Определяем проблему урока
— Здорово, что греки придумали Олимпийские игры и вообще соревнования. Они понимали, как важно всем показать, что ты самый сильный, самый смелый, самый свободный человек, которому всё дозволено! — сказал Антошка.
— А вот и нет! — ответил Источниковед. — Законы полиса контролировали каждую мелочь в жизни граждан: какие сажать деревья, пить вино, разбавленное водой, или нет, какие носить причёски, брить ли бороды и так далее. И вообще, семь греческих мудрецов говорили: «Чувство меры — превыше всего!». Если кому-то в Элладе долго сопутствовали победы, удача, слава — это считалось опасным, вызывающим зависть богов. По их воле чрезмерно счастливый смертный мог быть «повержен в прах, унижен, сломлен, подавлен, смят».
• Сравни мнение Антошки и приведённые факты. В чём противоречие, какой возникает вопрос?
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: полис, демократия, аристократия. (Словарь)
• Назови главных богов древних греков. (§ 21) Какие качества требовались от гражданина Афин, а какие — от гражданина Спарты? (§ 22)
Решаем проблему, открываем новые знания
Как стать гражданином
Перечисли цели и средства древнегреческого воспитания. Сделай вывод по проблеме.
В VII—VI веках до н.э. у греков пробудился интерес к личности каждого человека. Поэты вместо эпических подвигов героев стали описывать собственные чувства любви, зависти, надежды, а мастера-гончары оставляли свои имена на глиняных амфорах. И всё же ни один человек не мыслил своей свободы вне общины граждан полиса. Идеалом считался тот, кто способен принести пользу себе и согражданам, прекрасен телом и добр душой.
До семи лет мальчиков и девочек воспитывала мать на женской половине дома. Позже в школе мальчиков учили писать, читать, петь, играть на лире и флейте, слагать стихи и составлять речи, считать и решать задачки. Все эти умения должны были пригодиться во взрослой жизни, поскольку все граждане полиса покупали и продавали продукты, им приходилось защищать свои права в суде и соперничать в мастерстве, где «зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник».
В двенадцать лет мальчики поступали в школу-пале́стру. Здесь их учили бегать, прыгать, метать копьё, бороться. В присутствии родителей и других граждан ученики состязались, стараясь во всём превзойти друг друга. Достигнув восемнадцати лет, юноши два года проводили в военных лагерях на границах полиса. Здесь они обучались ходить в фаланге плечом к плечу, дружно бежать на врага, опрокидывая его ударом копий, отражать удары щитом, разить соперника мечом. Только после этого юноши приносили присягу верности родному городу-полису, и их имена вносили в списки полноправных граждан, способных защитить родину. При этом калеками считали как тех, кто не умел бегать и плавать, так и тех, кто не умел читать.
Взрослые юноши и мужчины посещали школы-гимнасии, где тренировали тело в атлетических упражнениях, а после в прохладных бассейнах или за пиршественным столом общались с видными политиками и ораторами полиса. В этих беседах одни учились выбирать и голосовать в народном собрании, другие — убеждать граждан избрать именно их для управления полисом.
Олимпийские игры
Как ты считаешь, в чём сходство и различия между современными и древнегреческими Олимпийскими играми? Сделай вывод: почему греки любили состязания?
В греческих мифах боги часто спорят, соперничают друг с другом, как, например, Афина с Посейдоном за право покровительствовать городу. Люди и полисы тоже проводили в честь богов праздники-соревнования. На играх в честь Афины (богини мудрости) состязались ораторы и поэты. На играх в честь покровителя искусств Аполлона — музыканты. Однако самыми почитаемыми были Олимпийские игры в честь царя богов Зевса.
Начиная с 776 года до н.э. раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на всё лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны. Тысячи людей стекались в Олимпию, и здесь у священной рощи вырастал город: множество палаток аристократов, почётных послов от каждого города, торговцев, простых людей.
В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил на алтарь Зевса свою жертву — от целого стада быков до горсти зерна. Во второй день объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях.
Состязаться могли только свободные мужчины-греки, полноправные граждане. На огромном стадионе зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники. Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.
На третий день состязались юноши до шестнадцати лет. На четвёртый — бегуны на разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей. Каждого из них венчали лавровым венком, во всеуслышанье оглашали его имя и название его полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске, которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.
Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса. Поэтому по возвращении победитель Олимпиады въезжал в родной город, стоя на колеснице в пурпурном царском плаще. Весь город провожал его по главной улице к храму. Здесь победитель приносил благодарственную жертву богу-покровителю города и оставлял свой олимпийский венок. Горожане устраивали обед в честь героя Игр, устанавливали его статую на площади, освобождали от всех налогов.
Сравниваем свой вывод с авторским
Олимпийские игры и система воспитания позволяли проявлять свои возможности гражданам греческих полисов.
Ключевые слова: 776 г. до н.э. — первые Олимпийские игры.
Применяем знания
Каким правилам древнегреческого воспитания вы бы следовали с удовольствием, а каким — нет? Объясните почему.