Внутренняя политика России в 1725—1762 годах




Перемены в системе центрального управления

За смертью Петра Великого последовала целая полоса мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

Как мы знаем, в 1726 году был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла сама императрица. Но какого-либо участия в его работе она не принимала, доверившись Меншикову. Надобность в таком органе была очевидной — если раньше сам Петр определял основные направления внутренней и внешней политики, то Екатерина сделать этого не могла. Одновременно лишился своих прежних функций Сенат (выступивший против воцарения Екатерины). Теперь он был уже не «правительствующий», а всего лишь «высокий». Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

Внутренняя политика России в 1725—1762 годах

Петр II вообще старался свести на нет установления своего великого деда. Даже столицу он хотел перенести из Петербурга в Москву.

Участие «верховников» в попытках ограничить власть самодержца в 1730 году вызвало указ Анны Иоанновны о роспуске Верховного тайного совета, приобретшего слишком большую силу. Взамен его она создала Кабинет министров, состоявший всего из трех человек, назначаемых лично императрицей. В результате самодержавная власть еще более усилилась. Правда, в 1735 году последовал указ Анны, по которому подпись императрицы могла быть заменена тремя подписями кабинет-министров. В 1731 году была создана Канцелярия тайных розыскных дел, ведавшая делами о государственных преступлениях.

С приходом к власти Елизаветы Кабинет министров был упразднен, и в прежнем значении были восстановлены полномочия Правительствующего сената. Из его ведения были выведены лишь иностранные, военные и морские дела (как и при Петре I). Была восстановлена деятельность коллегий. Однако во второй половине 50-х годов при Елизавете возникла Конференция при высочайшем дворе, которая стояла выше Сената и стала как бы возрожденным Верховным тайным советом и Кабинетом министров.

После смерти императрицы Конференция перестала созываться.

Укрепление позиций дворянства

После первого переворота, приведшего к власти Екатерину I, позиции выдвиженцев Петра I и всего дворянского сословия окрепли. Несмотря на то что главой Верховного тайного совета была императрица, фактически всеми делами заправляли Меншиков и другие выдвиженцы Петра I.

Екатерина отблагодарила гвардейцев за поддержку своей кандидатуры на престол. Кроме денежных пожалований, было роздано немало земель и крепостных крестьян. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хозяйств.

Самым тяжелым периодом для дворянства стало правление Петра II, делавшего ставку на старую боярскую аристократию. Еще сильнее интересы дворян были задеты планами «верховников» ограничить самодержавную власть императоров. Дворянами было разработано около 20 проектов, представленных императрице. В них предлагалось обеспечить участие дворян в управлении государством через выборные дворянские органы при сохранении самодержавной власти монарха.

После переворота Анна также отблагодарила дворян за участие в нем. Срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами, а один из сыновей дворянина мог вообще остаться при поместье. Был отменен указ Петра I о единонаследии (дворянам было предоставлено право по своему усмотрению завещать поместья). Для обучения детей дворян был открыт Шляхетский кадетский корпус, выпускники которого становились офицерами. Разрешено было записывать дворянских детей в полки с младенческого возраста. Все это вело к тому, что в возрасте 35—45 лет дворянин, служивший прежде в армии, теперь мог заниматься своим хозяйством.

Новых привилегий дворянство добилось в царствование Елизаветы Петровны. Все участники переворота 25 ноября 1741 года, которые не имели дворянского звания, получили его вместе с денежными и земельными пожалованиями. Была подтверждена привилегия дворян на владение землями, населенными крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от унизительных наказаний розгами и кнутом. Помещики получали право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь. Причем каждый сосланный засчитывался вместо рекрута в армию.

Венцом внутренней политики этих лет стало принятие Петром III в 1762 году «Манифеста о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательной службы государству.

Этими решениями было завершено формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия. Наличие у него лишь прав и привилегий при почти полном отсутствии обязанностей в отношении государства не могло не сказаться отрицательно на положении дел в стране.

Политика в отношении крестьянства

После смерти Петра I политика властей в отношении крестьянства еще более ужесточилась.

Государство поручило помещикам сбор подушной подати с крестьян. Это означало, что помещики могли теперь применять к крестьянам любые карательные меры. В 1747 году они получили право продавать крестьян в рекруты. Даже присягу новому монарху за своих крестьян должен был давать помещик.

В 1731 году крестьяне были лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году им было запрещено заводить суконные фабрики.

В то же время помещики получили право самим определять меру наказания крестьян за побег (1736), ссылать крестьян в Сибирь (1760), а затем ссылать их на каторгу.

Помещики получили право беспрепятственно расширять свою пашню за счет крестьянских наделов. В результате крестьянские наделы, особенно в черноземных землях, уменьшились до 1,5 десятины на душу.

Росли повинности крестьян в пользу помещиков. Барщина вместо трех дней (как это было в Петровскую эпоху) составляла во многих районах страны до шести дней в неделю.

Вскоре проявился и итог этой политики — усилилось разорение крестьянских хозяйств, росли недоимки, расходы государства превысили его доходы. Сами же крестьяне все чаще бежали на «подрайскую землицу» — в низовья Волги и Дона, а порой и поднимали бунт.

Изменения в системе городского управления

Вслед за «контрреформами» в центральных учреждениях империи началась и перестройка органов местного управления. В 1727 году петровская система местного управления была ликвидирована Петром II как слишком дорогостоящая. Был значительно сокращен аппарат управления. Выросло число городов, управляемых не магистратами, а вновь, как и в XVII веке, воеводами. Главный магистрат был упразднен, а местные магистраты подчинены воеводе и не имели прежних прав. Ему же были вновь переданы судебные функции по уголовным делам. Были упразднены «заместители» воеводы — асессоры.

Власть воеводы вновь стала единоличной. Воевода получил даже право утверждать смертные приговоры, что раньше было в ведении высшей власти. Чиновный аппарат на местах перестал получать государственное жалованье и перешел на прежние взятки и подношения населения.

Политика в отношении казачества

В отношении казачества правительство проводило политику расслоения. Так, повинности украинского зажиточного казачества были указом 1735 года сведены практически лишь к военной службе, в то время как рядовые казаки по своему положению оказались приравнены к крестьянам.

Продолжилось ограничение самоуправления на Украине. Еще при Петре I была создана Малороссийская коллегия, осуществлявшая управление Левобережной Украиной вместо выборного гетмана. В 1727 году выбор гетмана был разрешен Петром II. Но Анна Иоанновна в 1734 году вновь передала управление Украиной назначаемому ею новому органу власти — Правлению гетманского уряда. Она же предприняла попытку заменить казачьи полки и казачий строй драгунскими полками во главе с русскими офицерами, что вызвало волнения среди казаков.

Политика в области мануфактурного производства

По мере ужесточения крепостнического режима сокращалось число свободных людей, труд которых мог быть использован на мануфактурах. Прикрепление крепостных к мануфактурам практиковалось еще при Петре I, но официально было закреплено указом Анны Иоанновны от 1736 года. По нему на мануфактурах были оставлены навечно не только работавшие на них наемные работники, но и их семьи, которые в одночасье превратились в тех же крепостных, только занятых иным трудом. Такая же участь постигла нищих и бродяг, приписанных к мануфактурам.

Второй раз такой же указ был издан Елизаветой Петровной. У предпринимателей оставались лишь два источника пополнения рабочей силы — право покупки крестьян к мануфактурам и массовая приписка к заводам государственных крестьян.

Важное значение имело принятие в ноябре 1741 года «Работных регулов», содержавших правила работы на мануфактурах.

Росту мануфактурного производства способствовали отмена внутренних таможен, а также учреждение Елизаветой Петровной первых государственных заемных банков — Дворянского и Купеческого.

Однако строительство новых мануфактур было затруднено главным образом отсутствием свободных рабочих рук.

Итог
Таким образом, внутренняя политика российских правителей в 1725—1762 годах была порой непоследовательной и потому малорезультативной. Последовательность сохранялась лишь в главном — в принятии все новых и новых прав и привилегий дворянства.

Вопросы и задания
1. Какие перемены в системе центрального управления были предприняты в 1725—1761 годах? Чем они были вызваны?
2. В чем проявилось усиление позиции дворянства при Анне Иоанновне?
3. Что нового в отношении крестьян было предпринято при Елизавете Петровне?
4. Чем была вызвана новая реформа городского управления?
5. Что нового было сделано для развития мануфактур?

Документ

ИЗ МАНИФЕСТА О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА. 18 февраля 1762 года

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают и их состояние им дозволит.

2. Всех служащих дворян за добропорядочную и беспорочную нам службу награждать при отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым к отставке идет, больше года состоял, и то таковых, кои от всех дел увольнения просить будут…

4. Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в своем отечестве. Когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякой в таком случае повинен со всевозможной скоростию волю нашу исполнить, под штрафом секвестра его имения…

7. Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные российские дворяне… навсегда вольностию пользоваться будут, но наше к ним отеческое попечение еще дальше простирается и о малолетных их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в Герольдии, в губерниях, провинциях и городах, где кому выгоднее и способнее. Причем от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известии, чему они до 12-летнего возраста обучены и где далее науки продолжать желают: внутри ли нашего государства в учрежденных на иждивении нашем разных училищах, или в прочих европейских державах, или в домах своих чрез искусных и знающих учителей, буде достаток имения родителям то сделать дозволит. Всем тем дворянам, за коими не более 1000 душ крестьян, объявлять детей своих прямо в нашем Шляхетном кадетском корпусе, где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут. А по изучении всякой по его достоинству с награждением чинов выпустится, и потом всякой может вступить и продолжать службу по вышеупомянутому.

Вопрос к документу

Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по Манифесту 18 февраля 1762 года?

Запомните новые слова

ОТКУП — передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажи каких-либо товаров.

ПОДРЯД — договор, по которому одна сторона (подрядчик) берется на определенных условиях выполнить работу по заданию другой стороны (заказчика).

Перейти в оглавление