В 1242 году на Русь напали войска Ливонского ордена — военной организации, в которую входили немецкие рыцари-крестоносцы. Навстречу им выступило войско новгородского князя Александра Ярославина. За два года до этого Александр одержал блестящую победу над шведами на реке Неве, за что народ прозвал князя Невским.
Немецкая армия насчитывала 12 тысяч тяжеловооруженных рыцарей и пехотинцев-кнехтов. Александр Невский выставил 15 тысяч ратников, большинство из которых были плохо обученные ополченцы.
Противники сошлись на промерзшем до дна участке Чудского озера у Вороньего Камня на восточном берегу. Во время боя рыцари выстраивались клином, который на Руси прозвали «свиньей». Князь Александр против острия клина поставил слабое пешее ополчение. Основные силы — конница и тяжелая пехота — находились на флангах.
На рассвете 5 апреля немецкие рыцари двинулись в атаку. Они лавиной обрушились на ополченцев, пробили центр и врубились в глубь боевых построений русского войска. В сражение вступила одетая в кольчуги княжеская дружина. Лучники осыпали рыцарей градом стрел. С флангов немцев атаковала владимиро-суздальская и новгородская конница. Следом за всадниками шла пехота. Крестоносцы были окружены. Началась жестокая сеча. Неповоротливые рыцари не могли развернуться, многие из них падали с лошадей. Под их тяжестью весенний лед трескался, и крестоносцы тонули в воде. Новгородцы крючьями стаскивали рыцарей с коней.
Крестоносцы обратились в бегство. Русские воины преследовали их по льду Чудского озера, добивая отставших.
Битва со шведами на Неве в 1240 г.
Князь Александр Невский с дружиной
Рыцари Ливонского ордена потерпели полное поражение. Было убито около 500 крестоносцев. Взятые в плен 50 рыцарей пешком шли за победителями до Пскова. Вскоре после сражения Ливонский орден запросил мира, отказавшись и впредь нападать на Русскую землю. Победу дружины князя Александра Невского на Чудском озере летописцы назвали «Ледовым побоищем».
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра (отрывок)
После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе славянский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».