Появление неравенства и знати

14 августа 2024 - 38 прочитали

1. Развитие ремёсел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником1. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи.

1 Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Развитие ремёсел, изобретение плуга и выделение знати в древних обществах
Так вручную изготавливали глиняный сосуд.

Развитие ремёсел, изобретение плуга и выделение знати в древних обществах
Так выглядел гончарный круг.

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

2. Изобретение плуга. Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг.

Развитие ремёсел, изобретение плуга и выделение знати в древних обществах
Медный топор и форма для его отливки. Рисунок нашего времени.

Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.

Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

3. У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.

Развитие ремёсел, изобретение плуга и выделение знати в древних обществах
Деревянный плуг. Реконструкция.

Развитие ремёсел, изобретение плуга и выделение знати в древних обществах
Так мог выглядеть посёлок земледельцев и скотоводов.

4. Выделение знати. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли.

Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам.

Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.

Проверьте себя. 1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия. 2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? 3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах? 4. Каким имуществом владели знатные семьи? 5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

• В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные.)


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Соседи Римской империи

1. Установление мира с Парфией. Восточным соседом империи было могущественное Парфянское царство. Римляне не раз пытались захватить его земли. Но парфяне были храбрыми и искусными воинами,…

Завоевание Римом Италии

1. Возникновение республики. Изгнав Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом. Такое управление…

Что изучает история

История — наука о прошлом Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны. Смотрели фильмы о…

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Города Двуречья долго воевали между собой — кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью…

Олимпийские игры в древности

1. Праздник, объединявший эллинов. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят…

В гаванях афинского порта Пирей

В V (5-м) веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины…

Искусство Древнего Египта

1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У…

Счёт лет в истории

Подсчитайте, сколько лет, полных веков и полных тысячелетий продолжается наша эра. При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло…

Восстание Спартака

1. Первая победа над римскими войсками. В гладиаторской школе города Капуи возник заговор. Во главе его стоял Спартак родом из Фракии — страны на севере Балканского…

Победа греков над персами в Марафонской битве

В начале V (5-го) века до н. э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны. 1. Над греками нависла…

В Риме при императоре Нероне

1. Императоры объявляют себя богами. Правившие вслед за Августом императоры всеми способами укрепляли свою власть. Население империи было обязано поклоняться им как богам. Новым богам возводили…

Сталинградская битва

В 1941 году на нашу Родину (тогда она называлась СССР — Союз Советских Социалистических Республик) напали полчища немецко-фашистских захватчиков. Так началась Великая Отечественная война. За…

Первый властелин единого Китая

1. Объединение Китая. Одно из китайских государств называлось Цинь. В 221 году до н. э. его правитель, разбив поодиночке соперников, объединил весь Китай под своей властью.…

Персидская держава «царя царей»

1. Три великих царства в Западной Азии. После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Купцы…

Рабство в Древнем Риме

1. Завоевания — главный источник рабства. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат…