«Закрытый» Дальний Восток

17 марта, 2023

338 просмотров

«Закрытый» Дальний Восток

Мир дальневосточной цивилизации в раннее Новое время

С помощью конкретных фактов докажи, что в мире дальневосточной цивилизации переплетались три разные религии.  Сделай вывод о возможности контактов западной и дальневосточной цивилизаций.

Древнейшей цивилизацией на Дальнем Востоке был Китай. Долины рек Янцзы и Хуанхэ, протекающих по Великой Китайской равнине, изрыты оросительными каналами, на полях колосится пшеница и зеленеет рис, тянутся рядами чайные кусты, на плантациях женщины собирают личинки шелковичного червя. Вся Китайская равнина очень плотно застроена деревнями (в них проживает 70% населения) и городами (30%).

С севера от Китайской равнины простирается восточная часть Великой евразийской степи, населённая скотоводами-кочевниками (монголами, маньчжурами и другими народами). Чаще всего эту страну называют Монголией, её отделяют от Китая невысокие цепи гор, по которым зубчатой змеёй вьётся Великая Китайская стена. На юге горы «поджимают» Китайскую равнину к самому океану, и только узкая полоска джунглей Вьетнама связывает её с Юго-Восточной Азией. На северо-востоке от Китая в море вдаётся Корейский полуостров, на котором расположена горная страна Корея, пересечённая множеством рек. «Страной десяти тысяч ли*, вышитых золотом и серебром» называют свою страну корейцы. Китайское побережье охватывает дуга Японии — в совокупности это 4 тысячи островов, протянувшихся на 3,5 тысячи километров. Дальше на восток простирается безбрежный Тихий океан, и японцы называют свою родину Страна восходящего солнца.

* Ли — китайская мера расстояний, около 500 м.

Все эти страны и их народы в той или иной степени можно отнести к одной дальневосточной цивилизации. Несмотря на различия в языках и истории, все они развивались под влиянием Китая, перенимая от него и иероглифическую письменность, и традиции государственной жизни. Наконец, на всём пространстве Дальнего Востока переплелись три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм, дополняемые в каждой стране языческими верованиями (в Японии — синтоизм, в Монголии — шаманизм и так далее). Храмы разных вер мирно соседствовали друг с другом в одних и тех же городах Дальнего Востока.

Когда перед китайцем (японцем, корейцем) вставали вопросы обыденной, повседневной жизни, он следовал учению Конфуция о справедливом и гармоничном устройстве мира и правилах отношений между людьми. Для исполнения главного долга — человеколюбия — люди старались во всём слушаться старших (родителей, начальников) и заботиться о младших (детях, подчинённых). Когда житель Дальнего Востока пытался постичь существующий в мире порядок, ему могли помочь монахи-даосы. Они объясняли, что Дао — это путь, закон, которому надо следовать, если хочешь обрести благополучие и спокойствие. Когда же человек дальневосточной цивилизации задумывался о том, что станет с его душой после смерти, он шёл в буддийский храм и приносил служащим там монахам еду, одежду, деньги. Этими и другими добрыми делами люди очищали свои души и надеялись в следующем перерождении приблизиться хоть на один шаг к главной цели — достижению нирваны.

«Закрытый» Дальний Восток

В мировоззрении людей дальневосточной цивилизации переплетаются три учения — конфуцианство, даосизм и буддизм.

Жители Поднебесной империи

С помощью конкретных фактов докажи, что в Китае раннего Нового времени сохранялись все признаки аграрного общества.

С конца Средневековья в Китайской империи правила династия Мин (в переводе значит «свет»). По традиции владыка Срединной Поднебесной империи считался Сыном Неба, а само Небо — по-китайски «тянь» — владыка всего мира. Поэтому императору Китая должны быть подчинены не только сами китайцы, но и все народы Земли — варвары, имеющие «сердце дикого зверя».

Прибывавшие к китайскому двору иностранные послы, входя в покои императора, должны были выполнить ритуал «троекратного коленопреклонения и девятикратного простирания ниц». Китайский двор был склонен считать всякое посольство признанием вассальной зависимости, а посольские дары — данью.

Власть императора опиралась на многочисленных китайских чиновников. Они управляли центральными ведомствами, провинциями, округами, составляли разно-образные деловые письма, отчёты и получали жалованье из казны. Чтобы занять место чиновника, нужно было сдать специальный экзамен: красивым почерком написать иероглифами сочинение на заданную тему о государственном порядке. В сочинении нужно было обязательно цитировать по памяти Конфуция и других мудрецов Китая. Подготовка к такому экзамену занимала много времени, так как одних только иероглифов нужно было выучить несколько тысяч. Как правило, небогатые родственные семьи складывали свои деньги, чтобы дать образование одному даровитому родственнику. После экзамена чиновник получал низший — девятый ранг. Продвигаясь по службе к высшим рангам, он менял цвета шёлковых халатов и изображения драконов и птиц на них.

Низшие чиновники следили за основой китайского общества — крестьянскими соседскими общинами (70% населения). Одна деревня считалась общиной в 100 дворов и делилась на 10 десятидворок. Во главе каждой деревни стоял выбранный староста, который раз в несколько лет подавал чиновнику списки налогоплательщиков, отчитывался за собранные налоги, распределял землю между семьями общины. Все земли в Китае делились на две части — государственные и частные, принадлежавшие родовитой знати, придворным императора, крупным чиновникам и купцам. Крестьянские общины, жившие на частной земле, кроме налога, платили арендную плату хозяину земли. В начале правления династии Мин налоги были установлены умеренные — 1/10 урожая риса, пшеницы и других продуктов. Во многом благодаря этому китайские крестьяне в XV веке распахали множество пустовавших земель и даже на горных склонах создали плантации риса, подавая туда воду по бамбуковым трубам. Совершенствуя обработку земли, крестьяне стали применять новые бороны, больше удобрять землю. Кроме того, крестьяне исполняли повинности по ремонту общегосударственной системы оросительных каналов, строительству мостов и городов.

«Закрытый» Дальний Восток

 

Завоевание Китая маньчжурской династией Цинь

Какие действия последних императоров династии Мин и первых императоров династии Цинь ты можешь оправдать, а какие — осудить с точки зрения человека XXI века? Объясни свой ответ.  Сделай вывод по проблеме.

К концу XVI века империя Мин переживала не лучшие времена. Знатные роды стали захватывать общинные крестьянские земли, заставляя крестьян отдавать им большую часть урожая. Семьи земледельцев голодали и нищали, а императорская казна пустела. Многие чиновники, следуя предписаниям Конфуция о долге заботы, не раз посылали свои доклады на высочайшее имя. Однако последние императоры Мин больше заботились о роскоши и развлечениях, чем о благе своих подданных. Часто в дома чиновников, решившихся на подобный шаг, приходил посыльный императорского дворца с небольшим свёртком в руках. Трясущимися руками разворачивал этот свёрток ранее влиятельный чиновник, и если там оказывался шёлковый шнурок, то это означало только одно: император приказывает своему верному подданному удавиться.

Столица династии Мин — Пекин была украшена величественным Храмом Неба — сразу несколько построек с многоярусными крышами небесного цвета были окружены одной квадратной стеной. В другой части Пекина за высокой красной стеной скрывался «Запретный город». Здесь размещались императорские дворцы, дома чиновников, гаремы наложниц, императорский сад с горками, искусственными ручьями и диковинными растениями. Вся жизнь императора проходила за этими стенами, а указы «Сына Неба» переправляли в страну в клюве огромной золотой птицы, спускаемой на верёвке со стены «Запретного города».

Сам Пекин с его широкими улицами, площадями, рынками и кварталами ремесленников был отстроен из камня. Его крыши сверкали золотистой, синей и зелёной черепицей. Таких городов с населением в несколько сотен тысяч человек в Китае насчитывалось около 40—50. Особенно много их было на юговосточном побережье. Отсюда на «острова пряностей» каждый год уходили караваны многопалубных судов с сотнями людей команды и тяжёлыми грузами в трюмах. Чтобы заполнить их товарами, целые города работали как ремесленные мастерские, специализируясь на производстве какого-либо одного вида продукции. Одни города были наполнены шумом деревянных ткацких станков, причём некоторые ткачи открывали собственные мануфактуры и ставили там более совершенные станки, способные создавать ткань из ниток сразу 20 цветов. В других городах небо озарялось пламенем печей, в которых обжигали знаменитый китайский фарфор. В третьих делали бумагу, используя водяное колесо для приведения в действие пресса. На государственных мануфактурах изготавливали оружие, в том числе особые китайские ружья и пистолеты, которые, правда, не получили широкого распространения.
«Закрытый» Дальний Восток

 

В 1630—1640 годы армия восставших крестьян свергла династию императоров Мин. В 1644 году Пекин был захвачен кочевниками- маньчжурами, которые провозгласили новую императорскую династию Цинь («светлая»). Сопротивление китайцев маньчжурам было подавлено только к началу XVIII века.

