация перерождалась в западную цивилизацию Нового времени.

Ключевые словазападная цивилизация, капиталистические отношения (капиталисты и наёмные рабочие), мануфактуры, научная картина мира, Н. Коперник, барокко.

Применение знаний

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени.
Составь по теме предыдущего вопроса электронную схему с иллюстрациями или презентацию.

Перейти в оглавление


Добавьте наш сайт в закладки (нажмите Ctrl+D) и поделитесь с друзьями в соцсетях.