Определяем проблему урока
— Во II—III веках, — сказал Источниковед, — римские правители о христианах отзывались так: «Христиане не признают высших над собой»; «Они отказываются приносить жертвы нашим богам»; «Храмы пустеют, рынок страдает, так как сокращается продажа жертвенных животных». Некоторые христиане заявляли, что «не признают империи», отказывались «брать в руки оружие, становиться легионерами», защищать границы империи. По словам Тертулиана: «Если Нил не орошает полей, если начинаются землетрясения и эпидемии, звучит один клич: «Христиан — львам!»».
— Опасно было быть христианином, — сказал Антошка.
— В IV веке, — продолжил Источниковед, — императоры окружили себя христианскими священниками и стали принимать крещение.
Сравни, как изменилось отношение властей к христианству?
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: государство, религия. (Словарь)
Сравни основы античной цивилизации (§ 42—43) и христианства. (§ 44)
Решаем проблему, открываем новые знания
Повелитель подданных
Какие изменения произошли в III веке в жизни римского общества?
В 193 году, после гибели императора, сразу несколько легионов в разных провинциях провозгласили своих командиров новыми императорами. Начались гражданские войны, продолжавшиеся с перерывами весь III век. Императорами часто становились удачливые легионеры, происходившие из провинциальных пастухов: Максимиа́н Фракиец, Филипп Аравитянин. Процарствовав несколько лет, они гибли от кинжалов заговорщиков. В это время жители восточных провинций с трудом отбивались от войск нового Персидского царства, рейнские и дунайские провинции — от дружин германских варваров, африканские — от кочевых племён Сахары. В огне войн сгорали торговые средиземноморские города и небольшие сельские поместья. Многие граждане, лишившись своих домов и имущества, бежали под защиту богатых землевладельцев — магнатов, окруживших свои виллы крепкими стенами и вооружёнными слугами. Беглецы получали от магната участок земли с хижиной, а за это отдавали ему треть урожая пшеницы, винограда, приплода скота. Эти полусвободные земледельцы — колоны стали главными тружениками империи, а рабов стали использовать как домашних слуг.
Всё чаще римские граждане, лишённые мира, порядка и свободы, теряли веру в своих языческих богов. Все больше людей приходило на собрания христианских общин, где слышали о том, что в мире только один Бог. Земная жизнь человека — это лишь краткий миг испытания, а жертвенная смерть Сына Бога — Иисуса Христа открыла всем людям — и «рабам и свободным» — равный путь к спасению души для вечной жизни. Войны и смуты — это знак скорого «конца света», когда во второй раз в мир придёт Христос для Страшного суда над злодеями и воскресения праведников. Даже в семьях римских сенаторов и императоров читали книги о том, как избавиться от злобы и ненависти.
Тем временем императоры, победившие в гражданских войнах, больше не желали считаться лишь первыми среди равных. На смену старой римской пословице «Воля народа — есть высший закон» пришло новое правило: «Что угодно императору, то и закон». В 284 году легионы провозгласили императором командира-иллирийца Диоклетиа́на (284—305 гг.). К тому времени уже несколько десятилетий всех свободных жителей уравняли в звании римских граждан и в обязанности платить налоги. Диоклетиан назначил ответственными за сбор налогов членов городских самоуправлений и земельных магнатов, а горожанам и колонам запретил менять место жительства. На собранные средства император увеличил число чиновников и легионеров, набранных из колонов и варваров.
Войска прошли по бунтующим провинциям и вновь подчинили их Риму. Все граждане теперь должны были именовать императора «до́минусом», то есть «господином-хозяином». Так называли рабы своего повелителя. Когда Диоклетиан появлялся перед гражданами в окружении слуг, в красных одеждах, усыпанных алмазами, все должны были низко кланяться ему, а в награду могли получить право поцеловать императорские сандалии. В храмах по всей империи были поставлены статуи Диоклетиана как сына бога Юпитера. Христиан, которые отказывались приносить перед этими статуями жертвы, объявили государственными преступниками, стали разыскивать, пытать и казнить.
Император праведных
Почему римские императоры приняли христианство?
В 306 году между преемниками Диоклетиана разгорелась новая гражданская война. По легенде, перед решающей битвой один из претендентов на трон — сын соправителя Диоклетиана и командир галльских легионов Константин — увидел на небе в закатных лучах солнца крест из соединённых букв ХР (Христос) и надпись вокруг: «С ним победишь». По приказу Константина его легионеры начертали на своих щитах знак креста, ринулись в бой и победили противника. Как бы то ни было, но, став императором, в 313 году Константин издал указ, где объявлял гражданам «свободу религии» и разрешал «каждому по своему желанию заботиться о божественном».
Христиане теперь могли открыто молиться Иисусу. Рядом с нарядными и пышными языческими храмами в римских городах стали возводить строгие стены раннехристианских церквей. Вместо языческих статуй, прославлявших телесную силу и красоту, церкви украшали изображения Христа и Богоматери, большие выразительные глаза которых отражали красоту и чистоту души. Сам Константин продолжал верить во многих богов, во главе с «Солнцем Непобедимым», и принял крещение только перед смертью.
В христианские общины входило теперь много не только бедных, но и богатых людей. Они после смерти завещали земли и дома, деньги и рабов общине. Константин желал, чтобы сила этих общин поддерживала его империю, но христиане постоянно спорили друг с другом: «Иисус — это Бог или человек?», «Сколько лиц у Бога?». Евангелий было написано много, и некоторые противоречили друг другу. По приказу Константина в 325 году был созван Первый вселенский собор руководителей христианских общин — епископов. Они записали основы вероучения: единство Бога в трёх лицах (Отец, Сын и Святой Дух), вера в то, что Христос был одновременно и Богом и человеком, и другие.
В IV веке среди христиан появились особые общины монахов (уединённых жителей). Если римскому рабу остригали волосы в знак потери свободы, то христианскому монаху в волосах выстрегали крест — знак того, что он стал «рабом Божьим». Ему давалось новое имя — это означало, что больше в мире нет у него ни собственности, ни родных, ни своих желаний — все в нём принадлежит Богу.
На последующих Вселенских соборах в IV—V веках было установлено управление христианской церкви — общины простых верующих и священников, которые совершали таинство обрядов. Был утверждён Новый Завет — вторая часть Библии — собрание священных книг о жизни Христа и его апостолов. Были упорядочены христианские таинства, сменившие языческие обряды. Например, при рождении младенца вместо языческой жертвы перед статуей божества родители несли ребёнка к священнику, и он крестил новорождённого в воде. Так ребёнок приобщался ко всем верующим в Христа, получал духовную силу для жизни в этом мире.
В 330 году на берегах пролива Босфор, между Европой и Азией, Константин построил вторую столицу империи — Константинополь («город Константина»). Там, где прежде ютились домишки греческой колонии Византий, крепкие стены отгородили удобный мыс, пролегли широкие улицы, поднялись дворцы и бани, цирки и библиотеки, языческие храмы и христианские церкви. Вместо горделивых спорщи- ков-сенаторов Константина окружали теперь кланяющиеся советники, вместо памятников древним борцам за гражданские свободы республики — статуи и портреты его самого — в сиянии драгоценных одежд и в золотой короне, как у царей и деспотов Древнего Востока.
Сравниваем свой вывод с авторским
Поздняя Римская империя изменила многие порядки и стала христианской страной.
Ключевые слова: 313 г., христианская церковь.
Применяем знания
Попробуйте объяснить принятие Константином христианства с двух разных позиций: искренне верующего христианина и расчётливого римского чиновника. Каждую позицию объясните, опираясь на факты.