Маньчжурский вождь стал китайским императором с титулом богдыхана. Все высшие правительственные должности заняли маньчжуры. Сословие завоевателей (профессиональных воинов) господствовало над китайскими сословиями учёных, земледельцев, ремесленников и торговцев. Уступая китайцам в численности, завоеватели-маньчжуры боялись раствориться в их массе, поэтому межнациональные браки были запрещены. Всё китайское общество было поставлено под строгий полицейский контроль. Китайцы должны были брить полголовы, а оставшиеся волосы заплетать в косу. Всякому, кто отказывался это сделать, тут же отрубали голову и выставляли её на шесте в центре селения. Горожанам было приказано вывешивать на своих домах таблички с указанием, сколько людей живёт в доме. Крестьянам под страхом наказания плетьми было запрещено покидать деревни и даже резать скот и птицу без разрешения властей. Был составлен список книг, которые, по словам маньчжуров, «противостоят нашей династии и которые надо предать огню».

Крестьянское восстание против династии Мин возглавил бывший сельский староста и разбойник — Ли Цзы-чэн. Его армия занимала целые провинции и города, изгоняла чиновников, отменяла высокие налоги, возвращала крестьянам земли. В 1640 году, когда армия восставших вошла в Пекин, последний минский император повесился в собственном дворце на шёлковом шнуре. Ли Цзы-чэн провозгласил себя новым «благонамеренным» императором, но с этим не были согласны высшие чиновники и крупные землевладельцы. Один из них — военачальник У Саньгун, охранявший Великую Китайскую стену, — решил призвать на помощь северных кочевников. Ещё в начале XVII века маньчжурские племена объединились под властью одного предводителя, перестали платить дань китайскому императору и провозгласили создание собственной императорской династии Цинь («светлая»). Каждый год маньчжурская конница прорывалась через Великую стену, грабила города и деревни. Теперь маньчжуры вместе с китайской знатью обрушились на крестьянскую армию.

И всё-таки маньчжурская династия устраивала китайскую знать, так как стремилась следовать китайским традициям управления. Сохранились все чиновничьи должности и права на землю китайской знати. Второй маньчжурский император, Канси, старался во всём следовать правилам конфуцианства. Он стал хорошим знатоком китайской литературы и искусства. Канси заботился о развитии земледелия, ремёсел и торговли в империи. Китайская армия была направлена воинственным маньчжуром на покорение Великой Китайской равнины. В течение XVIII века была завоёвана вся восточная половина Великой степи: Монголия, Кашгария и Джунгария. Китайско-маньчжурские войска заставили признать власть императора в Корее, Вьетнаме и даже Бирме. В результате границы Китайской империи Цинь простирались от таёжных лесов по реке Амур на севере до джунглей Индокитая на юге, от Тихого океана на востоке до Средней Азии на западе.

«Закрытый» Дальний Восток

После смены династий Китайская империя достигла высшего могущества.

Проникновение европейцев в дальневосточные страны

Попробуй объяснить закрытие Китая и Японии от остального мира в двух докладах: английского капитана правлению Ост-Индской компании и китайского чиновника своему императору.  Сделай вывод по проблеме.

На всём Дальнем Востоке только Япония не покорилась Китайской империи. Здесь в начале Нового времени реальная власть находилась в руках сёгунов — верховных военных правителей. Император (тэнно) был лишь живым символом японского государства, земным божеством, сыном богини солнца Аматэрасу. В течение всего XVI века князья — правители отдельных областей — вели войну с сёгунами. В это время процветало военное сословие самураев, крестьяне и горожане были задавлены налогами, монахи-жрецы втягивались в борьбу за власть.

«Закрытый» Дальний Восток

После столетия междоусобных войн в 1603 году власть захватил князь Токугава Иэясу, который принял титул сёгуна и стал править всей страной от имени императора. Именно Китайской империи и Японской империи сёгуната предстояло решить, как встретит Дальний Восток появление европейцев.

