Источники знаний о прошлом

05 июля 2024 - 53 прочитали

1. Как гибнут памятники старины

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихийных бедствиях*, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события.

В любой семье хранят свою историю: старые письма и документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только природу. Человек своими непродуманными действиями тоже наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.

Какие природные явления могут стать причиной уничтожения исторических свидетельств?

Почему многие памятники старины гибнут по вине людей? Составьте рассказ, используя иллюстрации (с. 9—10).

Дом, разрушенный войной

Беспощадная сила огня

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского кремля. 1612 г.

Вторжение захватчиков всегда сопровождалось пожарами, грабежами, гибелью памятников старины

От заброшенного селения осталась полуразрушенная церковь

Песок засыпает здания. Отсюда тоже ушли люди

После строительства водохранилища памятники истории оказались под водой

2. Исторические источники

Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия вражеского войска город был уничтожен, но под землёй остались фундаменты строений, множество предметов, принадлежавших людям. В древнем монастыре сохранилась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных вещей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Всё, что когда-то было создано людьми, называют историческими источниками. Они позволяют учёным изучать историю человечества.

Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, вытекающую из глубин земли. Из источника берёт начало ручеёк, который впадает в речку, та — в большую реку, впадающую в море. Значит, источник — это начало.

Источником называют всё, что даёт начало чему-либо. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга — источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены им из достоверного источника, то есть от человека осведомлённого, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.

3. Группы источников

В любой науке учёные стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Учёные-историки делают свои выводы только на основе исторических источников. Чаще всего источники делят на группы: устные, вещественные, письменные.

Эти вещи сопровождали человека в разные времена

К какой группе исторических источников они относятся?

Письменные источники: 1 — страница рукописной книги; 2 — письмена на глине; 3 — страница печатной книги; 4 — письмо на бересте; 5 — свиток из папируса; 6 — надпись на резной кости

Устные источники — это сказания, былины, пословицы, поговорки, песни. Они передаются от одного поколения к другому. Их изучение позволяет узнать обычаи, обряды, правила поведения и многое другое.

К вещественным источникам относятся сооружения, предметы быта, оружие, украшения, то есть самые разнообразные вещи (или их фрагменты), созданные когда-либо человеком.

С появлением письменности возникли письменные источники: записи на деревянных дощечках, бересте*, папирусе*, камне, глине, бумаге. Развитие техники привело к появлению звуковых записей, фото- и кино- документов.

Вещественные источники: старинные народные женские и мужские костюмы

Предметы домашнего обихода, утварь, украшения, орудия труда — разнообразные вещественные источники

Великие памятники древности: 1 — Парфенон, Древняя Греция, V в. до н. э.; 2 — Большой Сфинкс, Древний Египет, 3-е тысячелетие до н. э.; 3 — мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Жемчужина мусульманского искусства в Индии. Построен в XVII в.; 4 — буддистский храм Хорюдзи, Япония. Самая древняя деревянная постройка в мире. В переводе на русский язык слово «хорюдзи» означает «храм процветания закона». Построен в VII в.

Исторические источники называют также памятниками. Слово «памятник» известно всем. Это — скульптурная группа, статуя, бюст, колонна, надгробие, триумфальная арка. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, героев прошлого. Пройдёт много лет, а памятник будет напоминать потомкам о славных делах предков.

Почтовая станция XIX в. Россия, г. Екатеринбург

Ветряная мельница. Голландия, недалеко от г. Роттердама

На этих иллюстрациях представлены памятники прошлого. Ветряной мельнице, которая находится в Голландии, более 200 лет. Со временем она стала памятником истории развития техники. Почтовая станция в Екатеринбурге была построена в XIX в. Подобные станции в XVII—XIX вв. служили средством сообщения между российскими городами. Здесь путешествующие могли поменять лошадей и отдохнуть. Сейчас это здание — памятник архитектуры, музей, рассказывающий об истории почты в России.

Памятник — это напоминание о прошлом. Поэтому в науке памятником называют любую дошедшую до нас частицу прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная картина, древняя рукопись, надписи на камне, древние сказания — это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники прошлого охраняются законом.

Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в вашем крае?

Какие памятники прошлого вам известны? Дайте их описание.

Как люди сохраняют сведения о прошлом?

Назовите группы исторических источников. Что входит в каждую из этих групп?

4. Архивы, музеи, библиотеки

Хранение документов в архиве

Дошедшие до нашего времени памятники прошлого учёные стараются сберечь. Для этого создают специальные учреждения.

Документы хранятся в архивах. Это слово произошло от греческого «архейон», что означает «учреждение». В архивах находятся старинные рукописи, планы городов, письма выдающихся людей, договоры между руководителями государств и другие ценнейшие свидетельства истории прошлого. Но архивами пользуются не только историки. Например, чтобы восстановить разрушенное когда-то здание, строители обращаются в архив за хранящимися там чертежами данного исторического памятника.

Обсудите с родителями вопрос о создании домашнего архива. Наиболее ветхие бумаги можно сканировать и хранить их изображения в компьютере. Помните, показывать семейные документы посторонним людям можно только с разрешения родителей!

Учреждение, которое собирает, хранит и выставляет для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекции, называется музеем, в переводе с греческого — «храм муз». Греки относили историю к искусству.

Покровительницами искусств и наук были богини — музы. Муза Клио считалась покровительницей истории. Обычно её изображали с рукописями в руках. Иногда рядом с ней можно увидеть солнечные часы — с их помощью она наблюдала за порядком во времени.

В каждом городе есть музеи. Они бывают художественными, историческими, этнографическими, зоологическими, литературными и др.

На иллюстрациях (с. 18-29) вы видите различные музеи мира. В некоторых из них собраны произведения великих мастеров искусства, исключительные по своим достоинствам: живопись, иконы, акварели, скульптура и многое другое. Их называют шедеврами. Это слово переводится с французского как «лучшее произведение».

Государственный исторический музей. Россия, г. Москва

Музеи — это не только дворцы с большими залами. Музеем может стать и обычный жилой дом как память о великом человеке, который там жил. Музеи создаются и в некоторых школах.

Листая альбомы домашней библиотеки или открывая файлы на компьютерных дисках, обращайте внимание на то, в каких музеях хранятся увиденные вами произведения искусства.

Историки часто ссылаются на экспонаты музеев для доказательства правоты своих утверждений.

В тетради отведите две-три страницы, где вы будете записывать сведения о музеях вашего города, края. Если вам удалось посмотреть коллекции различных музеев на компьютерных дисках, напишите названия этих музеев на другой странице. Укажите виды исторических источников, которые там хранятся. Продолжайте эту работу и при изучении истории Древнего мира.

Дом-музей А.П. Чехова. Россия, г. Таганрог

Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Россия, близ г. Санкт-Петербурга

Национальный музей. Чехия, г. Прага

Художественно-исторический музей. Австрия, г. Вена

Галерея Уффици. Италия, г. Флоренция

Национальная галерея. Великобритания, г. Лондон

Дворик Британского музея, г. Лондон

Лувр. Франция, г. Париж

В зале Лувра

Музей под открытым небом. Италия, г. Рим

Экспонаты Капитолийского музея. Италия, г. Рим

Каирский музей. Египет

В зале Каирского музея

Летний императорский дворец. Китай, г. Шанхай

Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г. Шанхай

Национальный музей антропологии. Модель древнего города Теночтитлана, находившегося на месте современного города Мехико. Мексика, г. Мехико

Экспонаты национального музея антропологии. Мексика, г. Мехико

Национальный музей Республики Тыва. Россия, г. Кызыл

Экспонаты Мемориального музея космонавтики. Россия, г. Москва

В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Россия, г. Москва

Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Россия, г. Москва

Государственный музей оружия. Россия, г. Тула

В зале Государственного музея оружия

Записки путешественников, летописи, воспоминания участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукописными и печатными. Они представляют для историка большую ценность. Нет такого исследователя прошлого, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» — книга, «тека» — хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? Какую помощь они оказывают историкам в изучении прошлого?

Изучение источников помогает историкам увидеть, как жили люди в прошлом. Для этого сначала надо собрать исторические материалы, а затем тщательно проверить их достоверность.

Арабский ботанический атлас. XV в. Библиотека Принстонского университета. США

Библиотека Британского музея, г. Лондон

Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека

Служебник. XV в. британская библиотека

Библиотека Хосе Васконселоса. Мексика, г. Мехико

Библиотека Страхова монастыря. Чехия, г. Прага

Национальная библиотека Франции, г. Париж

Библиотека Конгресса США, г. Вашингтон

Читальный зал Российской государственной библиотеки, г. Москва

Как мы уже знаем, источники могут быть устными, вещественными, письменными. Письменные источники историки называют документами. С латинского языка слово «документ» переводится как «свидетельство».

Документами могут быть и магнитная лента, и киноплёнка, и фотографии, и компьютерные диски, и многое другое. Обычно документы содержат тексты, изображения, звуки. Свидетельство о рождении, водительские права, наградные удостоверения и другое также называют документами.

Изучая документы и вещественные источники, учёные восстанавливают исторические события.

На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно определить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира.

В каждой профессии есть люди, которые владеют какой-то определённой специальностью, например среди врачей — хирурги, терапевты. Учителя также имеют специальности — учитель истории, биологии, химии. В каждой области исторической науки тоже есть свои специалисты. О некоторых из них мы расскажем в следующих параграфах.

Вопросы и задания
1. Что историки называют документами?
2. Почему надо тщательно проверять достоверность исторических материалов?
3. Какие у вас есть личные документы? Если затрудняетесь ответить, спросите у родителей. Помните, что эти документы — часть вашей личной истории, свидетельства прошедших событий.

Читайте также другие темы
Геральдика: искусство и наука гербоведения

Как возникают названия мест и их значение в истории

Что изучает история

Введение в Этнографию

Изучение Древностей: Археология