В афинских школах и гимнасиях

19 августа 2024 - 34 прочитали

1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непослушании своего воспитанника — брался за розгу.

Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.

 В афинских школах и гимнасиях
Педагог ведёт ребёнка. Древнегреческая статуэтка.

2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов.

В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.

Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное — домоводству.

3. Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой — борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» — борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном дворе, а в ненастье — под крышей портиков, окружавших этот двор.

 В афинских школах и гимнасиях
Дощечки, покрытые воском, и стиль.

 В афинских школах и гимнасиях
Дискобол — метатель диска. Статуя работы Мирона.

 В афинских школах и гимнасиях
В палестре. Рисунок нашего времени.

Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса.

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына (Из бытовой сценки древнего автора)

Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

 В афинских школах и гимнасиях
Копьеносец. Статуя работы Поликлета.

4. В афинских гимнасиях. Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.

Гимнасии располагались за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.

В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Разные взгляды греческих учёных на природу человека

Аристотель писал:

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие — неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий.

Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлёнными. а какие — неодушевлёнными?


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Петр Первый. Сражение при Гангуте

Петр I прославился не только победами на суше. Во время его правления был создан российский флот. Петр I путешествовал по Европе и обучался морскому делу.…

Вечный город и его жители

1. Все дороги ведут в Рим. Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие хотели получить выгодную должность на…

Греки и критяне

В те далёкие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины, во главе которых стояли цари. В греческих мифах рассказывается, что царь Афин…

Александр Невский. Ледовое побоище

В 1242 году на Русь напали войска Ливонского ордена — военной организации, в которую входили немецкие рыцари-крестоносцы. Навстречу им выступило войско новгородского князя Александра Ярославина.…

Зарождение демократии в Афинах

1. Демос восстаёт против знати. Большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у немногих. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса.…

Письменность и знания древних египтян

1. Загадочные письмена. Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие…

Семь чудес света

1. Пирамиды в Египте. 3-е тыс. до н. э. Рисунок нашего времени Греки и римляне называли самые замечательные творения рук человека семью чудесами света. Наиболее…

Счёт лет в истории

Подсчитайте, сколько лет, полных веков и полных тысячелетий продолжается наша эра. При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло…

Петр Первый. Полтавская битва

В начале XVIII века российский царь Петр I вел войну со шведским королем Карлом XII за выход к Балтийскому морю. Эта война получила название Северной.…

Александр Васильевич Суворов. Штурм Измаила

Турецкая крепость Измаил на Дунае считалась неприступной. Город окружали мощные стены и глубокий ров, наполненный водой. Осада города длилась долго, в войсках царило уныние. Среди…

Победа греков над персами в Марафонской битве

В начале V (5-го) века до н. э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны. 1. Над греками нависла…

Хронология и датировка исторических событий

1. Хронология. Измеритель времени — год М.И. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем (Куликовская битва). 1943 г. А.П. Шепелюк. М.И. Кутузов на командном пункте в день…

Искусство Древнего Египта

1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У…

Финикийские мореплаватели

1. Города финикийцев. На восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия. Образ жизни финикийцев был совершенно другим, чем египтян или вавилонян. Ведь иной была и сама природа.…

В гаванях афинского порта Пирей

В V (5-м) веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины…