Ведичество на Руси. Глубина народной памяти

Традиции | | 1177 просмотров



Основная идея этой статьи взята из книги Бориса Александровича Рыбакова «Язычество древней Руси».

 

Давайте посмотрим некоторые рисунки-реконструкции ведических символов из книги Б.А.Рыбакова «Язычество Древней Руси». На фотографиях мы будем постоянно видеть нарисованные на картинках славянские символы.

Символы воды, корней и солнца на разных ритуальных браслетах XII-XIII вв.
Мы ещё неоднократно увидим эти символы.

 

 

Символические изображения на браслетах.

Картинка из книги Б.А.Рыбакова «Язычество Древней Руси».

 

 

 

Один из древнейших дошедших до нас в хорошем состоянии языческих орнаментов — отделка турьего рога
Нет сомнений, что рог принадлежал знатному воину. Это время, когда на Руси христианская религия делает первые шаги.
Курган «Чёрная могила». Чернигов. 2-я половина X века.

 

Государственный исторический музей. Москва.

 

 

 

Идолы домовые. X-XI вв.
Здесь мы видим сохранившиеся бытовые, народные символы.

«Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».

 

 

В музеях нескольких городов выставлены на обозрение сохранившиеся до наших дней наручные браслеты — «наручни» с ведическими мотивами.
Мы с вами осмотрим браслеты из серебра, найденные на территории Рязанской земли, так называемые «клады Старой Рязани». XII-XIII вв.

«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

 

На браслете изображены языческие «русальи игрища», которые пыталась запретить православная церковь.
На правой половине браслета мы видим сидящего человека с гуслями, вероятно, скоморох.

«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

 

«Владимирские клады». Владимир Залесский. Конец XII — начало XIII в.
Нагрудное украшение из золота.

На одной половине медальонах мы видим птиц, на другой половине символ «семена» и «растение», т.е. в широком смысле плодородие, продолжение жизни.

«Государственный исторический музей».

 

 

Но до нас дошли вещи, принадлежащие простым людям, с нанесённой с ведической символикой.
Правда, датировка слишком широкая, почти два века.

«Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».

 

 

А вот и резьба по дереву с явно языческой символикой. Хорошо видна буква «Ж» — живи.

«Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».

 

 

 

Новгородские подвески с символами плодородия.
Освещение подвесок вам может показаться странным, но дело в том, что так носили подвески в жизни, а на стенде они выставлены вверх ногами.
Вот я и перевернул фотографию.

«Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».

 

 

 

Свинцовая крышка сосуда с тайнописью и  символикой. XIV в.

«Новгородский государственный объединенный музей-заповедник».

 

 

Христианские церкви, строящиеся в Ростово-Суздальской земле в домонгольский период, явственно несут на себе элементы языческого мироустройства русичей.

Суздаль. Собор Рождества Богородицы. Построен в 1222 – 1225 годах на фундаменте более ранних храмов.
Декоративная отделка явно и недвусмысленно воспроизводит ведический орнамент

 

 

 

 

Явно древний орнамент, белокаменная резьба с языческими мотивами.  Плюс, видно как зачищали.

 

 

Успенский собор. Звенигород. Городище.
И здесь мы видим древнюю белокаменную резьбу с явными ведическими мотивами.

 

 

Троицкий собор. Троице-Сергиевая лавра !
И здесь мы видим в центральном поясе христианский крест, а на нижнем и верхнем декоративном поясах ведическую символику.

 

 

Успенский собор Рязанского кремля. 1702 год.
Это сегодня Рязанский Кремль принадлежит гражданским властям. А в 1700 годы здесь была сосредоточена администрация рязанской епархии.
Тем не менее, хорошо видно, что на столбах Успенского собора резьба символизирует растительность, отголоски древних символов.

Рязанский Кремль.

 

 

Нет ничего необычного в том, что древние  мотивы использовались в дореволюционной гражданской архитектуре.
Москва, Гоголевский бульвар, д.5, стр.1.
Городская усадьба Пётра Фёдоровича Секретарева. 1850-1853 гг.
Архитектор Николай Ильич Козловский.

 

Однако белокаменная резьба на церквах с явноведическими мотивами не единственное наследие дохристианского прошлого.
Окружающий  мир был полон как добрых, так и злых сил. Злые силы несли болезни, разные неприятности. Днём все они ютились в тёмных чащах и глубоких омутах, а ночью приходили к людям.
Для защиты от непрошенных гостей наши предки разработали сложную систему магической защиты своих домов. Так как нечисть приходила ночью, совершенно естественно было использовать против ночных гостей Солнце.
Солнце совершает свой путь по небосклону: утром выходит из-за горизонта, днём стоит в зените, вечером садится за горизонт. Так, в виде трёх солнечных символов, расположенных на углах воображаемого треугольника, изображали магический путь Солнца на коньках своих домов.
Чтобы злые силы не проникли в окна и двери, над ними так же помещали магический защитный рисунок.
С течением времени смысл древней магической защиты был забыт, но люди по-прежнему помещали на свои жилища символические украшения, ставшие частью декоративного украшения домов.
Посмотрите на эти картинки из книги В.А.Рыбакова.

 

Символы Солнца и Земли

Картинка из книги Б.А.Рыбакова «Язычество Древней Руси».

 

 

Комплекс заклинательной орнаментики русской избы.

Картинка из книги Б.А.Рыбакова «Язычество Древней Руси».

 

 

 

Углич. Палаты удельного князя. Современный вид. 1490-е годы.
Древнее здание и (современное) парадное крыльцо.
Вид с набережной.

 

Элементы декора.
Я тольк не до конца уверен, этот декор реконструкция древнего, первоначального вида, или современная реконструкция «в стиле»?
Вверху «колесо» — я так понимаю, это декоративный ещё дохристианский символ Солнца. Солнце как колесо катится по небосводу.
На коньках крыши вы видите узоры. Это современные узоры для украшения, а в древности рисунок символизировал дневной путь Солнца по небосклону:
восход из-за горизонта — высшая точка в полдень — заход за горизонт.

 

 

 

Церковь Знамения. 1742 год.
с.Пылево, Весьегонского района.
На фотографии хорошо виден размер церкви.
Обратите внимание на конёк крыши.

Удивительно, на христианской церкви, рядом с христианским крестом, явно языческие солярные (солнечные) символы.
Здесь Солнце только на коньке.

 

 

Церковь Успения богородицы в Кондопоге. 1774 год.
Мы видим не просто декоративные столбы внутри церкви. Это столбы — «Рожаницы» в трапезной церкви. Такие явно ведические столбы — «Рожаницы» не редкость в северорусских церквах XVII-XVIII вв.
Столбы стоят в трапезной комнате церкви, которая по размерам больше чем собственно молельная комната.
Совместная трапеза — это один из древних дохристианских обычаев. В обыденном сознании из прочитанных книг, из школьных учебников мы помним о совместных трапезах князей и дружинников, но совместные трапезы народный обычай, а не только традиции властей.
Столбы всегда парные. Уключины, символически изображающие руки, воздетые к небу, явно не несут никакой конструктивной нагрузки и являются чистым декором.
Общий вид столбов очень напоминает человеческую фигуру с воздетыми к небу руками

 

 

Замечательная русалка. Куда уж откровеннее.

 

 

Двухэтажный амбар с навесом. XIX в.
дер.Пореево, Весьегонского района. Тверская губерния.
Мы видим систему магической Солнечной защиты.

Круглые изображения на деревянных «полотенцах» — Солнце.
Три изображения Солнца символизируют дневной путь: восход-зенит-заход.
В нижней части коньков так же магический узор, который символизирует дневной путь Солнца по небосклону.

«Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво»».

 

 

Дом середняка. Витославице. Великий Новгород.
Мы видим не только Солнечный символ на коньке дома.
Над окнами резные узоры. Когда-то давно узоры были дополнительной магической защитой окон и дверей от проникновения злых сил.

 

Человек не мог всё время находится в своём доме под защитой добрых магических сил. Чтобы защититься от действия злых сил вне дома, необходимо был создать, говоря современными словами, полевую магическую защиту.
И такая защита была создана. Более того, она сохранилась до наших дней, правда уже в виде украшений.
Первый этап — сельскохозяйственный цикл для производства сырья мы рассматривать не будем. А вот второй этап — технологию изготовления защиты с использованием магических символов посмотрим.
Я думаю вы догадались, что мы говорим о повседневной одежде славян-язычников, которая стала магической защитой вне дома.
Итак, лён собран, шерсть сострижена, всё готово для дальнейших действий. Начинается изготовление пряжи или ткани. Для того, чтобы сама ткань стала защищённой, на инструмент наносили магические знаки, обычно Cолнце.
Таким образом, ткань, после её изготовления на защищённом магическими знаками инструменте, получала магическую защиту и уже сама становилась защитой от проникновения злых сил на тело человека.
Немного ранее вы видели языческий защитный магически орнамент на коже — обувь также была защищённой.

Качество фото не очень хорошее, но обратите внимание, что скамейки резные. XIX в.
А ведь это обычная крестьянская семья.
На ножках, внизу, магические солнечные знаки.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

Чесалка для льняных нитей. XIX в.
Обратите внимание на магический солнечный знак на чесалке.
Короб для хранения пряжи. Чтобы мышки не кушали чужое.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

Трепало. XIX век.
Мы видим магический солнечный символ.

«Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

 

 

 

Крестьянская одежда. Псковская губерния. XIX в.

Для усиления защиты была создана «вторая линия обороны». На ткань стали наносить магические защитные символы. Так сказать, «два в одном».
Узоры, которые вы видите, в давние-предавние времена были частью магической защиты человека.

Мы видим на вышивке древние языческие мотивы. Вероятно, богиня Макошь (Мокошь) и символы размножения.

«Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник».

 

 

 

Полотенца. Гдовский, Торопецкий, Опочецкий и Великолукский районы. XIX в.
Символы растений и, вероятно, богини.

«Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник».

 

 

 

Рязанские ткани. XIX в.
Внизу, синими нитками, вышита богина Макошь (Мокошь) и символы плодородия. Сюжет, как вы уже увидели, очень распространённый.

«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

 

Однако и в одежде существовали уязвимые места, через которые злые силы могли проникнуть к телу человека: воротник, низ рубахи или платья, рукава.
Для защиты на этих уязвимых местах вышивали дополнительный магический орнамент. Если мы посмотрим на одежду, то практически всегда именно там заметим орнаментальную вышивку,
как наследие древней защиты от проникновения злых духов.
Примерно так же защищали голову магические орнаменты на головных уборах.

Одежда района «Богословщина». (бышая вотчина Св.Иоанно-Богословского монастыря)
Михайловский уезд.

«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

Рубахи с прямыми поликами. XIX — начало XX века.

«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.
Хорошо видна магическая защита одежды, ставшая к нашему времени просто украшением.

«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник».

 

 

 

Костюм женский, Калужская губерния.
Конец XIX — начало XX вв.

«Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».
Старое здание.




Понравился пост? Поддержи Сайт - Поделись Друзьями, Жми Нравится



АрхеологияБогиВидеоДаниловЖарниковаЗадорновЗдоровьеИсторияКартиныОберегиПраздникиРоссияРусский языкСидоровСундаковТартарияТрадицииФотоЧудинов