В афинском театре

19 августа 2024 - 30 прочитали

1. Театр1 возник в Древней Греции. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. На этих празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам — сатирам, постоянным спутникам Диониса. Ряженые разыгрывали сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые театральные представления. Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. Такие здания появились почти во всех городах Греции.

В афинском театре
Развалины древнегреческого театра. Вид в наши дни.

1 Театр— по-гречески «место для зрелищ»

В афинском театре
Трагическая и комическая маски.

2. Здание театра, актёры и хор. Греческие театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трёх частей.

Одна часть театра — места для зрителей. Они разделялись проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почётные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожжённой глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов.

Другая часть театра — орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Без несен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, иногда животных — птиц, лягушек — и даже облака.

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К её стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Меняя костюмы и маски, актёры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

В афинском театре
Актёр в маске и особой обуви. Древняя статуэтка.

В афинском театре
Антигону приводят к царю. С рисунка на вазе.

В греческом театре было два главных вида представлений — трагедия и комедия. В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель. Действующими лицами комедий — весёлых и насмешливых представлений — наряду с героями мифов были современники зрителей.

Театральные представления устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.

3. На представлении трагедии. В дни весеннего праздника Великих Дионисий афиняне спешили в театр. Располагался он на склоне Акрополя. Те места, что были ближе к орхестре, занимали с ночи. С собой приносили узелки с едой и питьём: в театре предстояло провести весь день, одно представление следовало за другим. Поэты, актёры и хоры состязались между собой в таланте и мастерстве. На исходе праздника имена победителей и лучшую постановку называли сами зрители, избранные из публики в судьи.

Вообразим: звук трубы возвещает о начале трагедии Софокла «Антигона». В основе её содержания лежит древний миф. К царю греческого города Фивы стражи приводят девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат её в борьбе за власть пошёл войной на родной город.

В афинском театре
Софокл. Древнегреческая статуя.

В афинском театре
Древнегреческие театральные билеты.

В афинском театре
Зрители. Рисунок на древнегреческой вазе.

Однако его войско потерпело поражение, а сам он был убит. Тело юноши царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землёй. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь бесстрашную девушку ждёт казнь.

Хор фиванских старцев осуждает суровый приговор. За Антигону вступается её жених, сын царя.

— Все граждане и весь народ фиванский её вины не признают! — убеждает он отца. Но что царю до народа?!..

— В моей земле я царствую один!

— Принадлежать не может одному свободная земля! — восклицает смелый юноша. Гордому ответу рукоплещут афинские зрители.

К милосердию призывает царя и слепой старик-предсказатель: «Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти!» Однако царь неумолим.

Антигона погибает. В отчаянии кончает жизнь самоубийством её жених. Узнав об этом, пронзает свою грудь мечом царица-мать. Царя терзает, увы, позднее раскаяние: «Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!»

4. В афинском театре играют комедию Аристофана «Птицы». На орхестре появляются два афинянина. Они говорят, что им наскучила беспокойная жизнь в родном городе: «Вот отчего в дорогу мы отправились. Скитаясь, ищем тихого пристанища».

Повстречался им птичий царь Удод. Тот из афинян, кто похитрее, предлагает Удоду построить город меж небом и землёй: «Людьми, как мошкарой, вы править станете!»

«Я замысла не слышал остроумнее!» — отвечает Удод.

Тут под музыку с криками и пением на орхестру вбегает хор, переодетый птицами: «Ай, ай, ай, без счёта птиц! Ай, ай, ай, сорок, синиц! Верещат, пищат, стрекочут, скачут, прыгают, свистят».

Хор и актёры изображают строительство города и поют: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили камни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы». В птичий город сбегаются из Афин всякие проходимцы и жулики, не желающие честно трудиться. Среди них бездарные поэты, доносчик, клевещущий на невиновных, обманщик, будто бы умеющий предсказывать судьбу. Всех их нещадно лупят и гонят вон.

Чу! Летит вестница богов — богиня Ирида. (Актёр, исполняющий её роль, спускается на канатах.) Птицы не пускают её: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!.. Из Зевсовых детей никто к нам не пройдёт, курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!»

Вот оно в чём дело! Птицы перехватывают дым от жертв, приносимых людьми. Терзаемый голодом Зевс отправляет на переговоры Геракла, Посейдона и чужеземного бога Трибалла. Один их вид вызывает смех у зрителей: Геракл изображён толстяком и обжорой, Посейдон — глуповатым, а Трибалл — уродом. К тому же по-гречески он ничего не знает и только невпопад лопочет: «Аб-ра-ка-даб-ры!» Таких послов легко перехитрить!

Из песни хора старцев в трагедии Софокла «Антигона

В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он, непобедимый,

По волнам седого моря

Сквозь ревущий ураган.

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру,

И законы начертал.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее предвидит

Многоумный человек.

И, гордясь умом и знаньем,

Не умеет он порою

Отличить добро от зла.

Человеческую правду

И небесные законы

Ниспровергнуть он готов.

Но и царь непобедимый,

Если нет в нём правды вечной,

На погибель обречён:

Я ни чувств, ни мыслей,

Ни огня, ни кровли

С ним не разделю!

В афинском театре
Представление комедии. Рисунок нашего времени.

Комедия заканчивается тем, что птичий хор восхваляет афинянина: «Тебе мы славу пропоём, богов победил ты!»

Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.

Объясните значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия.

Проверьте себя. 1. Зарождение театра связано с празднествами в честь одного из богов. Кого именно? Что рассказывали о нём греки? 2. Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам? 3. Почему места в театре занимали с ночи? 4. Чем участники представлений отличались от актёров нашего времени? 5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?

Опишите здание театра и представление комедии по одноимённому рисунку. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Познакомьтесь с документом — отрывком из трагедии Софокла «Антигона» (см. с. 189) и ответьте на вопросы: в чём видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
В гаванях афинского порта Пирей

В V (5-м) веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины…

Жизнь египетского вельможи

1. О чём могут рассказать гробницы вельмож. Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы…

Древнееврейское царство

1. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки…

Александр Невский. Ледовое побоище

В 1242 году на Русь напали войска Ливонского ордена — военной организации, в которую входили немецкие рыцари-крестоносцы. Навстречу им выступило войско новгородского князя Александра Ярославина.…

Появление неравенства и знати

1. Развитие ремёсел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие…

Источники знаний о прошлом

1. Как гибнут памятники старины Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах…

Поэма Гомера «Илиада»

1. Гомер и две его поэмы. Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе знаменитой греческой поэмы «Илиада». Её название произошло от слова Илион…

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились но всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ…

Что изучает история

История — наука о прошлом Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны. Смотрели фильмы о…

Михаил Илларионович Кутузов. Бородинская битва

Летом 1812 года в Россию вторглась французская армия под командованием Наполеона Бонапарта. Весь русский народ поднялся на борьбу с завоевателем. Началась Отечественная война. Наполеон рассчитывал…

Древняя Спарта

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений…

Михаил Дмитриевич Скобелев. Бой за Плевну

Турецкая Османская империя притесняла славянские народы, жившие на Балканском полуострове. Россия хотела оказать помощь братьям-славянам. Наши войска, которым помогало болгарское ополчение, разбили турецкую армию. Переломным…

Олимпийские игры в древности

1. Праздник, объединявший эллинов. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят…

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Города Двуречья долго воевали между собой — кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью…

Религия древних египтян

1. Боги и жрецы. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю…