1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Города Двуречья долго воевали между собой — кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и овечью шерсть. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э.
Сказание о Гильгамеше (По клинописному тексту на глиняных табличках)
В городе Уруке жил некогда царь Гильгамёш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкиду — полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далёкие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал над ним Гильгамеш: «Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила её. Недоступно бессмертие людям.
Вавилонское царство при царе Хаммурапи.
2. Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Более ста лет назад археологи нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высокой короне, а перед ним, ростом пониже, в почтительной позе стоит царь. Это бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш — небесный судья и владыка, а Хаммурапи — земной.
Глиняная клинописная табличка.
Миф о потопе (По клинописному тексту на глиняной табличке)
Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашёл ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.
3. Царские законы. Главное, что было написано на чёрном камне, — законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.
В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.
Порой судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул — значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.
В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!
4. Законы о рабах. Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали — это раб, к тому же строптивый.
Верхняя часть столба с текстом законов Хаммурапи.
Внутренний дворик дома. Рисунок нашего времени.
Рабов покупали и продавали так же, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.
5. Законы о богачах и бедняках. Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.
Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.
Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бедняку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права — иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
Из законов Хаммурапи
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
По если семья бедняка голодает, ему придётся снова делать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже установили боги — есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие.
Объясните значение слов: закон, ростовщик, раб-должник.
Проверьте себя. 1. Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье? 2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне? 3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления? 4. Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?
Поработайте с картой (см. с. 70). Найдите Вавилонское царство при Хаммурапи и определите его местоположение.
Поработайте с датами. Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше?
Познакомьтесь с документом «Из законов Хаммурапи» и ответьте на вопросы: 1. Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? 2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?