Определяем проблему урока
Антошка с завистью смотрел, как сын Археолога лихо играл на гитаре у экспедиционного костра.
— Ещё бы, — буркнул Антошка, — он на три года раньше меня родился, вот и успел научиться. Так всегда было. Вот, например, Египет раньше Междуречья появился — значит, и развивался быстрее.
Сравни мнение Антошки с таблицей:
Какое наблюдается противоречие, какой возникает вопрос?
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: цивилизация (два значения), государство, народ, закон, соседская община, граждане. (Словарь)
• Назови достижения жителей Древнего Междуречья. (§ 12)
Решаем проблему, открываем новые знания
Перекрёсток Западной Азии
Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной Азии? Сделай вывод по проблеме урока.
Через 300—400 лет после возникновения шумерских городов-государств в Междуречье пришли семитские племена пастухов-кочевников. Часть из них научилась у цивилизованных шумеров приёмам орошаемого земледелия, строительства, письменности.
Осевшие на земле семитские племена стали строить свои города Аккад, Вавилон, Ашшур. Образовались новые народы, которых позднее стали называть аккадцами, вавилонянами, ассирийцами. Они проникали В земли шумеров, захватывали власть в их городах. Постепенно древние шумеры перенимали язык завоевателей. Клинопись была приспособлена для передачи семитских слов. На новый язык были переведены религиозные мифы и астрономические записи. К концу II тысячелетия до н.э. всё Междуречье говорило по-семитски. Новые и старые города по-прежнему нуждались в товарах и продолжали торговать с соседями по Западной Азии — жителями Закавказья, Малой Азии, Сирии, Финикии, Палестины, кочевниками Аравии и Иранского нагорья. К ним караваны везли соль, хлеб, шерсть и масло, а от них — металлы (золото, серебро, медь, олово), драгоценные камни, древесину, лошадей и рабов.
Возвращаясь, торговцы-путешественники рассказывали об увиденных диковинах. Мастера-умельцы пытались использовать их в своём ремесле. Богатства Междуречья привлекали воинственных соседей. Через Закавказье, Малую Азию и Иран к Междуречью подступали индоевропейские племена кочевников. Их повозки были снабжены лёгкими колёсами со спицами. Местные ремесленники усовершенствовали их, и стремительные колесницы, запряжённые лошадьми, стали главными перевозчиками и ударной силой армий Междуречья.
Законы «сияющей справедливости»
В чём ваши представления (людей XXI века) о справедливости и равенстве людей совпадают с представлениями вавилонского царя Хаммурапи, а в чём — нет? Сделайте вывод по проблеме урока.
В начале XVIII века до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное государство один из царей Вавилона. Долгое время учёные немного знали об особенностях этого царства, пока однажды не была сделана уникальная находка. Чуть более ста лет назад французские археологи обнаружили чёрный базальтовый столб, покрытый клинописью. Наверху столба было высечено изображение царя, стоящего перед богом Солнца и Правды Шамашем. Оказалось, что на столбе записаны законы царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне в 1792-1750 годах до н.э.
Во все города Междуречья царь назначал своих чиновников, которые собирали с граждан налоги. Случалось, что ячмень на поле земледельца мог и не уродиться. Не зная, как до нового урожая прокормить голодных детей, земледелец шёл к дому богача, у которого было много земли и рабов. Впустив бедного соседа во двор, богач, выслушав его просьбы, соглашался дать денег в долг, но с условием, что за год долг «вырастет» — вместо данной одной горсти серебра надо будет вернуть три. Через год земледелец вновь стоял на коленях перед богачом и со слезами объяснял, что может вернуть выросший долг, только продав весь урожай, и как тогда жить? Богач-ростовщик соглашался взять вместо серебра старшего сына земледельца, чтобы он как раб трудился на поле богача, отрабатывая долг. Лишаясь работников, всё больше свободных семей разорялось. На собраниях общин они требовали от ростовщиков простить долги. Всё больше жалоб поступало в царские суды.
Наконец на вершине главного зиккурата Вавилона был зажжён священный огонь — царь объявлял о «восстановлении справедливости», отмене долгов и недоимок по налогам. Текст законов Хаммурапи был высечен на столбе. В самом начале Хаммурапи заявляет, что по воле богов он призван «дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы я, как Шамаш (Солнце), восходил над черноголовыми и озарял страну». Далее следуют 282 статьи законов, устанавливавших новые правила жизни в обществе.
…Если лекарь сделал тяжёлую операцию бронзовым ножом и убил человека, то ему должны отрубить кисть руки.
Если строитель отстроил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнён.
Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно, то лодочник должен всё, что погубил.
Если человек наймёт человека для службы на своём поле, поручит ему плуг, вверит ему скот и договором обяжет его обрабатывать поле и если человек украдёт семена или корм, и это будет схвачено в его руках, то должно отрезать ему пальцы.
Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлёстан воловьей плетью 60 раз.
Если раб человека ударил по щеке сына свободного человека, то рабу должны отрезать ухо.
Сравниваем свой вывод с авторским
При царе Хаммурапи Вавилонское царство стало самой сильной и развитой державой Западной Азии.
Ключевые слова: Западная Азия, алфавит.
Применяем знания
Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?