Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде — XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино, где сейчас расположен «Парк им. 1-го мая». К открытию выставки в Нижнем Новгороде был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулеры — подъёмники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлёвский и Похвалинский), выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия, связывающая верхнюю часть города с его заречной частью.

 

Главный ярмарочный дом во время Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде

 

 

Всероссийские выставки проводились, в основном, в столицах империи: Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. Эта же – первая и единственная провинциальная торгово-промышленная и художественная выставка в России. Император Александр III сам выбрал Нижний Новгород и «выразил уверенность, что благодаря красивому местоположению Нижнего выставка будет очень удачна».

 

Перспективный вид с птичьего полета XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Литография с акварели академика живописи Л.Я.Урлауба. ЦАНО

 

 

XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке изначально придавалось особое значение. «По счету эта выставка является шестнадцатой в России, но по тем громадным денежным суммам, ассигнованным правительством на устройство ее и по тем целям, которых она должна, согласно желанию правительства же, достигнуть, эта выставка будет первой в ряду всех бывших», – отмечали современники. Кстати, о «громадных денежных суммах»: из казны было выделено 3 млн рублей, и еще 1 млн — на благоустройство города. Кроме того, правительство отпустило Нижнему Новгороду и губернии долги, связанные с эпидемией холеры и голодными годами, предоставило займ и право выпускать облигации.

 

Нижегородцы во главе с губернатором Н.М. Барановым выразили императору глубокую благодарность за оказанную городу честь и с энтузиазмом взялись за подготовку к выставке.

 

В городе были проведены масштабные работы: на главных улицах, по которым ожидался проезд их императорских величеств, были положены «шведские мостовые усовершенствованной системы на цементно-бетонном основании» и отремонтированы дома, улучшено водоснабжение города.

 

Город украсили новые здания: драматического театра и окружного суда на ул. Большой Покровской, биржи и Волжско-Камского банка на ул. Рождественской. В отреставрированной Дмитриевской башне кремля был размещен художественный и исторический музей.

 

Городской театр

 

Выставочный городок решено было устроить на пустыре за Кунавинской слободой, близ железной дороги и Московского вокзала.

 

Всероссийская выставка на плане Нижнего Новгорода по материалам Энциклопедии Брокгауза и Эфрона. 

 

В 1894 г. эту низменность с «гниющим болотом» осушили, и академик архитектуры В.П. Цейдлер составил план Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде с привязкой к данному месту.

 

Генеральный план XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. СИФ ЦАНО.

 

Строился комплекс, в основном, за счет казны и экспонентов, т.е. лиц, предоставивших на выставку свои произведения. На Нижегородской выставке их было 9700 (а на предыдущей Московской 5318). На территории в 77 десятин (т. е. свыше 841 тысяч кв.м) за счет казны выстроили 55 зданий и 117 – за счет частных фирм. Эти 172 павильона спроектировали лучшие инженеры и архитекторы России.

 

Строительство выставки. Фото М.Дмитриева. В книге «XVI Всероссийской промышленной и художественной выставка 1896 года в Нижнем Новгороде». СИФ ЦАНО

 

Главный вход, обращенный в сторону города, был отмечен четырехгранным обелиском на фоне полукруглой колоннады и бассейна с фонтанами.

 

Главный вход на выставку.

 

В водах бассейна отражались окружавшие его Императорский павильон в русском стиле, с резными украшениями, Среднеазиатский отдел в мавританском стиле, Машинный отдел из стекла и бетона в конструктивистском стиле и Художественный отдел, сочетавший ренессанс, классицизм и конструктивизм (металлический остекленный купол с венчавшей его фигурой крылатой Славы). Все их спроектировал профессор А.Н. Померанцев, который и определил архитектурный облик выставки.

 

Оформление площади у главного входа. Фото М.Дмитриева. СИФ ЦАНО

 

15 мая 1896 г. комплекс выставки – с круглой центральной площадью и оригинальными павильонами, расставленными в соответствии с планируемыми разделами выставки, – был готов.

 


Перспективный вид с птичьего полета XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Литография с акварели академика живописи Л.Я.Урлауба. ЦАНО

 

Выставочный городок имел водопровод и освещался 250 электрическими фонарями. Электрическая железная дорога, открытая 9 (21) июня, прорезала по кругу территорию выставки (около 4 км) и вела через Выставочное шоссе (ныне – ул. Чкалова) по плашкоутному мосту к городу.

 

Алексеевская (Нижнеблаговещенская) площадь. Общий вид с плашкоутного моста. Фото М.Дмитриева. 1890-е гг. ГАрхАДНО.

 

Договор Р.К.фон-Гартмана с Нижегородской городской управой на устройство в Нижнем Новгороде городской электрической железной дороги, заверенный нотариусом А.В.Олигер. 16 апреля 1894 г. ЦАНО

 

Для посетителей были разработаны маршруты осмотра, указатели, имелось справочное бюро. Плату за вход на выставку дифференцировали в зависимости от даты посещения (до 1 июня – 1 рубль, после – 30 копеек), были предусмотрены скидки на несколько посещений. Для учащихся, народных учителей и рабочих проход на выставку был бесплатный.

 

Для иногородних посетителей установили 183 маршрута по железным дорогам и рекам со значительной скидкой. Около Выставочного городка появилась станция «Нижний-Выставка», в Москве – вокзал Московско-Нижегородской железной дороги (ныне – Курский).

 

Панорамный вид. Слева — гиперболоидная стальная сетчатая башня — оболочка В.Г.Шухова. Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО.

 

Всероссийская промышленная и художественная выставка открылась 28 мая 1896 г., после коронации императора Николая II. Официально выставку открыл короткой вступительной речью министр финансов С.Ю. Витте. Затем он предложил присутствующим ознакомиться с достижениями России во всех областях науки, культуры, торговли, фабричного производства и горного дела.

 

Кулебакский горный завод общества Коломенского машиностроительного завода.

 

Оформление площади у главного входа. Фото М.Дмитриева. СИФ ЦАНО

 

Выставка состояла из 20 отделов. Дополнительно были представлены регионы, которые в конце XIX века представляли особый торгово-экономический интерес. Среди них – районы Сибири и Крайнего Севера, Китай и Япония, Средняя Азия, Персия.

 

Интерьер павильона Машинного отдела.

 

Каждый отдел, помимо информирования о своей отрасли промышленности и рода деятельности, имел какую-либо «изюминку». Так, отдел Горного дела и металлургии украшали павильон Илецкой солепромышленности, изготовленный из каменной соли в форме греческого храма-беседки, и павильон Каслинского чугунного завода с чугунным кружевным литьем.

 

К Художественно-промышленному отделу, помимо ювелирных изделий, музыкальных инструментов и образцов оформительских работ, относилась и группа из 81 фотографа. Нижний Новгород представлял знаменитый М.П. Дмитриев, оставивший фотодневник выставки.

 

Павильон К.Е.Маковского. СИФ ЦАНО

 

Общий вид павильонов частных лиц. Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО.

 

Общий вид павильона «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО

 

В отделе Машин, аппаратов, машиностроения и электричества демонстрировались первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А.С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Е. Яковлева и П. Фрезе.

 

Первый русский автомобиль.

 

В Военном отделе можно было видеть интендантские фуры, лафеты и настоящую миноноску. Береговая и горная мортиры охраняли подступы к зданию.

 

Сормовский завод. СИФ ЦАНО

 

Удивление и восторг посетителей вызывали аэростаты, воздушные шары и дирижабли – экспонаты учебного Воздухоплавательного парка, – которые демонстрировались в полетах.

 

Подъем воздушного шара в воздухоплавательном парке. Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО

 

В отделе Строительного и инженерного дела, речного и морского торгового судоходства выставили построенные Петром I яхты «Плезир» (с резьбой, собственноручно сделанной императором) и «Верейка». Показывали точную модель катера, на котором Екатерина II совершала путешествие по Волге. У причала прямо на реке можно было посмотреть Сормовские пароходы в действии.

 

Панорамный вид. В центре — пруд перед главным входом на выставку. Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО

 

Здесь же впервые выставлялись уникальные гиперболоидные сетчатые конструкции из стали архитектора и инженера В.Г. Шухова: водонапорная башня; башня-оболочка и висячие и сводообразные перекрытия-оболочки. Владимир Шухов сконструировал 8 павильонов выставки, включая уникальную «ротонду Шухова» – круглый павильон.

 

Здания строительного и инженерного отделов. Водонапорная башня.

 

Первая в мире стальная мембрана-перекрытие. Ротонда В. Г. Шухова, Нижний Новгород, 1896. Фото: Андрей Карелин

 

Каждый отдел имел и свою просветительскую миссию. Например, в отделе Строительного и инженерного дела были представлены огнестойкие постройки в виде поселка с 16 различными зданиями и пристройками, с образцовым полем и огородом. Устроили их 117 юношей, съехавшиеся со всей России для изучения огнестойкого строения. В каждом отделе в определенные часы специалисты читали лекции, демонстрировали разнообразные аппараты, давали посетителям объяснения. Широкая пропаганда последних достижений науки и техники являлась отличительной особенностью XVI Всероссийской выставки.

 

Панорамный вид. На переднем плане — демонстративно-полевой участок и участок орошения отдела «Лесоводство и лесная технология». Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО

 

Изделия, экспонировавшиеся на выставке, можно было заказать и приобрести на Нижегородской ярмарке, находившейся рядом.

 

Главный ярмарочный дом. Фото: Hardscarf

 

Для детального осмотра выставки требовалось не менее недели. За 125 дней ее посетило 991 тысяч 33 человека.

 

Панорамный вид. Слева — павильон отдела «Художественный». Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО

 

На выставке, в городе и на ярмарке выступали приезжие знаменитости: симфонический оркестр под управлением В.И. Главача, певческая капелла Д. Славянского, чешский скрипач Ян Куделик, русский контрабасист Сергей Кусевидский, владимирские рожечники. В новопостроенном нижегородском театре выступали мамонтовская оперная труппа и труппа антрепренера-нижегородца Н.И. Собольщикова-Самарина. 23-летний Ф.И. Шаляпин на открытии театрального сезона 15 мая 1896 г. в опере «Жизнь за царя» пел партию Сусанина.

 

Улица Большая Покровская. Общий вид. Слева — здание доходного дома Торгового дома «Чесноков и Кудряшов». Справа — Николаевский нижегородский драматический театр на Театральной площади. Фото М.Дмитриева. ГАрхАДНО

 

Кульминацией событий выставки стал визит в Нижний Новгород императора Николая II и императрицы Александры.

 

Император Николай II и императрица Александра

 

Утром 17 июля императорскую чету торжественно встречали на Московском вокзале железной дороги, у Царского павильона (построенного к выставке ярмарочным купечеством в 1894 г.). Толпы народа с раннего утра заполонили вокзальную площадь и окрестные улицы. По пути императора к кремлю стояли войска. Другая сторона пути охранялась самим народом. Дома были декорированы флагами и зеленью, вензелями и портретами царской четы.

 

Императорская чета в течение трех дней осматривала выставку, а также знакомилась с городом и ярмаркой. Город сиял иллюминацией, на Волге устраивали фейерверк.

 

Панорамный вид. Слева — центральный павильон. Справа — пруд перед главным входом на выставку

 

Покидая город 20 июля, Николай II отметил, что «выставка … наглядно иллюстрирует состояние различных отраслей народного труда и отечественной производительности и дает необходимые данные для выработки дальнейших мероприятий к развитию этих отраслей».

 

Царский павильон. Интерьеры. Фото: Максим Дмитриев

 

1 (13) октября 1896 г. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была закрыта.

 

После закрытия на территории разбили Выставочный парк. От строений выставки сохранились лишь Царский павильон, который в 1914 г. переоборудовали под училище, и церковь-школа.

 

Царский павильон. СИФ ЦАНО

 

Территория бывшего Выставочного парка, расширенная в сторону ДК им. В.И. Ленина и реконструированная, в советское время получила наименование Парка им. 1 Мая. В память о выставке ныне там установлен памятный знак.

 

 

История развивается по спирали. Не исключено, что в 2025 году Нижний Новгород примет Всемирную выставку «ЭКСПО-2025». Как и более века назад, выставочный городок планируется построить на пустом месте – например, в борской пойме, где ранее областные власти анонсировали проект Globe town. Будет ли реализован очередной прожект – покажет время.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1


(0 голосов, в среднем: 0 из 5)


Понравился пост? Поддержи Сайт - Поделись Друзьями





Смотрите Другие Темы на Нашем Сайте




Добавить комментарий

Заполните поля ниже. Все поля обязательны для заполнения