«Закрытый» Дальний Восток

В XVI веке португальцы в течение 50 лет пытались закрепиться на китайском побережье. Власти династии Мин сначала пускали их в некоторые портовые города, но когда португальцы стали вместо торговли заниматься грабежом, они были изгнаны. Императоры запретили всю частную торговлю за пределами страны. Попытки португальцев силой захватить бухты на побережье отбивали береговая охрана и флот династии Мин. Только в 1557 году португальцы подкупили местных чиновников и получили в аренду порт Макао. Это позволило им перехватить морскую торговлю у китайских купцов. Теперь только португальские суда вывозили из Китая фарфор, шёлк и другие товары в Японию, Индонезию, Европу. Одновременно с купцами в Китае и Японии появились иезуиты. Они потихоньку обращали в христианство жителей прибрежных городов, ездили на приём к императору и сёгуну. Именно иезуиты познакомили японцев и китайцев с изготовлением пушек. В XVII веке корабли английской Ост-Индской компании воспользовались ослаблением династии Мин и получили право торговать в Кантоне и Гуанчжоу. Одновременно англичане и голландцы создали свои фактории в Японии.

«Закрытый» Дальний Восток

Первыми изменили отношение к европейцам японские сёгуны. Ещё Токугава запретил проповедь католицизма в стране. Однако и в самом японском обществе ширилось недовольство «заморскими варварами» и их диковинками. В 1630-е годы сёгун запретил ввозить в Японию европейские и китайские книги, в которых хотя бы упоминается христианство. Смертная казнь ждала каждого, кто осмеливался поселиться за пределами страны. Запрещалось строить корабли, которые могли бы отправиться в дальнее плавание. Чуть позже в Японию был запрещён въезд всем иностранцам. Гавань Нагасаки была открыта только для торговли с китайцами, да и то все операции проводились под бдительным надзором сёгунских чиновников. «Отныне никому, покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплывать в Японию даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменён под страхом смертной казни», — гласил указ третьего сёгуна дома Токугава. В том случае, если японские корабли относило штормом от островов, морякам не разрешалось возвращаться домой, чтобы никакие сведения об иностранцах не просочились в Страну восходящего солнца.

Новая китайская династия Цинь в это время, напротив, пошла на союз с европейцами. Англичане, голландцы и французы продавали маньчжурам пушки и помогали уничтожать китайские отряды, боровшиеся за независимость. Больше всего недовольных маньчжурами было среди китайских морских торговцев, которые на своих больших кораблях высаживали десанты повстанческих войск. Когда маньчжуры победили, они запретили китайцам строить большие корабли. В результате все морские перевозки стали возможны только с помощью европейцев. Их фактории возникли во многих прибрежных городах.

Когда маньчжуры укрепили свою власть, их стало беспокоить соседство с европейцами. Были введены ограничения на количество европейских кораблей, которые могут заходить в китайские порты, закрылось около 300 христианских церквей. В 1757 году, когда в Китай дошли вести о захвате англичанами Бенгалии, европейцы были изгнаны из всех городов. Единственным открытым портом император оставил Гуанчжоу. Но и здесь европейцам запрещали поселяться в городе за пределами европейского квартала, обнесённого стеной. Запрет был наложен даже на изучение европейцами китайского языка. Через 30 лет подданным империи было запрещено заселять острова у побережья. Тех, кто посмел ослушаться, насильно возвращали на материк, а их дома сжигали.

Формулирование вывода и сравнение его с авторским

Закрытие Китая и Японии от проникновения европейцев возвело преграду между западной европейской цивилизацией и цивилизацией Дальнего Востока.

Ключевые словадальневосточная цивилизация, империя Цинь, 1630 г., 1757 г.

Применение знаний

Сравни судьбу стран дальневосточной и индийской цивилизаций в раннее Новое время. Какими причинами ты можешь объяснить различия между ними?
Какие действия европейцев, китайцев и японцев в ходе контактов XVI—XVIII веков представляются вам недопустимыми с точки зрения человека XXI века? Объясните свой ответ.
Используя текстовый редактор, составь сравнительную таблицу «Экономические (сельское хозяйство, ремесло и торговля), общественные, политические и культурные особенности дальневосточной и западной цивилизаций XVI—XVII веков». (§ 6)

Перейти в оглавление


Добавьте наш сайт в закладки (нажмите Ctrl+D) и поделитесь с друзьями в соцсетях.