| 630 просмотров




Ведута (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

 

Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Еще один предшественник ведутистов — немецкий художник Йозеф Хайнц Младший (ок. 1600 — 1678).

 

Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.

 

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Джоли, Мариески, Панини и Пиранези.

 

Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев, Ф. Я. Алексеев, И. И. Шарлемань и Л. Премацци. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.

 

Каприччио (итал. Capriccio, также каприс, фр. caprice; букв. каприз, прихоть; причудливый изыск) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.

 

Несмотря на то, что это жанровое обозначение в ходу по меньшей мере с XVI века, твёрдого его определения не существует. Антуан Фюретьер в своём «Всеобщем словаре…» (опубл. 1690) определял каприс (в любом виде искусства) как «произведение, в котором сила воображения имеет больший вес, чем следование правилам искусства». Применительно к музыке подразумевалась при этом возможность нарушения строгих правил контрапункта — на это указывают, в частности, замечания Джироламо Фрескобальди в предуведомлении к сборнику своих каприччио (1624). В эпоху классицизма жанр каприччио принадлежал обыкновенно к инструментальной музыке, хотя к середине XVIII века название стало использоваться и для каденций, особенно сочиняемых самими композиторами, — в этом отношении важными прецедентом стали каденции-каприччио Пьетро Локателли к его 12 скрипичным концертам (1732). Поскольку такие каденции носили виртуозный характер, в эпоху романтизма акцент в жанровом обозначении «каприччио» сместился в сторону «виртуозного изыска» сочинения, — в этом смысле наиболее показательны 24 каприса для скрипки соло Николо Паганини.

 

В таком значении виртуозного концертного жанра были написаны Блестящее каприччио для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона (1832), Блестящее каприччио на тему арагонской хоты (позднее просто «Арагонская хота») Глинки (1845), Итальянское каприччио Чайковского (1880), Испанское каприччио Римского-Корсакова (1887).

 

Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского (1929) — виртуозный концерт. В опере «Каприччио» Рихарда Штрауса (1-я пост. 1942) слово используется в изначальном значении; тема оперы — изысканный спор на вечную тему состязания музыки и поэзии.

 

 

Ведута

 

Каналетто. Площадь Святого Марка

 

В эпоху Ренессанса пейзажу отводилась роль фона, как на картине Карло Кривелли «Благовещение»

 

Ян Вермеер. Вид Дельфта

 

Каналетто. Большой канал Риальто

 

И. Даньян. Вид на Авиньон и мост Сан-Бенезе

 

Ж.-Б. Рагене. Отель-де-Вилль и Гревская площадь

 

Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот.

 

Смотреть больше картин Федора Алексеева — Допожарная Москва 1800-х на картинах питерца Федора Алексеева

 

Л. Премацци. Дом Г.Г. Кушелева

 

 

М. Махаев. Вид на Фонтанку

 

 

 

Каприччио

 

Каприччио Дж. П. Панини

 

Каналетто. Пейзаж с руинами

 

М. Риччи. Римские руины

 

Каприччио Пьера Антуана де Маши

 

Джованни Баттиста Тьеполо.

 

Марко Риччи. Вымышленный пейзаж с двумя всадниками.

 

Марко Риччи. «Вымышленный пейзаж с пралями».

 

Пиранези.

 

Паннини Джованни Паоло. «Каприччо с римским форумом», 1741

 

 

«An Architectural Capriccio» 1740


Читайте также на нашем сайте

Самые мистические места мира
Плато Укок
Потомки ариев. Документальный фильм
Следы Русской Цивилизации. Сергей Салль

Подписывайтесь на наши группы: Одноклассники Facebook