Русичи - Славяне - Язычество




Рубрика: Наследие | Живой и многоликий огонь

Живой и многоликий огонь


| Автор: | Просмотров: 555

Огонь — источник всякой Жизни. ОГОНЬ, пьянящий, манящий, в ночи озоряющий — мрак прогоняющий, светом освещающий, теплом согревающий.

 

Не было бы огня, можно сказать не было бы и человека. Вся история и Эволюция человека началась с огня. Его всегда отождествляли с солнцем, что солнышко светит и ночь уходит, что солнышко греет и холод и сырость отступает, так и огонь. В земном огне древнейшие славянские племена видели стихию, родственную с небесным пламенем грозы:
огонь, разведенный на домашнем очаге, точно так же прогоняет нечистую силу тьмы и холода и уготовляет насущную пищу, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные весенние дни и урожаи; и тот, и другие равно наказуют пожарами.

 

Славяне называли огонь Сварожичем, сыном неба-Сварога! Земной огонь, как то же пламя, которое возжигается Перуном в облаках, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною, падающею с воздушных высот молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.Множество доселе живущих в народе примет, поверий и обрядов свидетельствуют о старинном поклонении огню, как стихии божественной и эмблеме грозового пламени.

 

Плевать на огонь — величайшее нечестие: за такое оскорбление святыни — на губах и языке виновного высыпают прыщи, называемые в областных наречиях огник и жижка; детям обыкновенно говорят: «не плюй на огонь, а то огник выскочит!» Не должно кидать в огонь ничего нечистого.

 

С возжжением огня издревле соединялась мысль о возрождающейся жизни, а с его погашением — мысль о смерти. Огонь есть самая чистая = светлая, и в этом смысле святая стихия, не терпящая ничего омрачающего, в переносном смысле: ничего злого и греховного. Но особенно важное значение приписывалось огню, добываемому трением из дерева, так как под тем же образом древнейший миф представлял возжжение богом-громовником небесного пламени грозы. Такой огонь называется на Руси древесным, лесным, новым, живым, лекарственным или царь-огонь, у сербов ватра (в старину — молния) жива, живи огањ, у чехов bozi oheń, — точно так же, как дождь, льющийся из тучи, пробуравленной палицею Перуна, назывался живою водою. Пламя это признается спасительным против всяких заразительных и повальных болезней.

Живой и многоликий огонь

Огонь, бывший до того в людском употреблении, не считается годным для такого священного дела; как вода, предназначаемая для леченья, должна быть непочатая, только что почерпнутая из родника, так и огонь требуется новый, не служивший еще человеческим нуждам.

 

Огонь на очаге был признан за семейное, родовое божество, которое охраняло счастие дома и родичей, умножало их имущество и устрояло внутренний порядок; то же охранение семейного мира и благосостояния, те же заботы о домочадцах, верховная власть над ними и хозяйственный надзор принадлежали старшему в роде. Название жреца равно присвоялось и огню, и родоначальнику, обязанному служить при его жертвеннике. Умирая, предки не покидали потомков совершенно, не разрывали с ними связей окончательно; они только сбрасывали с себя телесные формы, сопричитались к стихийным духам и как гении-хранители продолжали незримо следить за своими потомками, блюсти их выгоды и помогать им в житейских невзгодах.

 

Потому у всех древнейших народов огонь признавался проводником жертвоприношений, посредником между людьми и богами, обитающими на высоком небе; а домашний очаг был первым жертвенником, на котором чествовались бессмертные владыки. Каким бы богам ни предназначались жертвенные яства, вместе с ними необходимо сотрапезовал и Огонь.

 

Огонь в переносном смысле — та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.

 

Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.

 

Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.

 

Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах независимо от их религиозной принадлежности.

 

Чтобы быть в полной гармонии с Природой необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокоствие.

 

Чтобы умилостивить огонь и сделать его дружественным – следует «накормить» и «напоить» огонь жертвенными приношениями, а чтобы случайно не оскорбить – в огонь не следует плевать, мочиться и злословить на него.

 

Согласно преданиям Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это огненная сила-посредник между людьми и богами.

 

Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.

 

Во время прощальной огненной крады Семаргл возносит с дымом души умерших до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.

 

 

Славяне различают три вида Огня-Сварожича: 

Самым чистым считается огонь, зажженный энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падёжа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.

 

Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажженный от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига крады и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).

 

Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.

 

Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.

 

Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины, очищаются от сглаза, наговоров и порчи.

 

Огонь силу великую имеет. Коль устал или тяжесть на душе сядь к Огню, посмотри на него внимательно. Защитит он тебя и обогреет. «Даже свеча малая зло и невзгоды отгоняет».

 

«Огонь и жилища чистит. Зло не смеет приблизиться к Огню, но Огонь очищает все оскверненное».

 

«Огонь свидетель клятв»

 

«Особенна Сила и велика у Огня в Купалинскую ночь. Сила его очистительна. Перепрыгни через Огонь в эту ночь три раза и многие болезни прочь изгонишь. Для женщин это особливо важно. Огонь их первый Защитник, как матерей, ибо детей малых любит и жалеет Сварожич. В эту ночь Огонь поэтому большинство женских хворей излечивает».

 

«Не ругайся и не паскудничай у Огня, в каждом огоньке малом искра Семаргла Сварожича, часть души Его».

 

«Во время трапезы Огонь угощают первым и лучшим кусочком трапезы».

 

«Очистительными свойствами обладает и кусочек дерева недогоревший или уголек от Купалинского костра. Дом, где он хранится, много бед стороной обойдет».

 

 





Источник: https://artsgtu.ru/blog/zhivoj_i_mnogolikij_ogon/




Поделитесь с друзьями:

Смотрите Видео - Лекции




Светлана Жарникова

Лев Клыков

Виталий Сундаков

Артем Казаков

Сергей Данилов

Черняев Анатолий

Виктор Ефимов

Владимир Фахреев

метки , , ,