Русичи - Славяне - Язычество -




Рубрика: Наследие | Змея в славянских поверьях

Змея в славянских поверьях


| Автор: | Просмотров: 861

Змея — один из ключевых персонажей народной зоологии, воплощающий все характеристики гадов. Родственные названия и поверья объединяют змею со змеем. Важнейшая характеристика змеи — ее хтоническая природа. Змея сочетает в себе мужскую и женскую, водную и огненную символику, отрицательное и положительное начала. Ей присущи апотропейные и вредоносные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще гибкие предметы: нитка, веревка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель, фаллос, пояс.

 

Мужской образ змеи тесно связан с ее фаллической символикой (ср. русскую поговорку о мужчинах: «Галавища в маслище, сапажища в дегтище, а партки набиты змеей»). Женская символика змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении змеи в девушку, в легендах и заклинаниях. Отождествление змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на змею как воплощение сатаны. По народным легендам, змеи попадали с небес при свержении побежденного Змея.

 

Хтоническая символика змеи (связь с подземным мраком и миром мертвых) отражена в родстве слов «змея» и «земля», в южнославянских заговорах от змеиного укуса: прикладывая землю к месту укуса, произносят: «Земля землю (пусть) целует!» Способность змей влиять на дождь и град сближает ее с мертвыми. Домовую змею отождествляют с душой предка, а могильную — с душой погребенного. Хтонической природой обусловлен и антагонизм змеи и солнца: в южнославянских легендах змея поглощала солнце, его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой змее или не может зайти, меркнет от взгляда змеи, высасывающего его силу. Поэтому убитую змею зарывают или вешают в тени, иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать. Хтонизм змеи достигает космических масштабов в поверьях апокрифического происхождения об огромной змее в основании Земли, о гигантском уже в море посреди Земли.

 

3мея связана с водой, грозой, ветром. Известны южнославянские поверья о крылатых змеях, обитающих в озерах, о змеях — покровителях водоемов. Вода из источника, в котором живет змея, считается целебной. Убиение змеи способно вызвать дождь. 3мея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. По польским поверьям, град на людей насылают змеи, а украинцы связывают появление вихря и бури со змеёй, у которой выросли крылья.

 

[Славянская мифология. Энциклопедический словарь]

 

 

Интересное Видео:

Парк Драконов в Приморье





Источник: https://artsgtu.ru/blog/zmeya-v-slavyanskih-poveryah/




Поделитесь с друзьями:

метки