1. Вторжения варваров. Суровая необходимость вынуждала римлян держать на границах большие армии. В пределы империи непрерывно вторгались племена варваров.
Император Константин. Изображение на монете.
Этим словом греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали и которые казались им грубыми и необразованными. Особенно страдали западные провинции империи от набегов германских племён.
Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть.
2. Император Константин. В начале IV (4-го) века в ожесточённой борьбе полководцев одержал верх один из них — Константин. По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку в честь победы одних римлян над другими. При этом безжалостно сорвали статуи и рельефы с арки «лучшего из императоров» Траяна и поместили их на арку Константина.
Константин носил пышные, шитые золотом одежды, корону, украшенную драгоценностями. Он был неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. Даже ближайшие советники Константина не имели права сидеть в присутствии императора. При Константине возросла численность армии, в ней наряду с римлянами служили жители многих провинций — галлы, германцы, сирийцы.
Город Рим в период империи. План.
Елена — мать Константина. Древнеримская монета.
3. Прикрепление колонов к земле. Положение колонов менялось к худшему. Они должны были теперь платить, кроме части урожая владельцу земли, ещё и налог в императорскую казну. Доведённые до отчаяния, колоны бежали кто куда.
Борясь с бегством колонов, Константин издал указ, запрещавший им уходить с участков, которые они обрабатывали. Дети колонов должны были оставаться в том месте, где родились, и обрабатывать ту же землю, что и их родители.
4. Перемены в положении христиан. Во времена Константина во всех провинциях империи было много христиан. В каждом городе верующие выбирали одного или нескольких священников. Из их числа выбирали главного руководителя христиан целой области. Он назывался епископ (в переводе с греческого — надзирающий).
Епископы всячески убеждали римские власти в том, что христиане им не опасны. «Мы молимся об императорах, их слугах и всех властях», — повторяли они. Константин понял, что христиане не призывают к свержению императора и разрушению Римского государства. Ведь ещё апостол Павел учил: «Нет власти не от Бога, противящийся власти противится Божию установлению». В 313 году н. э. Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться. Преследования за веру в Христа прекратились, христиане стали оказывать Константину поддержку. Более того, до сих пор христиане во всём мире почитают Константина и его мать Елену, которая была ревностной христианкой.
Арка императора Константина в Риме.
Иисус Христос. Древняя мозаика из Британии.
После указа Константина все епископы разных городов стали открыто собираться вместе, чтобы договориться о том, как правильно молиться Богу, когда отмечать христианские праздники, например Рождество Христово и Пасху — Воскресение Иисуса. Епископы определили, какие книги, написанные об Иисусе и его учении, считать священными. Эти книги составили вторую часть Библии — Новый Завет.
Среди христиан приобрёл большое влияние епископ города Рима. Он стал называть себя папой (по-гречески «паппас» — отец). Согласно легенде, первым епископом Рима был ученик Иисуса, апостол Пётр.
5. Перенесение столицы. Константин не любил Рим, бывал в нём редко, предпочитая жить в других городах. Он замыслил перенести столицу из Рима на Восток, подальше от вторжений германцев. Местом для столицы он выбрал греческий город Византии на берегу пролива Босфор.
Здесь находился перекрёсток путей: водного — из Средиземного моря в Чёрное и сухопутного — из Малой Азии в Европу. По воле императора старые здания снесли, а вместо них построили дворцы и жилые дома, водопроводы и бани, театры и цирк. Воздвигли там и христианские храмы.
Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить Рим, Афины и другие города империи. Оттуда вывезли красивейшие статуи и колонны, выломав их из портиков и храмов. Город стал называться Константинополем в честь его основателя.
Описание ада и рая в книгах, созданных христианами
Праведники попадают в рай. Это огромное пространство, сияющее сверхъярким светом. Земля полна ароматов и прекрасно цветущих растений, приносящих благословенные плоды. Все носят там светлые одежды и, радуясь, единым голосом славят Господа Бога.
Грешники попадают в ад. Там глубокие пропасти, в которых кружатся огненные вихри. Там тёмные пещеры, в которых ползают шипящие змеи и из которых идёт зловоние. Души грешников, окутанные серой и дымом, пытаются высунуться из этих пещер, чтобы вдохнуть свежий воздух, но стражи не дают им это сделать. В аду каждая душа получает по заслугам. За язык подвешены клеветники и лжецы. За руки подвешены отнимавшие чужое, кто воровал, никогда не приходил на помощь нуждавшимся.
С 330 года н. э. столицей империи был уже не Рим, а Константинополь.
Объясните значение слов: варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха.
Проверьте себя. 1. Как полководец Константин пришёл к власти и стал императором? 2. Как изменился состав армии при Константине? Насколько велика была в Риме его власть? 3. Как изменилось положение колонов? 4. За что христиане во всём мире почитают Константина и его мать Елену? 5. В какую из двух частей Библии входят Евангелия?
Подумайте, почему христиане не представляли опасности для римских властей.